shagonar: (Default)
shagonar ([personal profile] shagonar) wrote2011-06-20 12:17 am

Кривой Рог. Часть 2: Криворожский скоростной трамвай



В интернете то и дело всплывают видео следующего содержания: станция метро, рельсы, часы над путями, пассажиры у края платформы. В тоннеле возникают огни, стремительно приближаются и... перед невозмутимой публикой и изумлённым зрителем из темноты возникает трамвай. Многие всё ещё думают, что это фейк. Но между тем, в бывшем СССР есть две системы метротрамвая - в Волгограде и Кривом Роге. Волгоградскую я уже видел, и она по понятным причинам более известна. Но с криворожским аналогом Волгоградский метротрамвай не идёт ни в какое сравнение! Если в Волгограде мы имеем трамвай с элементами метро (пара подземных станций и тоннелей), то в Кривом Роге - метро с элементами трамвая.

Кривой Рог и Волгоград обзавелись метротрамваями не случайно - оба города вытянуты на десятки километров, в то время как поперёк во многих местах проходятся из конца в конец пешком. Им был необходим внеуличный рельсовый транспорт, вот только метрополитен в СССР полагалась лишь миллионникам, а оба они не дотягивали (точнее, на самом деле всё немного сложнее, как мне пояснили в комментариях). Кривой Рог - так и вовсе райцентр, и метрополитена тогда не было даже в самом Днепропетровске. Строительство линии началось в 1974 году, первая очередь из четырёх была пущена лишь в 1986 - очень долго для советского метростроя. В 1989 году станций стало 7, в 1999 - 9, причём у линии появилась развилка. Последняя, ещё две станции открылись лишь в 2000 и 2001 годах, причём не в качестве конечных. Длина линии составила 17 километров - длиннее, чем метрополитены Днепропетровска (более чем вдвое), Еревана, российских миллионников. Скоростной трамвай, полностью изолированный и от обычного трамвая, и от пешеходов, стал "становым хребтом" Кривого Рога. Снаружи это выглядит так:



Большая часть линии проходит по поверхности, из 11 станций 4 подземных, 3 полностью наземных, остальные - наземные крытые. Перегоны за бетонными заборами больше напоминают надземную часть метрополитенов (например, "Волгоградский проспект - Текстильщики" в Москве). Дисциплина строгая - ходить по путям нельзя, фотографировать - тоже.



Вход на станции - как в нормальном метро: турникеты, жетоны (почему-то с эмблемой какого-то банка), тётенька-вахтёрша, окошко кассы, лестница к платформе. Вот только эскалаторов тут нет:



Но состав - действительно обыкновенные трамваи. Сейчас жалею, что не снял своё видео с выездом трамвая из тоннеля, так что позаимствую чужое.

Отсюда.

Особенно впечатляет, как трамвай гасит огни, выйдя из тени. Езда на трамвае по тоннелю - тот ещё аттракцион. Шум - примерно как у взлетающего самолёта, если не громче, чем в метро, то явно жёстче. Мотает посильнее, чем в троллейбусе. Некоторые вагоны выглядят вполне адекватно:



А в некоторых - беспросветный мрак:



Вдобавок, у трамваем ещё и двери только с одной стороны, поэтому большинство станций двухплатформенные. Но преимущество трамвая для фотографа в том, что здесь очень удобно сесть или встать у заднего окна и фотографировать то, что остаётся за кормой. Вот например вид из начинающегося тоннеля на соседнюю станцию:



Так что начнём наш путь по станциям - с севера на юг, от окраины к центру, от нового к старому. Конечная станция на севере - "Заречная", от которой минут 20 езды на маршрутке до железнодорожной станции Роковатая. Одна из пущенного в 1999 году участка, это наземная крытая станция:



Пути уходят дальше, куда-то под гору, где находится разворотное кольцо:



Сбоку - многоэтажечный микрораЁн:



Поехали! Особенность Криворожского метротрама ещё и в том, что вестибюли многих станций снаружи едва ли не эффектнее, чем изнутри:



Едем меж заборов, а за заборами ездят машины. Метротрамвай гораздо ближе к окружающей местности, чем железная дорога, но изолирован ещё надёжнее:



Следующая станция - "Электрозаводская" (открыта в 2000 году), с неё мы и начинали путь, так как именно сюда нас привезла маршрутка с Роковатой. Хорошо виден вестибюль посреди пустыря:



Но эта станция - целиком подземная:



Мы вышли на платформу, Алиска достала видиокамеру, и сотрудницы тут же замахали на нас руками - впрочем, беззлобно:
-Девушка, девушка, у нас тут запрещено снимать! А то мало ли, вдруг вы мину заложить хотите! - в принципе, глядя на Алиску, смотрительницы сами понимали, насколько глупо это звучит, но - НЕ ПОЛОЖЕНО. Я бы так легко вряд ли отделался, но я умею снимать незаметно. Здесь это сложнее, чем в метро, так как на платформе помимо всего прочего находятся регулировщицы. Сами же платформы явно рассчитаны на последующее удлинение для приёма нормальных метропоездов:



Едем. Вскоре вагон выходит из тоннеля - но наземные перегоны и виды с них по всему Кривому Рогу исключительно однообразны. Бетонный забор, за ним микрорайоны. Бетонный забор, за ним пустыри. Бетонный забор, за ним деревья. Всё.
За "Электрозаводской" трамвай без остановок пролетает ещё одну наземную станцию:



Это заброшенная "Шерстопрядильная" - когда вторую очередь начинали строить, ещё были планы возведения на окружающих пустырях огромного жилого района, но к концу 1990-х, когда очередь наконец запустили, было ясно - этим планам в обозримом будущем не сбыться. Вокруг натурально дикая степь, даром что мы рядом с геометрическим центром города:



Но заброшенный вестибюль "Шерстопрядильной" - один из самых эффектных:



Особенно издалека. Обратите внимание на столбы - трамвай как истинный трамвай получает энергию от проводов:



"Индустриальная" - выглядит немногим лучше "Шерстоприядильной", и очень пустынная. Но, тем не менее, действующая:



Её вестибюль также впечатляет:



Дальше небольшой тоннель (а далеко не все тоннели связаны с подземными станциями) - и пути разветвляются. Мы въехали в район депо:



Здесь находится "Площадь Труда" - конечная станция первой линии. Да-да, формально метротрам имеет две линии, хотя вот это аппендикс - фактически, единственное отличие линии №1 от линии №2. Наш трамвай здесь не останавливается. Довольно интересный вестибюль... вот только товарищ Столб как всегда не знает субординации!



Единственное место, где прямо у путей, без забора, стоит дом. Как я понял - управление метротрамвая:



За ним - отличный вид на депо и очередную промзону:



Первая из советских станций на нашем пути - "Имени Гутовского" (до 2007 года - "Октябрьская"). Григорий Гутовский - не националист какой-нибудь, а вполне советский начальник Криворожского горисполкома, при котором и была открыта линия. Станция отличается фирменным криворожским дизайном:



У неё ещё и очень эффектный снаружи вестибюль, прозванный "Подводная лодка в степях Украины". Но мы поленились выходить:



Станция "Городская больница" - самая молодая, открыта в 2001 году, и об актуальности говорит само название. На путях - трамвай "Татра", более известный как "Кобра". Таких тут, по ощущениям, около четверти парка - но нам на них прокатиться не довелось.



Вид снаружи - здесь мы выходили, чтобы осмотреть Преображенский собор, показанный в прошлой части.



"Городская больница" и "Площадь Артёма" обслуживают огромный Саксаганский район. Вокруг последней - центр жизни района: рынок, торговые павильоны, биржа труда... В этом вестибюле снят и кадр с турникетами:



Сама же станция очень похожа на уже показанную "Электрозаводскую" - так и не скажешь, что они строились даже в разных государствах.



Следующая станция - "Дзержинская", ещё одна "подводная лодка", последняя из 4 первых станций:



Она расположена в глубине промзоны, среди шахт и отстойников. Недалеко -  железнодорожная станция "Мудрёная":



Две самых старых подземных станции мы осмотрели тоже лишь из окна. По совести, надо было бы выйти, но было слишком людно, слишком мало времени, да и я боялся привлекать к себе внимание. Это единственные в Кривом Роге станции с "островной" платформой - проблема лишь в том, что у трамвая дверь только справа. Поэтому перед станцией трамвайные пути перекрещиваются... впрочем, пассажиру это не заметно. Станция "Дом Советов" - узнаётся харьковский стиль:



Даже мозаики есть:



Станция "Проспект Металлургов" - на мой взгляд, самая красивая, и опять же очень харьковская:



Кстати, обратили внимание на провода, которые крепятся к стенам над путями? И никакого контактного рельса - но при этом нарушителей, если верить другим путешественникам, с путей гоняют оперативно.
Затем линия снова выходит на поверхность, пересекает пруд:



За прудом видны трубы и домны "Криворожстали" - комбинат действительно гигантский, ощутимо крупнее даже мариупольских монстров, и сравним с комбинатами Урала. Но точек, с которых он был бы виден, нам найти не удалось, да и, по правде сказать, много мы уже этого добра повидали! Времени было в обрез, а ничего принципиального нового мы бы тут не увидели. Ну, разве что вывеску "Арселор-Миттал".



Конечная станция "Кольцевая" вполне оправдывает своё название - это просто трамвайное кольцо с крытой остановкой, огороженное забором:



Вот только выход наружу по подземному переходу:



Там мы и вышли, сели на уже вполне обычный, нескоростной трамвай, и поехали на Южный - о нём я уже кратко писал в прошлой части. В общем, впечатляющая вышла экскурсия. Практичный и удобный транспорт, в чём-то даже превосходящий метро.
Ну а с Южного мы поехали в Старый город, официально известный как Центрально-Городской район. О нём - в следующей, заключительной части.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
Горловка.
Енакиево. Город столетней копоти.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск. Каскад.
Луганск. Старый город.
Кривбасс
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.

[identity profile] 22he-travnya.livejournal.com 2011-06-19 08:26 pm (UTC)(link)
... "Арселор-Миттал", которой комбинат перепродала Юлия Тимошенко ...

Тот аукцион прошёл через полтора месяца после отставки ЮВТ.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-06-19 08:28 pm (UTC)(link)
Зарёкся же я лезть в политику. Опять чёрт меня дёрнул!
Убрал эту фразу от греха подальше. Кому интересно - сам знает, кто не знает - тому вряд ли интересно.

[identity profile] vsevolodaet.livejournal.com 2011-06-19 08:50 pm (UTC)(link)
спасибо за статью, приятно еще раз окунуться в этот мир. Зря кстати не вышел на центральных односводах, они очень приятные, метрошные что-ли. В системе 2 станции позорища: кольцевая и больница. Но если первая проектировалась как временная и должна была быть заменена нормальной станцией-дублером (кстати с Дзержинской уже так было), то 2-я наверное уже останется навсегда такой, памятником тяжелой экономической ситуации в стране. Зато остальные наземные - просто блеск. Намного круче тех же наземных в Киеве, а судя по всему и московских. Вижу ты не выходил на Заречной, а гдето там доложна быть памятная табличка, как Кучма открывал эту часть линии. Я вот когда был, тоже это упустил из виду.
А насчет жетонов и банка на нем: это реклама конца 90-х. После этого вместо жетонов использовалось чтото другое, но вскорости были возвращены эти старые жетоны. Тот банк уже давно не существует :)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-06-19 10:18 pm (UTC)(link)
Да надо было, согласен. Но как показала практика, мы потеряли бы около получаса - и это могло стоить нам опоздания на поезд. Дело в том, что в Кривом Роге у нас было всего 6 часов (ночевать в нём мне очень не хотелось, а более адекватных вариантов с поездами я не нашёл). Хотя "криворожской операцией" я горжусь - в огромном незнакомом городе мы перемещались почти без остановок.

(no subject)

[identity profile] selenga.livejournal.com - 2011-06-20 10:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vsevolodaet.livejournal.com - 2011-06-20 11:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] selenga.livejournal.com - 2011-06-20 12:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vsevolodaet.livejournal.com - 2011-06-20 12:16 (UTC) - Expand

[identity profile] bu33er.livejournal.com 2011-06-19 08:51 pm (UTC)(link)
Увлекательнейше! Спасибо!

[identity profile] sicheslavets.livejournal.com 2011-06-19 08:55 pm (UTC)(link)
Обожаю "Шерстопрядильную"!

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-06-19 10:20 pm (UTC)(link)
А туда вообще войти как-то можно?

[identity profile] malianov.livejournal.com 2011-06-19 08:55 pm (UTC)(link)
Спасибо за отличный отчёт!

[identity profile] periskop.livejournal.com 2011-06-19 09:02 pm (UTC)(link)
Спасибо, отлично вышло со снимками вестибюлей вдоль путей. Вижу, что ты уже достаточно наловчился применять поворотный экран и снимать не с глаза. И вообще, редкое для сьемок место - мало известен криворожский метротрам.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-06-19 10:26 pm (UTC)(link)
Да, я эту технику освоил в прошлом году. Кажется, первые снимки от пояса я делал в приграничном Пыталове у вокзала, а к осени по-другому снимать уже разучился. Снимки вдоль путей же я вообще делал из заднего окна, через стекло.
А вообще да, штуковина интереснейшая. Но честно говоря, я и сам до последнего колебался, надо ли мне в Кривой Рог? Не располагает этот город к посещению.

[identity profile] kolllak.livejournal.com 2011-06-19 09:12 pm (UTC)(link)
Отлично!

[identity profile] asa-nisi-masa-1.livejournal.com 2011-06-19 10:04 pm (UTC)(link)
Спасибо, очень интересно, действительно необычный транспорт.
Кстати, у меня к вам вопрос. Как-то вы написали про Днепродзержинск, что такого "индустриального ада" вы ещё не видели. После этой поездки Днепродзержинск для вас по-прежнему вне конкуренции?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-06-19 10:30 pm (UTC)(link)
Ну, Днепродым с пьедестала ещё в то же лето, месяцем позже потеснил Карабаш в Челябинской области.
http://varandej.livejournal.com/186072.html
В эту поездку у Карабаша появился свой конкурент - Енакиево. Но Днепродзержинск остаётся одним из самых адовых промышленных гигантов, что я видел. Следующие за ним в моём личном рейтинге Нижний Тагил, Кемерово, Березники и Мариуполь.

(no subject)

[identity profile] yapet.livejournal.com - 2011-06-20 11:08 (UTC) - Expand

[identity profile] nimzzzo.livejournal.com 2011-06-20 12:26 am (UTC)(link)
зачем это все не понятно, но смотреть интересно.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-06-20 07:03 am (UTC)(link)
Как зачем? Самый удобный в городе транспорт.

[identity profile] krasotkin-m.livejournal.com 2011-06-20 02:00 am (UTC)(link)
интересно, спасибо

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com 2011-06-20 03:35 am (UTC)(link)
отлично! И крайне актуально для Челябинск, где местная власть колеблется, строить ли метро по прежнему проекту или переделать в скоростной трамвай, благо не очень трудно и вагон для него у нас уже есть :)

Дам у себя ссылочку.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-06-20 07:07 am (UTC)(link)
Да, в Челябинске такая штука была бы очень в тему. Хотя вряд ли подземный метротрамвай сильно дешевле нормального метро. Впрочем, до промзон на окраинах можно линии и по поверхности проложить, а метро туда никогда не дотянут.

(no subject)

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com - 2011-06-20 07:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] selenga.livejournal.com - 2011-06-20 10:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bolshoi.livejournal.com - 2011-06-20 10:39 (UTC) - Expand

[identity profile] ussr-man.livejournal.com 2011-06-20 04:20 am (UTC)(link)
>Таких тут, по ощущениям, около четверти парка
это вы, батенлька, загнули - таких именно, как на фото - всего две машины. А помимо Татр есть ещё 11 штук КТМов 71-611 (тот же 71-608КМ с дверями по обеим сторонам). А всё остальное - Татры Т3 разных модификаций, есть даже б/у из самой Праги.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-06-20 07:07 am (UTC)(link)
Ну, значит я имел в виду всякие более-менее новые "Татры".

(no subject)

[identity profile] ussr-man.livejournal.com - 2011-06-20 14:51 (UTC) - Expand

[identity profile] valery-medved.livejournal.com 2011-06-20 04:50 am (UTC)(link)
интересно, спасибо за рассказ

[identity profile] makeev-dv.livejournal.com 2011-06-20 05:38 am (UTC)(link)
Не совсем понял насчет времени в пути - 20 минут это на все 17 километров? Как трамвай не рассыпается на такой скорости?

Фото с "брошенным" в степи Запорожцем и пролетающей над ним птицей доставило даже больше, чем экзотические метротрамстанции :)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-06-20 07:09 am (UTC)(link)
А где у меня про 20 минут?
Хотя в целом запомнилось, что линия проходится довольно быстро.
Спасибо. Да, из окна транспорта на ходу иногда ловятся удивительные ракурсы.

(no subject)

[identity profile] makeev-dv.livejournal.com - 2011-06-20 07:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] selenga.livejournal.com - 2011-06-20 10:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com - 2011-06-20 07:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] makeev-dv.livejournal.com - 2011-06-20 07:15 (UTC) - Expand

[identity profile] dniprovych.livejournal.com 2011-06-20 06:04 am (UTC)(link)
В метротраме студентам скидка 50%. Мелочь а приятно )

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-06-20 07:09 am (UTC)(link)
Вроде бы на Украине везде так?

(no subject)

[identity profile] dniprovych.livejournal.com - 2011-06-20 07:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ukraineson.livejournal.com - 2011-06-20 09:10 (UTC) - Expand

[identity profile] malavit.livejournal.com 2011-06-20 07:03 am (UTC)(link)
Жду ЦГ ;)

[identity profile] victogan.livejournal.com 2011-06-20 09:29 am (UTC)(link)
А как осуществлется переход с одной платформы на другую? Тоже по подземному переходу?

[identity profile] selenga.livejournal.com 2011-06-20 10:22 am (UTC)(link)
Примерно также, как в обычном метро с подземным вестибюлем и подземными переходами. По переходу можно перейти под улицей, а где-нибудь сбоку - вход в подземный вестибюль с выходами на платформы.

В КР это очень важный момент: на наземных участках линии нет ни одного НАДземного перехода (кроме двух коротких тоннельных участков с авторазвязками).

[identity profile] selenga.livejournal.com 2011-06-20 10:00 am (UTC)(link)
> необходим внеуличный рельсовый транспорт, вот только метрополитен в СССР полагалась лишь миллионникам, а оба они не дотягивали. Кривой Рог - так и вовсе райцентр, и метрополитена тогда не было даже в самом Днепропетровске. Строительство линии началось в 1974 году, первая очередь из четырёх была пущена лишь в 1986 - очень долго для советского метростроя. В 1989 году станций стало 7, в 1999 - 9, причём у линии появилась развилка. Последняя, ещё две станции открылись лишь в 2000 и 2001 годах, причём не в качестве конечных. Длина линии составила 17 километров - длиннее, чем метрополитены Днепропетровска (более чем вдвое), Еревана, российских миллионников. Скоростной трамвай, полностью изолированный и от обычного трамвая, и от пешеходов, стал "становым хребтом" Кривого Рога.

Дело здесь вовсе не миллионном населении и в случае КР даже не "становом хребте". Начиная с середины 1960-х метро полагалось тем городам, были или ожидались в скором будущем достаточные для метро пассажиропотоки. Во второй половине 1960-х метро разрешили строить только Харькову, в начале 1970-х Ташкенту (определённую роль сыграло землетрясение 1966 г. и последовавшая за ним новая микрорайонная застройка - без неё никакого метро в Ташкенте не было бы), запретив при этом его Новосибу, Самаре и Еревану (в последних двух предлагалась существенная модернизация трамвайной сети). В начале 70-х трамвай с подземными участками разрешили строить в Ереване и Кривом Роге, а Самара вновь отказалась требуя метро :) Дальше была не менее интересная эпопея с пробиванием себе метро у тех или иных городов, но это слишком долго писать. А "метро положено только милионникам" - это один из подзнесоветских, если вообще не постсоветских мифов.

Причина появления такой линии в КР вовсе не в том, что город вытянут, а в том, что на полях вдоль шоссе в восточной части города было решено строить новые микрорайоны и людей из них нужно было куда-то вывозить :) В первую очередь в "центральную" часть города и КМК. Вот и начали строить - причём с размахом :) В техническом проекте 1972 г. подземным планировался только участок Дзержинская - Проспект Металлургов и станция у ж/д станции Кривой Рог. Всё остальное по земле, на дамбах и в выемках с минимальной изоляцией. Потом, как у нас принято, в проект вносились изменения и получили что получили. Строить начали в 1974-м и строили первую очередь до 1989 - сказывалось финансирование из республиканского и городского бюджетов, союзного не было. Вторая очередь была построена в 1992-2000 гг. уже в независимой Украине своими силами. Длина линии - 16.2 км, а не 17. Станция 2000 г.п. - Электрозаводская - просто немного задержалась с вводом в строй, она была транзитной менее года.

> Дисциплина строгая - ходить по путям нельзя, фотографировать - тоже.

Народ на одном известном транспортном ресурсе спокойно ходит вдоль заборов (снаружи) и делает сногсшибательные снимки поездов на линии :)

> Особенно впечатляет, как трамвай гасит огни, выйдя из тени. Езда на трамвае по тоннелю - тот ещё аттракцион. Шум - примерно как у взлетающего самолёта, если не громче, чем в метро, то явно жёстче. Мотает посильнее, чем в троллейбусе.

Трамвай гасит огни чтобы не слепить народ на станциях. Если заметили, специально для тоннелей в Татре оборудован ещё один фонарь наверху в маршрутном окошке. Усиление наружного освещения бывает не только в подземных трамваях, оно есть и у троллейбусов Крымской линии - в междугородье нет осветительных столбов на дороге.

Шум. Это бич системы. Причём он обусловлен как не очень хорошей приспособленностью Татры Т3 к подобной работе, так и жутким состоянием рельсов, которые не шлифовались пару десятков лет :)

[identity profile] selenga.livejournal.com 2011-06-20 10:08 am (UTC)(link)
> Пути уходят дальше, куда-то под гору, где находится разворотное кольцо:

За Заречной находится кольцо и пункт техобслуживания - небольшой сарай на два вагона.

> Сами же платформы явно рассчитаны на последующее удлинение для приёма нормальных метропоездов:

Длина платформ - 80 метров (на простых наземных Кольцевой, Пл. Труда и Горбольнице 45 метров, но там легко всё переделать). Это фактически означает что никаких метропоездов длиннее 4 вагонов здесь не будет :) А длина состава до 72-75 метров может быть и у обычного трамвая. В Кривом Роге ходят как двухвагонные (28-30 м), так и трёхвагонные поезда (42-45 м). Удлинять смысла нет и в обозримом будущем не будет по причине отсутствия достаточного пассажиропотока. Что уж тут говорить, если за последние шесть-восемь лет пассажиропоток действующей линии упал втрое (!): с 43-47 млн/год в 2002-2003 до 16-17 млн/год в 2009-2010 (до показателей Еревана и Самары, хи-хи). Народ предпочитает жёлтые бобики, а не это метро, до и от станций которого нужно накручивать сотни метров и километры по полям до своих домов и мест работы. Направление строительства линии правильное, но станций мало и они очень удалены от жилья и от другого транспорта для удобных пересадок.

> За "Электрозаводской" трамвай без остановок пролетает ещё один наземный вестибюль:

Что на фото - станция. Сама станция. Вестибюль - это место входа/выхода на станцию. Они бывают наземными или подземными. Так, ряд станций в КР имеет подземные вестибюли, ряд - наземные. В Питере абсолютное большинство вестибюлей метро - наземные.

> Это заброшенная станция "Шерстопрядильная" - она готовилась к открытию в 1999 году, но тогда же закрыли шерстопрядильную фабрику, и надобность в станции отпала. Ещё бы - вокруг натурально дикая степь, даром что мы рядом с геометрическим центром города:

Она и соседняя "Индустриальная" строились в расчёте на застройку огромного поля огромным микрорайоном "Индустриальным" - см. Гугел-мапс. Но построить это всё не успели - от "Индустриального" есть лишь несколько домов на самом юге, а "Индустриальная" фактически тоже в чистом поле находится, в 150 м от последнего дома. Эксплуатировать станцию для небольшой фабрики точно никто не будет, тем более, что к ней, непосредственно к проходной другой транспорт ходил и даже сейчас что-то ходит.

(Маленькое отступление - я сам на "Шерстепрядильной" побывал во время спецпоездки. Застопили трамвай, вышли на платформу, снялись и уехали на нём же :)

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2011-06-20 10:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bolshoi.livejournal.com - 2011-06-20 10:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] selenga.livejournal.com - 2011-06-20 11:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] selenga.livejournal.com - 2011-06-20 11:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] griphon.livejournal.com - 2011-06-20 11:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] selenga.livejournal.com - 2011-06-20 16:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] griphon.livejournal.com - 2011-06-20 16:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] selenga.livejournal.com - 2011-06-20 17:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dima1989.livejournal.com - 2011-06-20 18:27 (UTC) - Expand

[identity profile] griphon.livejournal.com 2011-06-20 11:42 am (UTC)(link)
Помнится, когда проезжали Электрозаводскую - там не было света!! Можно представить ощущения - приезжает трамвай в тёмное страшное подземелье, вокруг ничего не видно.
А на Металургiв меня как раз мент заставил стереть сделанные фотки. Хорошо, что я только с неё начал осмотр метро, другие фотки не пострадали. После этого был осмотрительным.

[identity profile] dennis-m.livejournal.com 2011-06-20 12:08 pm (UTC)(link)
Пару лет назад познакомился с одним товарищем - он сам из Кривого Рога, приехал в Москву на заработки. Так он рассказывал, что в период всеобщего развала, когда часть криворожских предприятий перестала работать, работникам метротрама приходилось гонять поезда в ночное, нерабочее время порожняком по всей линии. Иначе могли поснимать рельсы и провода. Не знаю, правда ли...

[identity profile] odin-naldine.livejournal.com 2011-06-20 01:23 pm (UTC)(link)
И на входе буквам М, а не вывеска трамвай.
А местные жители как систему называют между собой, трамвай или метро?

[identity profile] selenga.livejournal.com 2011-06-20 04:28 pm (UTC)(link)
Вывеску "ШТ" заменили на "М" в первой половине 2004 г. Называют трамваем.

(no subject)

[identity profile] alenaz16.livejournal.com - 2011-07-04 13:37 (UTC) - Expand

[identity profile] dima1989.livejournal.com 2011-06-20 06:18 pm (UTC)(link)
Нетривиальное место...

[identity profile] ua-foxterier.livejournal.com 2011-10-22 07:18 am (UTC)(link)
Очень интересно, большое спасибо. А где про Волгоградский метротрам?