shagonar: (Default)
shagonar ([personal profile] shagonar) wrote2013-12-24 08:56 pm

Черкассы. Часть 2: Крещатик, собор и вокзал.



Продолжаю рассказ о Черкассах - родине казачества и богатом на сюрпризы городе. В прошлой части были "морские" пейзажи Днепра, село на дамбе Панское и буддийский монастырь. Вторая часть, конечно, чуть попроще: местный Крещатик, крупнейший на Украине собор, шуховская башня и вокзал.

В прошлой части я уже показывал небольшую карту дореволюционных Черкасс - крупного уездного города Киевской губернии. Он состоял из множества перпендикулярных Днепру и четырёх параллельных берегу улиц, причём очень длинных (по 6,5 километров) - сверху вниз Ильина, Благовестная, Гоголя и Шевченко. Как пояснил [livejournal.com profile] haidamac, такой план разработал в 1813 году петербургский шотландец Вильям Гесте, никогда здесь не побывавший, поэтому он не учитывал многие особенности рельефа - горожанам пришлось засыпать овраги и срывать бугры... зато город был построен на холмах, поэтому почти не пострадал от затопления. Однако, на четвёрке главных улиц старины сохранилось немного, да и та не слишком впечатляет. Главная улица уездных Черкасс - проходящий чуть ниже и куда более короткий Крещатик, ставший этакой городской лоджией над Днепром. История его "киевского" названия интересна: до революции это было неофициальное название самой пышной части Николаевской улицы; затем её переименовали в улицу Урицкого (который здесь родился), а народное название вернулось уже как официальное в 1990-е годы.
В прошлой части я уже показывал, как мы с [livejournal.com profile] first_affair сошли с киевской маршрутке на бульваре Шевченко, спустились в микрорайон Мытница и пройдя с километр понизу, по очередной лестнице вышли к самому началу Крещатика:

2.


Здание в начале улицы, больше похожее на театр - это бывший дом предпринимателя (сахарозаводчика?) Щербины (1892), по машинам у ворот видно, что здесь обитает ЗАГС.

3.


А вот казалось бы обычный "образцовый дом" середины 19 века напротив - это уже как раз театр, причём кукольный:

4.


Вообще, тут очень странный перекрёсток - параллельно Днепру уходит Крещатик, вверх от Днепра под прямым углом - улица Ленина, а вниз наискось - лестница: такой в Черкассах рельеф. Улица Ленина здесь, что интересно, совсем рядовая и загибается где-то в привокзальной промзоне, а на вокзал ведёт следующая Смелянская улица.
Но нам по Крещатику. Мозаика на кукольном театре:

5.


Далее пара "ободранных сталинок" - с одной стороны художественный музей, с другой школа №17. Черкассам не повезло - областным центром они стали в 1954 году, а в таких городах старую архитектуру обычно успевали уже раскурочить, а красивый сталианс - ещё не успевали построить. Тем более в тех краях, по которым прокатилась война - больше двух старых домов подряд в Черкассах встречается редко:

6.


К обычной школе примыкает художественная, причём тоже детская. Из окна весьма бестактно кажут античную задницу:

7.


На перекрёстке с той самой Смелянской - бывший Коммерческий банк (1914), за которым белая коробка... нет, не обкома, а налоговой службы - на Украине эти здания 1970-80-х годов почти всегда грандиозны:

8.


Хотя изящный модерн бывшего банка его полностью затмевает:

9.


Напротив - скверик и филармония (1955):

10.


Фасад которой - дореволюционное здание гостиницы. Есть всё-таки нечто в подобных "домах-франкенштейнах":

11.


У коробки налоговой - весьма неплохие детали:

12.


А за ней - натурально Гостиный двор... только современный и называется Крещатик-Сити:

13.


Дальше - гостиница "Славянская" всё того же Щербины (вернее, он был заказчиком дома, который сдавал в аренду, а гостиницу в нём открыл уже некий Скорина, как гласит табличка). В той же табличке сказано, что архитектором был сам Владимир Городецкий, создатель киевских "Дома с химерами", караимской кенассы или костёла на Красноармейской, но это только гипотеза и его авторство тут много чему приписывают:

14.


Вообще, уездные Черкассы представляются типичной "купеческой республикой", как где-нибудь в Поволжье или Сибири: вычурные домики рубежа 19-20 веков, одна-две купеческих фамилии на каждом углу, а в поле зрения - большой торговый путь. Как и везде в Малороссии, тут была крупная еврейская община (около 1/3 населения), но сколько-нибудь значительного её следа я не приметил. Наверное, где-то уцелела пара бывших синагог, но всё же заправляли тут купцы славянского происхождения.

15.


Вот и обком, вид сзади - фасадом он обращён на бульвар Шевченко, однако с этой стороны смотрится куда интереснее. Размером раза в два меньше налоговой, зато с "поющим" фонтаном. И, кажется, единственная черкасская сталинка, которую успели построить без "борьбы с излишествами".

16.


Справа - дом Цыбульских, между прочим едва ли не старейшее сохранившесся здание в Черкассах (1852), для своего времени смотревшееся тут как Манхэттан. В 1859 у Цыбульских гостил Шевченко (который на Черкасщине, как известно, и родился, и упокоился), и ныне здесь музей книги "Кобзарь". А вот слева... хотелось бы, конечно, верить, что это настоящий конструктивизм, но скорее позднесоветское подражание:

17.


Закончили поход по Крещатику мы на площади Славы - вдалеке виден Холм Славы, который вместе с видами Днепра я показывал в прошлой части. Дальше вроде бы ничего выдающегося нет. На площадь глядит Троицкая церковь (1991):

18.


Всё-таки мне нравится эта "безвременная" архитектура церквей времён Перестройки, есть в ней что-то очень искреннее: традиции того, как надо строить, прерваны и забыты, но вера - осталась, и потому построим как умеем:

19.


За церковь - синагога Скловского, последняя уцелевшая из двух десятков, некогда бывших в Черкассах. Впрочем, сейчас это жилой дом, вдобавок надстроенный в 1930-е годы, что-то заподозрить можно лишь по форме кровли:

20.


А за бывшей синагогой внушительных размеров краеведческий музей (1985), основанный в 1918 году. Размер здания и его небанальный облик даже заставила меня немного поколебаться, а не зайти ли вовнутрь, но в итоге решили идти дальше. Может быть, зря - говорят, экспозиция довольно обширная.

21.


Понравились медальоны на стенах с вехами черкасской истории. Более всего озадачил тут "1935. Движение пятисотенниц" - но как пояснил [livejournal.com profile] privalovsky, это было социалистическое соревнование колхозниц за выращивание 500 центнеров сахарной свёклы на гектар, зачинательница которого Мария Демченко была родом из Черкасс. Такая вот колоритная деталь отвергнутого прошлого:

22


А у входа - не "каменные бабы", а жернова. Пожалуй, именно "каменные бабы" у музеев и маркируют историческую границу Юго-Восточной Украины (то есть Новороссии и Слобожанщины) с Центральной (то есть исторической Малороссией). Есть ли они в Кировограде, Полтаве?

23.


Где-то здесь первоначально стояла и Троицкая церковь. Она известна с 1672 года как храм местных казаков, хорошо видимый с Днепра, в камне остроилась в 1863 и простояла до хрущовской борьбы с религией - в 1961 её закрыли и отдали под спортзал, а через несколько лет снесли для строительства мемориала.

23а.


Похожая история была и у Никольского собора, стоявшего выше Крещатика, среди лавок и торговых рядов. Он известен с 1693 года, а на этом месте и в камне построен в 1864 - однако, по образцу предшественника, с каменным основанием и деревянными куполами. Во время войны собор был разрушен прямым попаданием снаряда, а его руины доломали в 1945-м.

24.


Теперь на этом месте тот самый обком с кадра №16 - но площадь у его фасада на бульваре Шевченко называется Соборной. Ещё на этой площади есть невзрачный позднесоветский драмтеатр, который я не заснял - мы здесь только проезжали.

25.


От Холма Славы, как уже говорилось в прошлой части, мы спустились в приречные парки, а наверх вышли мимо буддийского "Белого Лотоса" к университету. Там поймали маршрутку и уехали практически на другой конец центра. Здание Дворца Пионеров на той самой Смелянское, которое я бы принял за сталинку - на самом деле настоящая работа Городецкого, было женской гимназией. Многолюдье перед указывает на близость базара рынка:

26.


А с автобуса мы сошли чуть дальше, у табачной фабрики, судя по всему бывшей. Флаг на трубе у меня вызывает, извините, не очень хорошие ассоциации ("Страна вылетает в трубу!"), но в принципе идея интересная:

27.


А с другой стороны, за колоннадами у входа в парк - ещё одна необычная достопримечательность Черкасс - Михайловский собор:

28.


И чем он, спрашивается, необычен? Ну хотя бы тем, что это крупнейший храм во всей Украине - высота до креста на главном куполе 72 метра, зал вмещает более 12000 человек. Построен в 1994-2002 годах по проекту местного архиепископа Софрония (причём это не единственный храм, им спроектированный).
Памятник перед собором - я подумал было, что жертвам Голодомора - такие же журавли на соответствующем мемориале в Киеве. Но как оказалось, это Чернобыль, и под иконой можно различить Звезду Полынь:

29.


Часовня у ворот Соборного двора - на самом деле тоже памятник, и судя по всему "с иголочки" - внутрь ещё идёт отделка:

30.


Памятник Разрушенным Храмам - по-моему очень достойная идея. Произведения искусства (архитектуры) - это точно такие же жертвы репрессий, как люди.

31.


Ну а вот и сам собор. Действительно, огромен:

32.


Как часто бывает при таком размере - оригинальностью не блещет, но и откровенно уродливым я бы его не назвал. Издалека смотрится лучше благодаря пластике крыши и главок (см. вводный кадр), вблизи же они слишком высоко.

33.


Епархиальное здание по соседству гораздо оригинальнее и почему-то напоминает "брынковянский стиль" межвоенной Румынии:

34.


Как водится, образованные украинцы этот храм недолюбливают - всё ж таки Московскому патриархату принадлежит (хотя сопоставимые по размеру соборы в, например, Ровно или Тернополе строятся и более рукопожатными конфессиями). В комментариях на Doroga.ua народ почему-то страшно возмущает эта автоматическая дверь - но как ни странно, прежде мне такие в храмах видеть не доводилось.

35.


Изнутри черкасский собор намного зрелищнее, чем снаружи и в целом неплохо передаёт ощущение Древней Руси:

36.


Вообще же Черкассы оказались одним из тех немногих городов, где при Советах снесли все культовые постройки - среди областных центров, где я был, подобное припоминаю лишь в Ульяновске и Луганске. Вроде бы одна старообрядческая церковь 1905 года постройки сохранилась на Благовестной, но мы её не видели. А самый интересный храм Черкасс - опять же современная церковь Всех Святых (1994) с высокой башней в предместье Хутора за химическим заводом.

От собора мы пошли в мрачноватый пыльный район за железной дорогой:

37.


Где, тем не менее, находится последний из "черкасских сюрпризов" в моём рассказе (но, смею надеяться, не вообще) - одна из немногих уцелевших Шуховская башня *(1913-14), в данном случае водонапорка. Владимир Шухов своими "гиперболоидными конструкциями" опередил своё время лет на сто - эти ажурные каркасы чрезвычайно прочные исключительно за счёт своей формы, и Шухов успел построить около 200 таких башен, из которых сохранилось полтора десятка - самая большая и известная Шаболовская радиовышка в Москве, самая первая (1896) - водонапорка в Полибино, а есть ещё в Краснодаре, Петушках, Нижнем Новгороде (две или три), Бухаре... На Украине я знаю о шуховских башнях в Кировоградской области, в Николаеве, Фастове (но там её, вроде бы, недавно снесли), а самый интересный образец - Аджигольские маяки в устье Днепра.
После Шухова эта технология была на несколько десятилетий практически забыта (кроме единичных примеров вроде телебашен Кобе или Сиднея или мачт военных кораблей американского флота) - видимо, просто слишком мало было в мире людей, у которых мозги работали подобающим образом, чтобы всё это рассчитать. Сейчас гиперболоиды возвращаются - например, в виде 600-метровой телебашни в Гуанчжоу.
Такой вот памятник прыжку сквозь века.

38.


Поплутав в завокзалье, кое-как нашли проход к путепроводу, запрятанный в неприметных дворах. Точно не знаю, когда в Черкассы пришла железная дорога - на дореволюционных картах она есть, а дореволюционные постройки (коих совсем не видно) могли просто не пережить войну. В перспективе станции - собор:

39.


Довольно невзрачный вокзал, видимо, 1960-х годов, у которого стоит "венгродизель" Д1 - колоритная машина, спроектированная в 1960-е, у меня как-то больше ассоциируется с Западной Украиной - но в принципе они и здесь водятся, и даже кое-где в России остались. Этот вот как раз тарахтел так, что невозможно было разговаривать, а потом ушёл куда-то в стороны Смелы:

40.


Со стороны площади вокзал ещё невзрачнее. А на заднем плане автовокзал - за маленьким и тесным зданием, где не то что сесть, а встать толком некуда - огромная площадка с десятком перронов. Я был удивлён, обнаружив, что автобусы на Канев мало того что ходят раза в пару часов, так ещё и идут 3 часа. Но делать было нечего, и мы взяли билет на то что есть... однако про Канев я уже рассказал. В Черкассах же самый интересный вокзал в архитектурном плане - Речной, но от центра он довольно далеко, а навигация осталась только круизно-прогулочная.

41.


Смоленск, Могилёв, Киев, Черкассы, Днепропетровск, Запорожье, Херсон - я был теперь во всех областных центрах на Днепре, а прежде так же "замкнул" Волгу и Днестр. Черкассы - середина Днепра и место, где он особенно широк. Может и не самый красивый город, но - особенный.

Та же августовская поездка вышла у меня "Временем Чер" - Черкассы, Чернигов и Чернобыль.

ОКРЕСТНОСТИ КИЕВА. Август-2013.
В степь по Днепру.
Любеч.
Васильков.
Канев.
Черкассы. Днепр.
Черкассы. Город.
Чернобыльская зона отчуждения.
Общее.
Чернобыльская АЭС.
Чернобыль.
Припять.
Сёла и самосёлы.
Славутич.

[identity profile] sicheslavets.livejournal.com 2013-12-24 05:21 pm (UTC)(link)
<<<Пожалуй, именно "каменные бабы" у музеев и маркируют историческую границу Юго-Восточной Украины (то есть Новороссии и Слобожанщины) с Центральной (то есть исторической Малороссией). Есть ли они в Кировограде, Полтаве?>>>

В Кировограде - есть. Вот фото:

Image

[identity profile] varandej.livejournal.com 2013-12-24 06:54 pm (UTC)(link)
Так и думал :) А тут пишут ещё, что в Полтаве их нет.

(no subject)

[identity profile] 1eemon.livejournal.com - 2013-12-24 19:22 (UTC) - Expand

[identity profile] roosich.livejournal.com 2013-12-24 05:30 pm (UTC)(link)
Дизель-поезд Д1 даже в Москве недавно можно было увидеть:


А также есть такие ещё и в Подмосковье, и в Тульской области (к примеру):


А вот например в соседней Калужской области их уже практически всех заменили на новые дизель-поезда и рельсовые автобусы
Image
Edited 2013-12-24 17:44 (UTC)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2013-12-24 06:54 pm (UTC)(link)
Я их как-то уже не застал.

[identity profile] privalovsky.livejournal.com 2013-12-24 05:30 pm (UTC)(link)
Движение пятисотенниц в 1935 году на фото 21 - движение колхозниц Украины за выращивание 500 центнеров сахарной свёклы с одного гектара. Зачинательница движения, Мария Демченко, родом из-под Черкасс.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2013-12-24 06:55 pm (UTC)(link)
Спасибо, внёс в пост!

[identity profile] anrie-rain.livejournal.com 2013-12-24 05:46 pm (UTC)(link)
охты ж. здание обкома сзади - один в один как Белгородская областная администрация. в Белгороде правда более пафосное) типовой проект вестимо.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2013-12-24 06:55 pm (UTC)(link)
Да, мне тоже напомнило. И Белгород вроде примерно тогда же стал облцентром.

(no subject)

[identity profile] anrie-rain.livejournal.com - 2013-12-24 20:58 (UTC) - Expand

[identity profile] oladuh1.livejournal.com 2013-12-24 06:02 pm (UTC)(link)
Какой то совсем никакой город, честно говоря

[identity profile] manul-a.livejournal.com 2013-12-24 06:05 pm (UTC)(link)
угу

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2013-12-24 18:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] oladuh1.livejournal.com - 2013-12-24 19:22 (UTC) - Expand

[identity profile] periskop.livejournal.com 2013-12-24 06:03 pm (UTC)(link)
№16 вроде бы, частично ободранная сталинка. Не по полному проекту, явно.

Кстати, чем объясняется закладка именно тут такого крупного и даже огромного храма? Почему в малозначительном облцентре, а не в каком-нибудь украинском миллионнике?

[identity profile] haidamac.livejournal.com 2013-12-24 06:41 pm (UTC)(link)
"чем объясняется закладка именно тут такого крупного и даже огромного храма?"

личностью митрополита Черкасского и Каневского Софрония, коий сам его и спроектировал. Ну хотелось человеку так :) сейчас рядом еще о грандиозную колокольню строят...

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2013-12-24 18:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] Дима Дремков - 2013-12-24 19:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] haidamac.livejournal.com - 2013-12-24 20:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] haidamac.livejournal.com - 2013-12-24 20:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dniprovych.livejournal.com - 2013-12-25 06:33 (UTC) - Expand

[identity profile] homalegens.livejournal.com 2013-12-24 06:44 pm (UTC)(link)
Благодарю за рассказ. Не ожидал, что город настолько холмист.

Каменных баб в Полтаве не видал.

С другой стороны, там и сам музей прекрасен (снаружи) - http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Будинок_губернського_земства.JPG?uselang=ru, и конструктивистский памятник Шевченко перед ним (Кавалеридзе) - http://poltava-arenda.com.ua/read/ap_item/id/199053262

[identity profile] varandej.livejournal.com 2013-12-24 06:56 pm (UTC)(link)
Спасибо, знаю про эти памятники. Полтава, наверное, пока мой главный пробел на Украине.
С каменными бабами - так и думал :)
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2013-12-25 04:59 (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2013-12-25 07:08 (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2013-12-25 09:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2013-12-25 05:01 (UTC) - Expand

[identity profile] romanovz.livejournal.com 2013-12-24 06:46 pm (UTC)(link)
Раньше из Владимира до Курлово такой дизель ездил

[identity profile] Дима Дремков (from livejournal.com) 2013-12-24 07:23 pm (UTC)(link)
Интересно, а в Черкассах как Крещатик назывался в советское время?

[identity profile] haidamac.livejournal.com 2013-12-24 08:21 pm (UTC)(link)
ул.Урицкого (Урицкий родился, кстати, в Черкассах)

(no subject)

[identity profile] dniprovych.livejournal.com - 2013-12-25 06:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] haidamac.livejournal.com - 2013-12-25 08:48 (UTC) - Expand

[identity profile] alexandr titov (from livejournal.com) 2013-12-24 07:28 pm (UTC)(link)
К фотографии 25. Дворец пионеров. Здание бывшей женской гимназии. Автор все тот же - В.Городецкий. Начальницей гимназии была тетушка знаменитого писателя Константина Паустовского.

[identity profile] dniprovych.livejournal.com 2013-12-25 06:36 am (UTC)(link)
и на фото 8 тоже творение Городецкого

[identity profile] bobrikstas.livejournal.com 2013-12-24 07:37 pm (UTC)(link)
на 22 похоже жернова от мельницы !

[identity profile] ecuko.livejournal.com 2013-12-24 07:39 pm (UTC)(link)
Эх, жаль вы на стадион не съездили, хотелось посмотреть как он там сейчас...
Еще раз спасибо! Шуховскую видела 100 раз, но как-то не задумывалась о том, что это Шуховская башня)

[identity profile] calendulae.livejournal.com 2013-12-24 07:46 pm (UTC)(link)
Крещатик - это настоящее название улицы, или "псевдоним", по аналогии с Киевом?

[identity profile] calendulae.livejournal.com 2013-12-24 07:58 pm (UTC)(link)
А-а. Нашёл. Она же Хрещатик на Google maps.

(no subject)

[identity profile] haidamac.livejournal.com - 2013-12-24 20:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] calendulae.livejournal.com - 2013-12-24 20:33 (UTC) - Expand

[identity profile] alexandr titov (from livejournal.com) 2013-12-24 08:04 pm (UTC)(link)
К вопросу о том, как назвался Крещатик в советское время. Была улица Урицкого. Того самого - председателя Петроградской ЧК. Учился в Черкасской гимназии. Ныне старое здание музыкального училища.

[identity profile] calendulae.livejournal.com 2013-12-24 08:09 pm (UTC)(link)
В Киеве Крещатик назван по перекрещивающимся низинам (крещатая долина). Интересно, в Черкассах тоже что-то перекрещивалось, или калька со столицы?

[identity profile] haidamac.livejournal.com 2013-12-24 08:11 pm (UTC)(link)
Спасибо!

На счет маршруток на Канев, это Вы, батенька, слегка лоханулись ;) В Черкассах (как и во многих других украинских городах) - полно автостанций. Та, что возле жд вокзала такая себе сельско-районного типа, куда ходят рейсовые автобусы по всей области + маршрутки на Золотоношу и Смелу. Есть еще большой автовокзал на выезде на Смелу - там в основном межобластное сообщение. Еще пара автостанций, тоже в основном на дальние села и две автостанции для маршруток. Одна на Киев, Харьков, Полтаву, Винницу, Кривой Рог, другая - опять таки на Киев, Белую Церковь и Канев (каждые полчаса :)). Короче - спрашивать надо ;)

Если когда-то соберешься на Чигирин ехать - тоже отдельное место для маршруток, спрашивай ;)

Церкви - да, посносили почти все. Осталось два здания. Одно - прямо на Крещатике - церковь не узнается вообще, разве что зайти со двора - можно угадать алтарную часть. Сейчас там дом учителя.
Другая, упомянутая тобою - на южной окраине - церковь старообряднического (здесь вообще много старообрядцев было) Онуфриевского монастыря. Сильно покалеченая, как-нибудь востановленная, а посему - малоинтересная - http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Czerkasy_Blagovisna_374_Onufriivsky_monastery_SAM_7850_71-101-0024.jpg

Синагог было что-то больше 20-ти :) Осталась одна - синагога Скловского,и ее ты не мог не видеть (рядом с Троицким храмом по поти на холм Славы). Но поскольку, это синагога не заподноукраинского оборонного типа, угадывается слабо - https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Czerkasy_Synagoga_SAM_7451_71-101-0048.jpg (3-й этаж достроен в 1930-х)

"Как водится, образованные украинцы этот храм недолюбливают - всё ж таки Московскому патриархату принадлежит"
гм... Странное утверждение (Софроний, кстати относится к проукраинскому крылу УПЦ (МП), и даже когда-то предлагал снять анафему с Мазепы :). Недолюбливаем сам храм за нескольно странноватое арх. решение. Внизу все вроде ОК - визатнийский стиль (если видел храм в Борисполе под Киевом - тоже авторства Софрония - там все канонично), но дальше - эти луковицы...
Но больше всего доставляет часовня... Когда-то она тоже была в византийском стиле и смотрелась довольно гармонично. Потом с какого-то перепугу ее стали перестраивать, наслаивая элементы московского стиля + эти попугаистые цвета...



[identity profile] haidamac.livejournal.com 2013-12-24 08:25 pm (UTC)(link)
да, и забыл в дополнение
то что автор готеля "Славянский" - Городецкий - просто гипотеза. Городецкому здесь много чего приписывают. И дом Щербины тоже, и Коммерческий банк...
Но доказанное его авторство двух строений. Бывшего дома пионеров (на 25-й фото) - тогда - женская гимназия. И мужской гимназии возле Замковой горы - http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%96%D1%87%D0%B0_%D0%B3%D1%96%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%96%D1%8F_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B8.jpg

А налоговая - так это и был обком :))))

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2013-12-24 20:35 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] haidamac.livejournal.com - 2013-12-24 20:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] haidamac.livejournal.com - 2013-12-24 20:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] makeev-dv.livejournal.com - 2013-12-25 05:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] haidamac.livejournal.com - 2013-12-25 08:50 (UTC) - Expand

[identity profile] yapet.livejournal.com 2013-12-24 08:42 pm (UTC)(link)
8 фото - банк (как мне кажется), не коммерческий, а поземельный. Может быть и ошибаюсь.

Д1 у нас, вроде, не осталось вовсе. Были в Узловой, но в прошлом году сняли.

[identity profile] roosich.livejournal.com 2013-12-24 10:09 pm (UTC)(link)
Т.е. старых дизелей и по Тульской области не осталось?

(no subject)

[identity profile] yapet.livejournal.com - 2013-12-25 04:28 (UTC) - Expand

[identity profile] o-apankratov.livejournal.com 2013-12-24 08:44 pm (UTC)(link)
Обком типового проекта, в Новгороде почти абсолютно идентичный: http://www.myuniversal.ru/_nw/43/39885.jpg ; http://i.novgorod.ru/news/images/62/98/469862/big_469862.jpg

[identity profile] airevista.livejournal.com 2013-12-24 09:31 pm (UTC)(link)
Всё таки удивительно, казалось что может быть невзрачнее, монотоннее и намеренно не зрелищнее чем архитектура восточной Пруссии, наверно только английская архитектура, однако она "песнь песней", восторг, ритм, пропорции, стиль, дух, характер и сколько там разных интересных деталь можно узреть. И вдруг этот красиво и чисто исполненный храм оказывается менее оригинален чем Barbie House на 34. Если здесь есть логика то своеобразная, но скорее всего дело в вдохновении.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2013-12-24 09:41 pm (UTC)(link)
У вас в Литве статистика самоубийств критически падает, ну помоги своей стране вернуться в лидеры!

[identity profile] uchazdneg.livejournal.com 2013-12-25 07:56 am (UTC)(link)
Собор несколько уёбищненько смотрится, хотя идея понятна. Когда смотришь на Богородице-Рождественский собор в Боголюбово или пристроенную к владимирскому Успенскому собору колокольню с трапезной, такое же ощущение возникает, но и там как-то всё тактичнее сочетается, при всем диссонансе. Но может быть, всё дело в этом кирпиче и странном комбинированном покрытии? Сюда бы вставок из овручского кварцита сделать, да с покрытием покраску другую придумать, под 18 век...

[identity profile] edel160.livejournal.com 2013-12-25 12:18 pm (UTC)(link)
Спасибо за великолепные фотографии. Это город моих предков по линии отца.
Утащил к себе ссылки.
С Уважением, Алексей.

[identity profile] nadush61.livejournal.com 2013-12-25 01:36 pm (UTC)(link)
Спасибо огромное за прогулку по городу моего первого , правда печального и неудачного, замужества...
Но город остался в памяти, и так интересно посетить его после стольких лет! Пусть и виртуально...
Ещё раз благодарю!
Edited 2013-12-25 13:37 (UTC)

[identity profile] josef kats (from livejournal.com) 2013-12-25 05:47 pm (UTC)(link)
народ почему-то страшно возмущает эта автоматическая дверь - но как ни странно, прежде мне такие в храмах видеть не доводилось.

Наверняка видели - в кафедральном соборе Каунаса ;-)

Часовня у ворот Соборного двора - на самом деле тоже памятник

Похоже, архитектор вдохновлялся изображением кремлевских соборов с карты-плана Сигизмунда Герберштейна....

[identity profile] nathaliespb.livejournal.com 2013-12-25 09:56 pm (UTC)(link)
Спасибо, Илья, за интересный рассказ. В Черкассах не доводилось быть, поэтому город новый для восприятия.

Вход в Храм с автоматической дверью и церковными лавками..... напомнил вокзальные кассы. :)) Ну очень похоже, когда посмотрела на фотографию, то в первые несколько секунд подумалось, что девушка не свечки покупает и молебны заказывает, а билеты покупает.

Но внутри Храм выглядит очень достойно - придать ощущение "древности" авторам проекта удалось .

[identity profile] Дмитрий Дорофеев (from livejournal.com) 2013-12-25 11:00 pm (UTC)(link)
Спасибо за рассказ. Жаль, что не остановились в старинном селе Мошны, имевшем ранее даже Магдебургское право. Вот там прекрасно сохранилась уникальная церковь работы архитектора Торичелли, основой для которой стали архитектурные формы построенного незадолго королевского павильона в Брайтоне архитектора Нэша. Невиданное сочетание готики, индийских мотивов и православной компоновки храма. Плюс там сохранился католический костел (понятно, недействующий) и единственные сохранившиеся деревянные постройки Городецкого. В этот раз подтвержденные досконально - по его работам в Черкассах согласия у историков архитектуры как раз нет, хотя авторство вполне вероятно.
Edited 2013-12-26 20:01 (UTC)

[identity profile] Дмитрий Дорофеев (from livejournal.com) 2013-12-26 08:03 pm (UTC)(link)
Не увидел сразу, что фото этой церкви, сделанное проездом, Вы разместили в другой ветке - про Канев. Но все равно - Мошны стоят того, чтобы там остановиться...

[identity profile] mikhail grishchenko (from livejournal.com) 2016-02-23 06:31 pm (UTC)(link)
Спасибо. Интересный город, живой. Много новостроек.