Entry tags:
БАМ! Часть 12: Северобайкальск, или Ленинград вне Петербурга
Северобайкальск - городок небольшой (23 тыс. жителей), однако же второй по величине как в Бурятии, так и в БАМии. Для республики он Северная столица, для магистрали - Окно в Европу, да и стоит к тому же прямо у моря, Мысовыми тоннелями вдоль которого мы добрались сюда в прошлой части. И если Тынду как столицу БАМа строила Москва, то разве мог здесь потрудиться кто-то, кроме Ленинграда?
Проложить три с лишним тысячи километров железной дороги через безлюдную тайгу - задача, мягко говоря, нетривиальная. Строить БАМ в 1970-х годах начинали с нескольких точек, которыми были как конечные сталинских строек Комсомольск-на-Амуре и Усть-Кут, так и доступные с Транссиба места между ними. Возводить Новый Ургал, "восточную столицу" БАМа, комсомольцы Украины ехали по ещё сталинской железной дороге на шахтёрский Чегдомын. Чтобы подобраться к Тынде, восстановили Малый БАМ от Сковородино, разобранный в 1942 году для экстренного сооружения Волжской рокады. А на западе даже новых железных дорог не требовалось: в Култуке у крайней юго-западной точки Байкала до сих пор привлекают взгляд БАМовские причалы. Морем, проходя из конца в конец все его 636 километров, и отправлялись к этим берегам первостроители из Ленинграда со всеми материалами и техникой. В 1974 году на берегу Байкала вырос палаточный лагерь, год спустя ставший ПГТ Северобайкальск, а с 1980 - городом. Но, как и настоящий Петербург, Северобайкальск обращён к морю индустриальными задворками - в конце прошлой части я показывал остатки порта, подобие набережной с остановками-памятниками и роскошными видами на Северную Кругобайкалку. От города всё это отрезано бескрайней станцией, путепровод которой выводит прямиком на незастроенный косогор, к маленькому участку Большой Байкальской тропы, куда я, увы, не сподобился выйти. Так что начнём рассказ на виадуке да посмотрим с него на запад, где над путями нависают железнодорожные поликлиника и профилакторий со звучным названием "Подлеморье" - так, во избежание путаницы с Поморьем и Приморьем, называется этот прибайкальский уголок.
2.
С другой стороны от путепровода - вот такой вид. На заднем плане хорошо заметен
3.
Увы, я не нашёл точных дат его постройки, но первый поезд на эту станцию прибыл в 1981 году. Проектировал здание не ленинградский, а новосибирский зодчий - Владимир Авксентюк, уже нам знакомый по Восточному БАМу, где его родная область строила станции Тунгала и Постышево.
4.
Изнутри "Волна" не менее удивительна:
5.
И непривычно многолюдна. Если восточнее Тынды курсирует один ежедневный поезд, а от Тынды до Северобайкальска - два поочерёдных, то здесь к ним добавляется ещё пара-тройка: например, прямой до Москвы или региональный до (в разные годы) Улан-Удэ или Иркутска. Это не считая весьма активного пригородного движения от Кюхельбекерской (см. прошлую часть) до Киренги.
6.
На привокзальной площади, там, где в настоящем Петербурге стела Города-героя, стоит обелиск Ленинградским Строителям (1986). Его самая приметная деталь - адмиралтейский кораблик.
7.
Корюшку в Байкал не завезли, да и на дворе была осень, поэтому на площади торгуют рыбой покрупнее. Обратите внимание на косой дождь - Северобайкальск встретил меня совершенно питерской погодой:
8.
От вокзала расходятся три дороги. Увы, в топонимике ленинградцы оказались не столь изобретательны, как москвичи в Тынде, поэтому тут не стоит искать Лиговку, Коломну или Марсово поле. Но аналогом Литейного проспекта можно назвать проспект 60 лет СССР, параллельный железной дороге. Сперва сходим вдоль него на восток:
9.
С этой стороны он приводит на подобие Сенной - небольшой рынок с напоминающими о том, что мы в Бурятии, позными. Буряты в Хойто-Байгалай-хото (бурятское название Северобайкальска) явно не большинство, но весьма заметны:
10.
Позная шашлык, продолжим путь. На дальнем конце проспект пересекается с
11.
С другой стороны проспекта уходят к туманным горам Ленинградские кварталы, примета которых - дома-корабли:
12.
Только на балтийских берегах они скорее лайнеры, а на байкальских - не то ледоколы, не то плавбазы:
13.
Ещё в Тынде я отмечал, что живя в Москве или Питере, не задумываешься о том, насколько самобытной и обособленной от остального Союза была архитектура двух российских столиц. Но если спальные районы Москвы по степени непохожести на остальную Россию я бы сравнил с Прибалтикой или Средней Азией, то жилмассивы Ленинграда - разве что с Закавказьем. И даже больше, чем в архитектуре как таковой, это заметно в планировке с длинными прямыми улицами, бесконечными фасадами и широкими, словно площади, дворами - всё как Пётр I завещал.
14.
На местности не так заметно, впрочем, что дома Северобайкальска как раз не прямые - в основном они стоят парами, образуя почти замкнутые фигуры.
15.
Под их защитой - школы и детские садики:
16.
А во дворах сохранены участки лесов, росших здесь до высадки первостроителей:
17.
Ленинградскими кварталами выходим на Ленинградский проспект, вполне оправдывающий своё название. На самом деле в нём всего три пары домов (и первый в городе - тут второй слева), но это не мешает совершенно питерскому ощущению перспективы:
18.
От вокзала местный Невский выводит на местную Дворцовую, в обиходе Центральную площадь. Официально она с недавних пор площадь Владимира Бодрова, который строил этот город и первым возглавил его. Дворец тут, правда, не Зимний, а Культуры Железнодорожников, и это, пожалуй, самое солидное общественное здание на всём БАМе.
19.
Перед ним - памятник "Дорога дружбы" необычайно инклюзивного облика: на постаменте азиат, женщина и двое европеоидных мужчин. Ещё больше впечатляет дорога, которую друзьям пришлось проделать: изваял их скульптор Владимир Ткачёв аж в 1979 году, вот только отвезти монумент в Северобайкальск тогда было нетривиальной задачей. Скульптуру установили в Улан-Удэ у кинотеатра "Дружба", да так там и оставили. В 2007 кинотеатр снесли и начали строить на его месте гораздо более обширный Русский драмтеатр им. Бестужева. Памятник отвезли на склад и снова там позабыли. Когда же несколько лет спустя его снова извлекли на свет - сразу же упекли в далёкий район Энергетик. Причины такой ссылки общественность поняла, увидев скульптуру, - какие-то её части были отбиты и грубо приварены, какие-то и вовсе утеряны. Осталось лишь изготовить копию, доставке которой чуть не помешала дорожная полиция Качуга, лишь после вмешательства главы района поверившая, что это не контрабанда лома. И вот в 2014 году Четверо дружных наконец-то добрались на БАМ:
20.
Слева от них, если стоять спиной к вокзалу - местные Сенат и Синод. Пардон, Администрация и ЗАГС, соединённые, увы, не аркой, а сплошным переходом. Работают они, кажется, неплохо - убыль населения в Северобайкальске наименьшая чуть ли не на всём БАМе (с 29 тыс. в 1991 до 23 тыс. сейчас), да и та пришлась почти исключительно на 1990-е.
21.
С другой стороны - торговый центр, который огибают улица Полиграфистов и Пролетарский переулок. В последнем находится картинная галерея, которую привёз всё тот же Владимир Ткачёв, и в том же здании - второй музей БАМа (1981). Как я понял с чужих слов - более современный, чем в Тынде, но не обладающий той душевностью. Судя по чужим фото, из того, что есть здесь, но нет в Тынде, больше всего запоминаются макеты Мысовых тоннелей и барж, участвовавших в стройке, а так же бурятская (там была эвенкийская) этнография. Мы вполне могли туда дойти, но отчего-то поленились.
21а.

Ленинградский проспект за площадью Бодрова круто поворачивает, образуя своеобразный Старо-Невский:
22.
Эта его часть примечательна различными плакатами и инфостендами, включающими в том числе очень подробный рассказ о комсомольцах БАМа:
23.
Нас здесь вёз с вокзала в гостиницу пожилой таксист, приехавший в 1970-х годах из Ленинграда. И, кажется, если бы он сказал "из Питера", я бы ему не поверил: здесь ленинградская грань свободна от петербургской.
24.
Теперь снова вернёмся к вокзалу и пойдём проспектом 60 лет СССР на запад:
25.
За "Подлеморьем" стоит паровоз П36, изготовленный в 1955 году в Коломне. Обычно путешественники, глядя на него, говорят "фи!" и блистают своим знанием, что на БАМе паровозы никогда не ходили. Однако встречал упоминание, что этот "генерал" (народное прозвище П36) был передан в 1984 году УзБАМстрою - не как локомотив, само собой, а как передвижная котельная или парогенератор. Здесь его поставили в 2000 году к 20-летию Северобайкальского отделения Байкало-Амурской железной дороги. Последнюю упразднили в 1996, а вот отделение никуда не делось, только перешло Восточно-Сибирской железной дороге.
26.
Напротив - ещё один массив ленинградских кварталов, в который мы уже не стали углубляться, а лишь обогнули его вдоль длинных фасадов:
27.
Если Сан-Франциско - город в стиле "диско", то Питер/Ленинград - город, конечно же, в стиле "русский рок". А потому стоит ли удивляться, увидев в Северобайкальске Стену Цоя:
28.
Проспект 60-летия СССР здесь уходит от железной дороги, но промзона и дальше тянется по левой его стороне:
29.
А за промзоной встречают купола и парящие кровли. Расположенный слева от проспекта дацан "Туддэншаддубчойлин", конечно, поскромнее, чем в Петербурге, но есть:
30.
Цветастые ворота казались наглухо запертыми, но шедший мимо мужик (или, напротив, это была женщина? не помню полтора года спустя), увидев нас, произвёл какие-то манипуляции, и из глубин обители пришла смотрительница-бурятка, впустившая нас.
31.
Дацан выглядит маленьким, ветхим и существующим чисто для галочки, просто как напоминание о том, что здесь тоже Бурятия. С чужих слов знаю, что по крайней мере лама здесь есть, но кажется, не живёт постоянно - мы видели только смотрительницу и её детей в окнах сторожки.
32.
Точно так же я ничего не нашёл об истории дацана (кроме того, что община зарегистрирована в 2008 году) и расшифровке его названия. И даже о самом необычном объекте в ограде, окатанном валуне со следами подношений, мне толком ничего не смогли рассказать.
33.
С дацана зато лучший вид на Байкал - город стоит на пологом, но весьма ощутимом склоне:
34.
А на другой стороне улицы высоченный забор скрывает ещё более неожиданную сущность - самобытность БАМии такова, что здесь чуть не сложилась своя ветвь православия!
35а.

Комсомольцы-романтики на стройке века сооружали вокзалы и жилые дома, торгово-общественные центры и школы, церквей же генпланы БАМовских посёлков не предполагали. Однако среди бамовцев находились и верующие, и даже священники, имевшие "в миру" какие-то полезные, к примеру, медицинские специальности. Да и просто сюда прибыло много ярких неокрепших умов, остававшихся в жизненном поиске, а потому совсем немудрено, что ветер перемен принёс в Байкало-Амурский край религию. Первые общины станционных посёлков сплачивались вокруг священников, вот только в Северобайкальске отец Анатолий Жога был из катакомбников, как назывались, по аналогии с первохристианами римских катакомб, полутайные общины, не примкнувшие к РПЦ из-за её сближения с большевиками. Катакомбники и стали первыми православными в регионе, и вскоре их общины возникли по всему Бурятскому участку БАМа до самого Таксимо. В 1992 году они получили регистрацию как Апостольские православные общины, и вскоре примкнули, внезапно, к Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкое согласие). Тут, конечно, можно вспомнить староверов-семейских, с 18 века живущих на Селенге, но их окормляет другая Русская древлеправославная церковь (Новозыбковское согласие). Нескольких священников рукоположил епископ Силуян в Новосибирске, но за далёкой паствой было сложно уследить - сведения о том, что на Бурятском участке БАМа крестятся тремя перстами и не носят бород, дошли до РПСЦ лишь к 1999 году, после чего Апостольские общины были исключены из неё. Тем временем религиозная жизнь цвела пышным цветом в соседней Украине, где образовались небезызвестные Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь. Её епископы в 1996 году рукоположили отца Стефана (Липницкого) архимандритом Русской истинно-православной церкви, а из неё в 2000 году выделилась Апостольская православная церковь. К ней в 2003 году, получив епископскую хиротонию, и примкнули официально Апостольские общины, фактически так и оставшиеся сами по себе, сведя контакты с АПЦ к минимуму. По описаниям, естественно с чужих слов, тут видится какой-то причудливый сплав староверия с баптизмом - дониконианские обряды, имея ряд оговорок (например, не оговаривается внешность и быт прихожан) сочетаются с песенными богослужениями под гитару. Впрочем, сочетались ли они? Пишут, что обрядовая сторона апостольских общин часто менялась и реформировалась. Их центром так и осталась церковь в Северобайкальске, у которой, кажется, даже нет посвящения - для немногочисленных адептов это просто Храм:
35.
С появлением здесь приходов РПЦ к ним ушла из Апостольских общин большая часть паствы, а оставшимся, кажется, вот-вот придётся снова уходить в духовные катакомбы. На пике АПО имели 10 храмов - на станциях Бурятского участка БАМа (Северобайкальск, Ангоя, Таксимо), в деревнях близ него (Уоян, Муя, Усть-Муя) и в соседних регионах (Куанда в Забайкалье, Улькан и стоящая в стороне от железной дороги Умбелла в Иркутской области, а также Тунка на другом конце Бурятии). Но с тех пор 6 из них (кроме Северобайкальска, Уояна, Таксимо и Усть-Муи) были "случайно" сожжены или под каким-то предлогом изъяты, а из 30 священников лишь 6 по-прежнему служат в России. Есть у АПО и своим мученики - 11 священников и активистов, убитых при разных и не всегда однозначных обстоятельствах в 1997 году. Нам же даже пообщаться с этой осаждённой крепостью не случилось. Забор вокруг Северобайкальского Храма высок, ворота крепко заперты, и стук в них, хотя по двору ходил человек, не дал никаких результатов. Вернее, кое-какие всё же дал - шедшая рядом пьяная парочка заметила нас и разразилась матерным монологом, суть которого сводилась к "нафиг вам эти сектанты, вон там у нас нормальная церковь есть!". А чем вызвана такая к ним ненависть и насколько она массовая - увы, не знаю. На форумах и соцсетях о религиозной жизни Бурятского участка БАМа не очень-то пишут.
36.
Мимо новых малоэтажек и ветхих времянок, на смену которым их строят...
37.
...мы вышли на Старо-Невский, то есть Ленинградский проспект. Он тянется здесь по опушке парка, отмеченной воинскими памятниками:
38.
Включая монумент Победы (1985):
39.
С тройкой образцов более поздней военной техники:
40.
Чуть дальше - Казанский собор (2009), хоть как-то напоминающий о Петербурге, но построенный в стиле Новгорода:
41.
Та самая "нормальная церковь", куда нас направила пьянь:
41а.

За улицей Мира Ленинградский проспект переходит в проспект Космонавтов - мы пришли во времянку, посреди которой до появления постоянки успели построить полудеревянный ДК "Байкал" с обелиском первостроителям (1977):
42.
Дальше начинается промзона:
43.
Куда мы заглядывали в основном потому, что там располагалась наша весьма неплохая и самая дешёвая за много дней пути гостиница "Северная".
44.
По дороге Оля заходила в магазины, ассортимент которых напоминал, что рядом не Балтика, а Байкал:
44а.

Напоследок - ещё немного зарисовок. Про Северобайкальск тоже можно написать "твоих оград узор чугунный" - так оформлены остановки около вокзала:
45.
Отдельная достопримечательность города - вывески, и если большинство из них просто колоритны, то вот на первой стоит остановиться подробно. Ведь Байкал, как известно, не просто море, а зарождающийся океан, и в его длинном рифте весьма высока геологическая активность. А потому совсем немудрено, что аршанами (горячими источниками) славится не только Тункинская долина на другом его конце, но и Подлеморье. Любимым местом отдыха бамовцев служила Дзелинда - горячий ключ (до 52 градусов) в пойме Верхней Ангары на полпути до Кичеры, теперь успевший обрасти турбазами. В наши дни не менее популярны Гоуджекит, Акули, Котельниковский источник. Однако гордость нынешнего Северобайкальска - Хакусы, которые первый раз бурятка-проводница в поезде представила нам как остров: этот курорт лежит за Байкалом, на необитаемом берегу без дорог у подножья Баргузинского хребта, куда попадают на лодке. Туда бычно продают пакетные туры, и мы думали скататься в такой одним днём, но путь на Хакусы не близкий (55км от Нижнеангарска), и по осени туроператоры не возят без ночёвки.
46.
А здесь я даже и подпись никакую не могу придумать:
47.
Так что можно объявить конкурс на лучший комментарий:
48.
Но только с одной оговоркой - комментарии к этим трём фото должны содержать обязательную отсылку с берегов Славного моря в Славный город Ленинград.
49.
Подлеморье же одним Северобайкальском не исчерпывается. Город образует двойную систему с колоритным старым ПГТ-райцентром Нижнеангарск, куда мы отправимся в следующей части.
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих землях БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Ванино и Комсомольск-на-Амуре.(Восточный Старый БАМ).
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали.
Олёкма - Новая Чара. Вершина БАМа.
Чарские пески.
Чинейская железная дорога. От Новой Чары до моста.
Чинейская железная дорога. Высокогорные участки.
Чинейская железная дорога. Чина и окрестности.
Чинейская железная дорога. Исторические фото Иннокентия Мызникова.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бодайбо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Мысовые тоннели.
Северобайкальск.
Нижнеангарск.
Байкальское.
Дабанский тоннель - Усть-Кут.
Усть-Кут.
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск и Тайшет. (Западный Старый БАМ).
no subject
А в нижней части города, за вокзалом, нигде не были? Там много интересного.
no subject
Существует мнение, что, своего рода, "вторым" Ленинградом можно считать Ангарск. Старую часть города проектировали на "брегах Невы".
no subject
no subject
no subject
Забыл написать о причалах Култука в посте. где они описывались, но зрелище даже из поезда грандиозное.
no subject
no subject
no subject
no subject
Что интереснее, по самому БАМу ещё курсирует пригород Таксимо — Окусикан.
Поэтому безапелляционное суждение про то что пригорода в Бурятии, кроме как подле Северобайкальск нет, ничего кроме мысли о халтурной подготовки материала, не вызывает.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
no subject
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
В тех местах, где живу я, есть примеры тонких деревьев, которые так и стоят тонкими, хотя вокруг них вырос поселок (есть старые фото)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
no subject
no subject
(no subject)
no subject
no subject
no subject
(no subject)
no subject
все естественное — прекрасно (к унитазу)
no subject
no subject
Но следующие две ночи мы обитали в палатке у берега, ибо в "домах" жить оказалось крайне небюджетно.
no subject
no subject
Это не считая единственного в Бурятии, и притом весьма активного пригородного движения
Я так понимаю, речь о пригородном сообщении по БАМу, а не в Бурятии вообще? По Транссибу в Бурятии оно ведь есть. Да и на БАМе есть ещё Таксимо-Окусикан
no subject
Про Таксимо-Окусикан не подумал, на автомате написал, имея в виду весь БАМ.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
no subject
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
Жаль, про дацан я тогда не знал. Вроде до него тоже близко, но вот как-то не набрёл.
no subject
no subject
(no subject)
(no subject)
Буддизм