shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


Между показанным в прошлой части Городским холмом и Корабельной стороной - Южная бухта и вокзал у её окончания. Здесь - Альтернативный Севастополь: индустриальный, железнодорожный и трущобный.

Южную бухту (у татар - Чабан-лиман, то есть Пастуший залив), на которую выходит Графская пристань, с разных ракурсов я показывал не раз - особенно в первой части и в рассказе о жизни севастопольских бухт. С главной бухтой они соотносятся примерно как Ока и Волга в Нижнем Новгороде, и в общем-то Южную бухту гуляющий по центру турист видит едва ли не чаще, чем главную. На следующем кадре - зелёная крыша музея Черноморского флота (1905), которым мы закончили пролшую часть, а напротив бухта уже третьего порядка - ответвляющаяся от Южной Корабельная. От главной её отделяет узкий Павловский мыс, занятый госпиталем Черноморского флота - точно не знаю его возраста, но может быть и ровесник города.... Здание с двумя башенками на мысу - бывший Адмиральский корпус, но под таким названием его знают отнюдь не все севастопольцы - ныне там 3-е терапевтическое отделени, как не одного только меня поправляли в комментах. Рядом - обелиск эсминцу "Свободный", который вместе с ещё несколькими кораблями во Вторую оборону фактически выполнял роль батареи, вёл огонь из бухты и в ней же погиб от авиамбомб. За главной бухтой - ракетные катамараны "Бора" и "Самум", самые молодые на тот момент корабли Черноморского флота (1989 и 1992) и грузовой порт на Северной стороне:

2.


Госпиталь обращён к главной бухте, Корабельная бухта же вся целиком принадлежит заводам, выросшим из Севастопольского адмиралтейства. Первоначально, со времён основания города, оно размещалось как раз-таки там, где ныне музей ЧФ, а на другой берег начало постепенно перетекать при Лазареве, в 1836-40 годах. Новое Адмиралтейство, в 1851 году официально названное Лазаревским, построило до Крымской войны 25 кораблей и судов и дало название району за бухтой - Корабельная сторона, производственный тыл военного порта. В 1856 году на площадке Лазаревского адмиралтейства была создана коммерческая контора РОПиТ ("Русское общество пароходства и торговли"), получившая его в безвозмездную аренду как гражданский судозавод - фактически это был способ сохранить предприятие до лучших времён, наступивших в 1897 году, когда оно вернулось военному ведомству одной из крупнейших верфей России, где работало 11 тысяч человек. Когда именно адмиралтейство стало официально называться Севастопольским морским заводом - точно не знаю, возможно - с момента национализации при Советах. Вид с Графской пристани:

3.


Цеха с кадра выше - ещё лазаревских времён, 1840-50-х годов, на панораме разрушенного Первой обороной города они хорошо видны. Поразительное постоянство для завода!

4.


Несколько цехов на Павловском мысу, через стенку от госпиталя, на викимапии значатся как Артиллерийский завод, и его гранёная труба вполне может претендовать на звание "самой старой в России" наряду с известными мне трубами Петропавловской крепости и Тильзитского замка:

5.


У стенки - паровой буксир "Севастопольский порт-10" (1937) - в народе такие называли "чертова дюжина", так как завод для местных нужд наклепал их ровно 13. СП-12 стал первым судном, погибшим в войне - подорвался 22 июня 1941 года на одной из тех самых мин, одна из которых по ошибке попала в жилой дом (см. пост о Второй обороне), а СП-13 был последним судном, покинувшим при эвакуации Одессу, а из бортовой зенитки однажды сбил самолёт. СП-10 - последний сохранившийся, используется Севморзаводом как генератор, тем самым оставаясь одним из последних аутентичных русских пароходов:

6.


Теперь полюбуемся Южной бухтой из сквера на улице Ленина, памятники которого я показывал в прошлой части - собственно, именно эти виды встречают, когда едешь в центр от вокзала. На той стороне - Севморзавод, на этой - "стенки", как тут принято называть военные причалы. Ближе к выходу - самая крупная и известная Минная стенка, получившая название то ли от минного завода при Старом Адмиралтействе, то ли от миноносцев, швартовавшихся у неё во времена расцвета ЧФ. "Минка" служит секретной набережной - ходить там не запрещено, но вот проходы к ней совершенно не очевидны, и потому гулять туда ходят сами севастопольцы. Самое заметное судно около неё - белоснежный плавгоспиталь "Енисей" (1981). Ближе - Телефонная стенка, над которой раньше находился узел связи:

7.


Один из этих кораблей - бывший украинский корвет, коих в Крыму осталось 3 - "Луцк", "Тернополь" и "Хмельницкий". О многочисленных кораблях, которые хотели сначала великодушно вернуть Украине, но не стали из-за Донбасской войны, я уже писал не раз.

8.


На той стороне - контора "Севморверфи", построенная, видимо, после её возвращения к военным. Название у меня ассоциируется скорее с Мурманском (первая приходящая на ум расшифровка - верфь для нужд Севморпути), но думаю, ясно, что Север тут не при чём. На заднем плане - площадь Корабела Бутомы - это не какой-нибудь революционер, а министр позднего СССР, с которым связан расцвет советского военного судостроения. Площадь находится практически в центре Корабельной стороны, и мы до неё так и не дошли.

9.


ДК "Корабел" обращён фасадом к заводу и бухте, но их разделяет железная дорога. А уже в промзоне - памятник рабочим Севморзавода 1960-х годов, который севастопольцы называют не иначе как "Растянем рубль до получки!".

10.


Дальше за верфью - Лазаревские казармы 1830-40-х годов, крупнейший квартал из "дважды уцелевших", и это довольно странно: их и бомбить англичане с французами должны были немилосердно, и после войны, с упразднением флота и крепости, вряд ли был резон восстанавливать. Тем не мнее, комплекс их вполне столичного масштаба прекрасно сохранился, с 1901 года до Великой Отечественной в них размещалось училище береговой обороны, а ныне это ни что-нибудь, а МГУ - ведь с 1999 года главный университет России имеет филиал в Севастополе, до 2008 года называвшийся Черноморским:

11.


А эта часть казарм, уже без красных крыш, используется по назначению. Там Флотский экипаж, куда прибывают срочники до распределения на корабли, там же они приносят присягу - среди стен, избитых пулями двух войн, в прямой видимости Четвёртого бастиона и Малахова кургана (на заднем плане). Внизу две подводные лодки "на пенсии" - слева украинская "Запорожье" (ну, о её злоключения я уже не раз писал), справа раритетная С-49 (такие стриоилсь в 1957-61 годах в Нижнем Новгороде), ныне плавучая зарядная станция:

12.


Общий вид всей этой части бухты, у выхода хорошо виден плавгоспиталь "Енисей" с красными крестами на белом борту, а точно за ним Михайловское укрепление опять же 1840-х годов, принадлежавшее ВМСУ и задолго до недавних событий переданное музею. Обратите внимание на странную штуку в правом нижнем углу - это тоже подводная лодка 1950-х годов, правда с неродной надстройкой, в 1970-х годов используется как тренировочная станция, где подводники учатся спасать себя и субмарину при ЧП:

13.


Бухта сужается, и в её пейзаж входят железнодородные элементы. На холме - Бомборы, самый необычный район Севастополя, куда дойдём в конце поста. В доке - ещё одна, уже действующая подводная лодка, но самое интересное здесь - вот этот ржавый корпус на переднем плане, на борту которого бывали Гитлер, Муссолини и Сталин. Это бывшая "Хелла" (1937-40), личная яхта и штабной корабль Карла Дёница, в 1945 году по репарациям переданная СССР как корабль управления Черноморского флота "Байкал", с 1960-го года зачем-то переименованный в "Ангару", а в 1980-м году после капитального ремонта в Греции получивший великолепные интерьеры. Однако в 2008 ожидавшая списания яхта сгорела, затем её выкупил некий итальянец и собарился сделать элитное круизное судно, для ремонта сняли надстройки... а потом что-то не задалось, и "Хелла" теперь так и стоит у причала, ржавая и невзрачная.

14.


Взгляд с другой стороны. Над оконечностью бухты нависает Исторический бульвар с панорамой "Оборона Севастополя" и Четвёртым бастионом:

15.


В конце бухты - стоянка рейсовых катеров у плавучей судоремонтной мастерской (1981), яхтенная марина и на берегу склады - советский холодильник и бывшая паровая мельница (1881):

16.


Практически в створе бухты - часовня Феодосия Черниговского (1902, новодельная реплика) и вокзал, собственно вся эта промзона была частью товарной станции:

17.


Взгляд с колеса обозрения на Четвёртом бастионе - бухта во всей красе, все объекты уже знакомы:

18.


И тот же вид в 19 веке. Корабли и здания другие, но атмосфера - та же:

19.


А это уже вид с путепровода над станцией Севастополь-пассажирский - но тоже в сторону бухты, и отсюда кажется, что рельсы ведут прямо в воду. Слева Городской холм, знакомый по прошлой части Матросский клуб (левее) и Дом с башней. Из-за крытой платформы виднеется морда старой "эрки" - о чрезвычайно архаичном крымском транспорте у меня уже был отдельный пост. А советское здание над ней - багажный терминал вокзала:

20.


Другой вид на те же объекты, а также поезд дальнего следования. Над станцией - Бомборы:

21.


А вот и сам вокзал - небольшой, но именно такой, каким должен быть вокзал в Севастополе. Вдаль уходит балка - продолжение Южной бухты:

22.


Севастополь - город, что ни говори, не железнодорожный: железная дорога выглядит "чтоб было", и почти не заметна в городском пейзаже - на Городскую сторону рельсы рельсы заходят лишь по окраинам ко всяким военным объектам, на Корабельной стороне железка в основном проходит по тоннелям, лишь иногда "выныривая" в промзонах. В общем, Севастополь верен морю, а железная дорога здесь сугубо функциональна, и дотянули её сюда лишь в 1873 году. До Второй обороны вокзал выглядел так:

22а.


И основа нынешнего здания осталась с тех же времён:

23.


Интерьеры частью сталинские:

24.


А частью - как бы и дореволюционные. Также обратите внимание на стулья, характерные для "Укрозализницы":

25.


И в целом, если на пригородных платформах довольно многолюдно (электрички в Симферополь бегают примерно каждый час), то в самом здании сонно и пустынно. Севастополь всё же никогда не был таким железнодорожным узлом, как Симферополь, а в этом году в Крым и вовсе куда как меньше идут поезда... Привокзальная площадь со всех сторон окружена путями, и выйти с неё можно лишь по путепроводу и автомобильным эстакадам:

26.


В близлежащем сквере - памятник депортантам о 6 гранях, весьма наглядно выражающий отношение севастопольцев к этой трагедии: хотя громче всех о пережитом говорят крымские татары, ещё с полуострова вышвырнули немцев, болгар, армян и греков, таких же точно коренных жителей, которые вернулись тихо и без проклятий в адрес русским. На 5 гранях надпись на языках всех перечисленных народов, на шестой - по-русски. Большинство "депортантских" памятников в остальном Кырму посвящены только татарам.

27.


Автовокзал стоит в сквере через грузовые пути от вокзала, маленький и чрезвычайно оживлённый... как, впрочем, и все автостанции Крыма в летнее время. Не знаю, когда он был построен, но выглядит довольно необычно. Так как Республика Крым и Севастополь - разные регионы, билеты отсюда в Симферополь, Евпаторию или Ялту неадекватно дорогие, 120-200 рублей, при том что внутри обоих регионов транспорт гораздо дешевле российского.

28.


Замыкает сквер стоящий параллельно путям бронепоезд "Железняков", вернее аутитечен здесь только его паровозом "Э", построенный в 1917 году в Харькове.

29.


Сам бронепоезд построили в октябре 1941 года на Севморзаводе, оснастив корабельным оружием как этакий сухопустный линкор, и немцы вскоре прозвали его Зелёный призрак - поезд выходил на позиции, давал залп и раньше, чем немцы успевали поднять авиацию или навести орудия, скрывался в тоннелях и ущельях. В итоге в тоннеле его и похоронили, обрушив оба выхода, за несколько дней до падения Севастополя, а овладев городом, немцы переделали "Железнякова" в свой бронепоезд "Ойген" и взорвали при отступлении. Его паровоз Э-2500, однако, работал на крымских железныз дорогах до 1967 года, а вот орудийная платформа тут стоит условная - у "Железнякова" она была уникальной и с воссозданием заморачиваться не стали.

30.


Напротив сквера, уже фактически на Корабельной стороне, стоит ещё одно здание - это бывшая, капитально перестроенная после войны, контора Севастопольского трамвая. Электрический трамвай метровой колеи тут был одним из первых в Российской империи - пущен аж в 1898 году (после Киева, Нижнего Новгорода, Екатеринослава/Днепропетровска, Курска и Елисаветограда/Кировограда), причём сразу электрическим, минуя стадию конки. Линии имели собственные названия - изначальные Вокзальная, Артиллерийская и Круговая, в 1910-12 добавились Лагерная и Корабельная, в 1926, видимо по мотивам английской узкоколейки - редчайшая в российских трамвайных системах междугородняя линия (15,6км) до Балаклавы:

31а.


Увы, всё это великолепие погибло в войну и уже не восстановилось. Контору перестроили в жилой дом, а депо изначально располангалось на её заднем дворе. Вроде бы, бутофорский трамвайчик стоит в троллейбусном депо, но я там не был.

31.


Напоследок поднимемся на Бомборы, уже не раз упоминавшиеся выше. Этот чудной райончик, самый несевастопольский по духу, вырос на скалистом склоне над Южной бухтой, и название своё получил в 19 веке, когда его облюбовали отставные бомбардиры. Он напоминает ни то латиноамериканские фавеллы, ни то предгорные татарские городки типа Старого Бахчисарая:

32.


Вернее, на том кадре - ещё не сами Бомборы, а прилегающие чуть более цивильные районы. Бомборы - это две Линии, проходящие одна над другой и соединённые переулочками, в которых не проехать на автомобиле и можно дотянуться руками разом до обеих стен:

33.


Здесь сохранилось несколько мазанок, коих я и в Средней Азии мало где встречал - а в 19 веке такими были окраины большинства крымских городов:

34.


У некоторых окна заглублены в землю - так прохладнее, да и склон обязывает:

35.


В сущности, трущобы - но тем и интересные. Здесь и люди какие-то другие. Такой Севастополь знают даже не все жители города...

36.


На соседнем холме "тридцатьчетвёрка" - памятник освобождению города, а внутри холма подземная электростанция времён Второй обороны:

37.


И едва ли не колоритнее самих Бомбор - их спуски, совмещающие функции улицы и вдостока, ничего подобного я не видел даже в других местах Крыма:

38.


39.


40.


41.


42.


43.


Видом с Бомбор на балку с вокзалом, автовокзалом и бывшим трамвайным депо и закончу рассказ:

44.


В следующей части прогуляемся по Корабельной стороне.

Севастополь
Город-эпос. Общий колорит.
Николаевский мыс.
Уцелевшие. Осколки старины.
Наследие Первой обороны.
Наследие Второй обороны.
Городской холм.
Южная бухта и вокзал.
Корабельная сторона.
Северная сторона.
Херсонес.
Окрестности Севастополя.
Инкерман. По воде и по рельсам.
Инкерман. Монастырь, крепость и карьер.
От Херсонеса до Фиолента.
От Фиолента до Айя.
Балаклава.
Севастопольские предгорья.
День Черноморского флота
Севастопольская бухта. Суда и корабли.
Парад кораблей Черноморского флота.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
No Subject Icon Selected
More info about formatting

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2025 05:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios