shagonar: (Default)
shagonar ([personal profile] shagonar) wrote2009-07-27 09:17 am

Днепропетровск. Часть 1: проспект Карла Маркса



Чтобы представить, как выглядит Днепропетровск, надо мысленно скрестить Екатеринбург и Ульяновск.
Ведь с одной стороны Днепропетровск - финансовый центр Украины, едва ли не второй после Киева ее город по уровню жизни, миллионник (1038 тыс. жителей), обладающий одним из самых больших в бывшем СССР ансамблем современных зданий и небоскребов (а если брать не столицы, а только областные центры - может быть и самый).
С другой стороны, Днепропетровск поражает своей запущенностью, депрессивностью и атмосферой 1990-х. Если не знать о существовании здешних небоскребов, то город выглядит депрессивнее, чем самые депрессивные облцентры России! Ужасный асфальт, открытые канализационные люки на главной площади, кошмарные заводские окраины, забытые в России масштабы уличной торговли... Днепропетровск - классический "город-контраст".
Рассказ о городе будет состоять из 3 частей. Первые две - о двух"осях" города: проспекте Карла Маркса и Днепровской набережной, на которых сконцентрировано 4/5 всего интересного. В третью часть я включу то, что не влезло в первые две.

Главная улица Днепропетровска - проспект Карла Маркса (бывший Екатерининский), тянущийся через исторический центр на 4 километра, от вокзала до парка Шевченко. Это главная и самая характерная улица города, на которой открытые канализационные люки соседствуют с дорогими бутиками. Здесь смешаны сталианс, модерн, современная архитектура.
Я прошел Проспект из конца в конец, что и покажу сейчас.

Днепропетровск - это бывший Екатеринослав, заложенный в 1776 году князем Потемкиным. После покорения Крыма и разгрома Запорожской Сечи планировалось, что этот город станет столицей Новороссии, то есть Южной столицей России. Однако экономических предпосылок к этому не было, а после смерти князя Таврического в 1791 году проект и вовсе заглох. Кстати, при Павле Первом город назывался Новороссийск - Катерину Павел недолюбливал...
Лишь с 1870-х годов начинается подъём, ускорившийся после того, как Екатринослав оказался в узле промышленных районов - угольного Донбасса и металлургического Кривбасса. В Гражданскую войну - один из центров ожесточенных боев, причем особенно здесь отличились анархисты Нестора Махно, несколько раз занимавшие город.



Нынешнее название - в честь Григория Петровского - ныне почти забытого революционера, бывшего председателем Всеукраинского ЦИК в 1920-39 годах. Вопрос о переименовании города поднимается регулярно, причем есть два основных варианта - вернуть историческое Екатеринослав или (впервые об этом говорили еще в Гражданскую войну) дать городу украинское название Сичеслав (правильнее в русской транскрипции было бы Сечеслав).

Как и в Петербурге, в Днепропетровске на главный проспект попадаешь, только сойдя с вокзала:



Он проходит через дальнюю сторону привокзальной площади:



Если повернуть направо, то пройдешь 200 метров через стихийный уличный базар, где люди сидят на ящиках и проадют с лотков всякую всячину, и выйдешь к автовокзалу, о котором подробнее в третьей части. Еще можно спуститься в метро. Но все же сейчас сворачивать лучше налево - начинается собственно Проспект.
Вид в сторону автовокзала:



И вперёд:



Выглядит Проспект очень по-разному. На кадрах будут видны то брусчатка (как выше), то раздолбанный асфальт. По всей длине проспекта по его середине проходит бульвар, а через бульвар - трамвайные пути. Начало проспекта - в основном сталинские здания, по большей части весьма унылые. Самое интересное здание здесь я каким-то образом забыл сфотографировать - суконную фабрику 1795 года постройки в стиле классицизма, впрочем, весьма невзрачную.

На первом от вокзала большом перекрестке:







Далее по проспекту - эта его часть (до пересечения с улицей Ленина) почти не впечатляет и вызывает вопрос "Зачем я сюда приехал?".



Хотя попадются и весьма интересные артефакты - например, костел:



Странная "фишка" Днепропетровска - вот такие вот дома. Сталинки с элементами модерна, построенные из силикатного кирпича - вводит в заблуждение конкретно.





Напротив "силикатного модерна" находится очень красивый парк Глобы. Здесь находится Детская железная дорога, рельсы которой видны в разных частях парка - но о ДЖД я расскажу в другом посте. А в парке прямо на пруду находится роскошное модернистское здание Летнего театра:



К парку примыкает Театр им. Горького сталинского времени:



Дальше улица меняет свой облик. Например, трамвайные пути сходятся, и идут уже по середине бульвара - очень странное зрелище!



Меняется и застройка: появляются роскошные сталинки



И очень красивые модерновые дома.
Например, вот в этом размещался штаб Нестора Махно, которого отрекомендовали в мемориальной доске как "борца за свободу":



Гигатский брежневский Дом Советов - ведь не стоит забывать, что Брежнев родом из соседнего Днепродзержинска, и на облике Днепропетровска это очень сказалось.



Рядом - дом губернатора, построенный в 1840-50гг.



Здесь стоит ненадолго сойти с Проспекта на улицу Ленина, отходящую в сторону Днепра (то есть налево) - ведь ее начало представляет собой прекрасно сохранившийся фрагмент старого Екатеринослава:



Богатейшие модерн и эклектика!





Облик некоторых зданий фантастичен. Теперь понятно, почему "модерн" (начало ХХв.) и "модернизм" (1960-70-е) - однокоренные слова:



В общем, до войны тут был мощный исторический центр, достойный Харькова и Одессы. Возраст многих зданий трудно определить на глаз:





Внизу - небольшой базарчик и бабушки, продающие пирожки с лотков и умоляющие каждого прохожего купить у них пирожок. А над базаром, за домами - верхушки небоскребов. В этих контрастах есть что-то от Юго-Восточной Азии или Латинской Америки.



Но вернемся на Проспект - ведь осталось совсем немного до площади Ленина, большую часть ансамбля которой слагают административные здания сталинского времени (вид назад по ходу нашего движения):



На углу площади расположен гранд-отель "Украина" в бывшем доме Хренникова (1910-1913) - красивейшем дореволюционном здании Екатеринослава:



Архитектура необычна. Есть полуофициальный термин "украинский модерн", хотя обыгрыванием малоросской темы чаще занимались русские архитекторы без всяких мыслей о национальной идентичности:



Если свернуть в сторону Днепра - выйдешь прямиком к Новому мосту и небоскребам. А с другой стороны открывается вот такой вид:



Купола принадлежат Троицкому собору, построенному в 1837-55 годах. С площади он кажется больше, чем на самом деле, так как стоит на холме.





Ныне это главный храм Днепропетровска. Внутри красивое убранство и здешняя святыня - Новокайдакская икона Богоматери.
Рядом - красивое епархиальное здание:



От вокзала до этого района - около 2 километров. Еще 2 километра остается до Октябрьской площади.



В целом, проспект достаточно однороден: сталинки и модерн, торговые центры и бутики, чередование раздолбанного асфальта и брусчатки, трамвайные пути под кронами бульвара.



Интересны боковые улицы - в одних попадаешь в старый Екатеринослав, в других - в панельные районы. Где-то между проспектом и набережным затеряна синагога "Золотая Роза", построенная в 1837-52 годах и бывшая на тот момент крупнейшей в Европе - ведь Екатеринослав входил в черту оседлости, и до 1/3 его населения составляли евреи. Увы, я каким-то образом не нашел синагогу, хотя и пытался. Видимо, что-то меня туда не пустило.



Пешеходный Екатерининский бульвар с ТДЦ "Босфор":



Какой идиот придумал каменные лавочки - я не знаю. Видимо, это решение пролоббировали врачи. На одной из лавочек сидит очаровательный металлический кент - видимо, это памятник Гопнику.



Последний отрезок проспекта наименее живописен. А может быть, я просто к этому времени устал и привык. Так или иначе, облик проспекта очень характерен, и за это можно простить однообразие.





Закоулки и подворотни:



При этом за все те четыре километра, что я шёл, мне не встретилось ни одной лавочки. Я не выспался в поезде, мне очень хотелось присесть отдохнуть... но было просто некуда! Согласитесь, глядя на бульвар, поверить в это сложно?

Около Октябрьской площади находится Краеведческий музей, считающийся одним из лучших на Украине:



Внутрь я уже не пошел - не было времени и сил, зато рядом с музеем находится одно из самых удивительных мест в Днепропетровске - экспозиция каменных баб, самая крупная на Украине. Эти бабы - в основном половецкого периода (11-13вв.), хотя есть среди них и скифские бабы, которым более 2000 лет. Они стоят рядом, в закутке, и выглядят как живые:



Наверное, если бы я жил в Днепропетровске, я бы иногда приходил сюда, разговаривал с ними, дал бы каждой имя... Эти бабы - как выходцы из далекого прошлого, и гуляя среди них, видишь неповторимый характер каждой. Кажется, будто бы они общаются между собой, вспоминают былое и с ироничной улыбкой глядят на смешных недолговечных прохожих.











За музеем начинается парк Шевченко, через который можно пройти к набережной. Собственно, туда мы и пойдем в следующей части.

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com 2009-07-27 06:55 am (UTC)(link)
Бабы хороши!
А космическое здание - это наверняка модерн дореволюционный, да?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2009-07-27 07:00 am (UTC)(link)
Я тоже так думаю. Хотя точно не знаю - определял "на глаз".

[identity profile] erema-o.livejournal.com 2009-07-27 07:04 am (UTC)(link)
Да, бабы - пока самое интересное.

[identity profile] yozh-w-tumane.livejournal.com 2009-07-27 07:16 am (UTC)(link)
С возвращением! С нетерпением жду следующих постов :)

[identity profile] kosmonogka.livejournal.com 2009-07-27 08:30 am (UTC)(link)
Хороший репортаж получился.
А что там рядом с Летним театром - собачья конура? 0_о

[identity profile] nafa-naf.livejournal.com 2009-09-13 03:53 pm (UTC)(link)
Там живут лебеди, черные и белые

[identity profile] intensio.livejournal.com 2009-07-27 12:34 pm (UTC)(link)
Ваш текст и ваши фотографии - как будто о двух разных городах. В тексте вы подмечаете яркие детали городской жизни, а на фотографиях таковые почему-то начисто отсутствуют - видны в основном приличные здания целиком.

[identity profile] belyaefff.livejournal.com 2009-07-27 02:07 pm (UTC)(link)
Ж/д вокзал очень похож на новосибирский.

Image (http://fotki.yandex.ru/users/ankan1990/view/48036/)

[identity profile] intensio.livejournal.com 2009-07-27 10:12 pm (UTC)(link)
ой. вот ровно таким я его и запомнил... в последний раз был году так в 1979-м...

[identity profile] surovmag.livejournal.com 2009-07-27 02:54 pm (UTC)(link)
>>>Странная "фишка" Днепропетровска - вот такие вот дома: в них читается то сталианс, то модерн, но построены они из силикатного кирпича! Мне даже подумалось, что это облагороженные хрущевки, хотя не очень-то в это верится<<<

Может их просто не стали из хрущевской экономии штукатурить?

[identity profile] alexv-dp-ua.livejournal.com 2011-02-17 12:43 pm (UTC)(link)
1. Это сталинки
2. Кирпич вовсе не силикатный, просто похож на вид, а размеры и материал другие.

[identity profile] malavit.livejournal.com 2009-07-31 12:21 pm (UTC)(link)
Скажу как человек живущий в Днепре уже 3-й год... сколько живу, столько и не могу привыкнуть к этому гадюшнику, люди не ценят, то что у них сохранилось после войны, а после войны в Днепре сохранилось очень мало. Какой город такие и люди... кстати я очень обрадовалась, когда Днепру отказали в проведение Евро 2012, а то со стыда бы сгорела. А пафоса и ажиотажности днепропетровчан хватит на 2 Киева и еще Москву захватит.
Вы очень правильно показали город, спасибо ;)

[identity profile] apisnet.livejournal.com 2011-02-22 01:51 am (UTC)(link)
Согласен. Хотя про Евро обидно.

[identity profile] dima1989.livejournal.com 2009-09-03 05:07 pm (UTC)(link)
Город странный. И немного сумасшедший.

[identity profile] sicheslavets.livejournal.com 2010-01-06 07:05 pm (UTC)(link)
Все верно насчет духа 90-х. Дело в том, что последние 10 лет у города очень плохой, совершенно безынициативный мэр. и, Если в конце 90-х - начале 2000-х город весьма опережил остальные областные центру Украины, то сейчас, явно, остается далеко позади от соседних Харькова и Донецка. Дорог у нас просто нет, мусор по городу практически не убирается.

Но есть пара неточностей:
Театр Горького - дореволюционной постройки.
В истории города было вполне много украинского. Основная часть населения всегда украинцами были. Вообще сам город основали на месте уже существующих козацкого села Половица и довольно большого по тем временах города Новый Кайдак. Да и сейчас окраины на украинском говорят. Плюс во времена Мировых Войн в городе были серьезные украинские движения: козаческое и повстанческое. Многие классики украинской литературы - из Днепра: Гончар, Пидмогильный. Так что не нужно таких смелых заявлений :)
А как бы вы охарактеризовали Махно, если не "борцом за свободу"? :) просто понятие о свободе у анархистов свое специфическое было :)

[identity profile] sicheslavets.livejournal.com 2010-01-06 07:07 pm (UTC)(link)
А, да! И Дом Советов - это совсем не то, что Вы указали на фотографии.
На фотографии - здание Городского Совета и Городской Администрации. А Дом Советов - напротив Театра опервы и балета.

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2010-01-06 20:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 1a1.livejournal.com - 2010-01-09 10:53 (UTC) - Expand

[identity profile] avitio.livejournal.com 2010-09-01 10:16 am (UTC)(link)
Бабы-супер...)

[identity profile] apisnet.livejournal.com 2011-02-22 01:54 am (UTC)(link)
Каменные или реальные?

[identity profile] evdlion.livejournal.com 2010-09-01 11:25 am (UTC)(link)
Класс, как вновь побывал в Днепропетровске.
Для меня он еще ко всему сказанному характеризовался как город шаурмы. Такого количества киосков с различными видами шаурмы по всему городу, я нигде не видел.

[identity profile] steamhammer.livejournal.com 2010-09-27 09:32 am (UTC)(link)
Как человек, побывавший во многих городах Украины и много где евший эту самую шаварму, могу смело сказать что у нас в Днепре она самая лучшая. ))

(no subject)

[identity profile] evdlion.livejournal.com - 2010-09-27 09:41 (UTC) - Expand

[identity profile] archantique.livejournal.com 2010-12-20 12:53 pm (UTC)(link)
--обыгрыванием малоросской темы чаще занимались русские архитекторы без всяких мыслей о национальной идентичности
Э, не. Мысли наблюдались и у архитекторов и у заказчиков, среди русских тоже были сочувствующие национальной идентичности Украины. Достаточно сказать, что глубокое увлечение украинской архитектурой, в результате которого появились подобные здания не назовёшь "обыгрыванием малороссийской темы"

maps.livejournal.com

[identity profile] ljonmap.livejournal.com 2011-01-08 12:06 pm (UTC)(link)
Ваша запись добавлена на LiveJournal Maps: http://maps.livejournal.com/#/15/48.464771,35.045078//18735

"Памятник Гопнику"

[identity profile] Володимир Градиський (from livejournal.com) 2011-02-12 05:08 pm (UTC)(link)
"На одной из лавочек сидит очаровательный металлический кент - видимо, это памятник Гопнику."
А откуда Вы знаете, что бизнесмены Украины, которым ставят (садят!!) памянтики - гопники?

Re: "Памятник Гопнику"

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-02-12 05:40 pm (UTC)(link)
Там вроде бы не написано, кому это памятник. Если написано - каюсь, табличку не увидел.
Просветите меня, что это за во всех отношениях замечательный человек?

(no subject)

[identity profile] krasnozhon dmitriy - 2012-12-08 19:03 (UTC) - Expand

[identity profile] gapka.livejournal.com 2011-02-13 10:14 pm (UTC)(link)
Еще парочка уточнений от коренной жительницы Днепра, то бишь Днепропетровска. На Вашем фото - не костел, а кирха. Костел находится ближе к центру, за театром Горького, - бывшее управление Спортлото, здание абсолютно обезображенное. И музей не краеведческий, а исторический.

[identity profile] gapka.livejournal.com 2011-02-13 10:17 pm (UTC)(link)
Кстати, странно, что не нашли синагогу - при въезде на Новый мост её сложно не найти :)

(no subject)

[identity profile] muwlgr.livejournal.com - 2011-02-17 12:47 (UTC) - Expand

[identity profile] irsenas.livejournal.com 2011-02-14 09:24 am (UTC)(link)
интересно взглянуть на свой город со стороны) спасибо

[identity profile] eddieth.livejournal.com 2011-02-16 08:58 am (UTC)(link)
Когда-то лавочки на проспекте стояли через каждые 20 метров.
Начиная с 90-го года местные студенты методично их крушили и топтали. И у них таки получилось.

[identity profile] golub4ik.livejournal.com 2011-02-16 09:03 am (UTC)(link)
Да ладно. От театра Горького и до Баррикадной лавочки есть!

(no subject)

[identity profile] apisnet.livejournal.com - 2011-02-16 09:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] golub4ik.livejournal.com - 2011-02-16 09:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] apisnet.livejournal.com - 2011-02-20 19:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] golub4ik.livejournal.com - 2011-02-20 19:35 (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2011-02-21 21:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] apisnet.livejournal.com - 2011-02-22 01:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] golub4ik.livejournal.com - 2011-02-22 07:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] apisnet.livejournal.com - 2011-02-23 22:21 (UTC) - Expand

[identity profile] apisnet.livejournal.com 2011-02-16 09:33 am (UTC)(link)
Мужик на лавочке это не памятник Гопнику. =)
Это памятник человеческим порокам собранным в одном человеке- Геннадий Аксельрод.

[identity profile] hyperboreus.livejournal.com 2011-02-16 12:46 pm (UTC)(link)
Заявление весьма странное:
обладающий одним из самых больших в бывшем СССР ансамблем современных зданий и небоскребов (а если брать не столицы, а только областные центры - может быть и самый)

А репортаж хороший ) Как снова в Днепре оказался

[identity profile] skreebl.livejournal.com 2011-02-16 02:06 pm (UTC)(link)
Очень интересно, спасибо за отзыв о Днепре. Прочту остальные части.
Для друзей из других городов Украины обычно я устраивал экскурсии по маршруту: вокзалы, К.Маркса до парка Глобы, парк Глобы, театр оперы и балета, Набережная от ресторана "Поплавок" до парка Шевченко, Монастырский остров (по желанию), смотровая площадка в парке Шевченко, Октябрьская площадь, памятник Славы, дальше - перекусить в Пузатой хате по выбору (возле "танка" на Гагарина, возле площади Ленина на ул. К.Либкнехта, возле ж/д на привокзальной площади), если есть время на вечер - можно его провести на Набережной либо на монастырском острове возле памятника Ленина. Так что маршрут был выбран абсолютно правильный.

[identity profile] d-fomin.livejournal.com 2011-02-16 02:54 pm (UTC)(link)
Будьте внимательны в следующий раз!
«от вокзала до парка Шевченко»,
правильно:
от монумента Славы до вокзала ! с низу вверх, а не наоборот....
а это на 2,5 квартала ниже парка!!!

[identity profile] tovarishch.livejournal.com 2011-02-16 03:58 pm (UTC)(link)
Вид в сторону автовокзала?

[identity profile] vovaz-2000.livejournal.com 2011-02-17 01:38 am (UTC)(link)
Это вид в сторону К.М., видать автор ошибся.

(no subject)

[identity profile] tovarishch.livejournal.com - 2011-02-17 07:04 (UTC) - Expand

[identity profile] victor-laskin.livejournal.com 2011-02-16 09:15 pm (UTC)(link)
Интересный репортаж несмотря на некоторые неточности, что, впрочем, простительно гостю города.
предлагаю автору ознакомиться с интереснейшей фотогалереей на городском сайте: http://gorod.dp.ua/photo/theme.php?order=1&id=82

[identity profile] slvk-q.livejournal.com 2011-06-19 10:59 pm (UTC)(link)
Какой красивый город!
А DOMOTEXHIKA какой-то его заклятый враг написал на углу здания в одном из первых снимков, подозреваю.

Page 1 of 2