shagonar: (Default)
shagonar ([personal profile] shagonar) wrote2012-07-17 11:04 pm

Борислав. Восставший из нефти.



Борислав (37 тыс. жителей) - один из пригородов Дрогобыча, его прямое логическое продолжение. Здесь нет роскошной архитектуры, но Львов, Стрый, Ивано-Франковск и другие обязаны своей сецессией именно Бориславу. Почему? Потому что здесь - нефть. Галиция, в первые полвека под Австрийской империей бывшая крестьянским захолустьем, расцвела в 1850-е годы как первый в Европе район промышленной нефтедобычи. Те дела известны каждому украинцу по повести "Борислав смеется" Ивана Франко, который назвал этот город "галицким адом". Теперь это всё позади, здешней нефти теперь вряд ли хватает даже на местные нужды, но "качалки" прямо во дворах ещё напоминают о былом.


...На самом деле нефть стала известна людям не в ХХ веке. Ещё в Средние века у Византии было супероружие "греческий огонь", настоящие огнемёты и ручные гранаты - состав его смеси был утерян с падением Константинополя, но в основе явно была нефть. "Колыбелью" нефтянки в России была Ухта, где выходы "густы" нашли ещё при Борисе Годунове, а первые опыты добычи упоминаются в 18 веке. Вообще, у истоков нефтяной эпохи стояли две страны, вокруг которых строился ХХ век - Россия и Америка. Так, в 1823 году братья Дубинины построили первый в мире нефтеперерабатывающий завод в Моздоке, а в 1847 году была пробурена первая в мире скважина в Баку. Как известно, "нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями" (Менделеев), и с середины 19 века маховик нефтяной эпохи начал медленно набирать обороты. Но Америка в те времена существовала довольно замкнуто, а России мешало отсутствие дорог и транспорта. Между тем, в австрийской Галиции, расположенной в самой что ни на есть Европе, нефть добывалась с конца 18 века. Примерно вот так:

1а.


То есть попросту периодически местные крестьяне, роя колодцы, натыкались на нефтяные пласты. О том, что эта дрянь очень хорошо горит, они вполне знали, и поэтому начинали её продавать заместо дров. У Австрии было то, чего не было тогда ни у России, ни у Америки - географический фактор "близость к потребителю", и потому когда человечество оценило, сколько полезного можно сделать из этой едкой вонючей массы, в первые десятилетия лидером стала именно Галиция. Если нефтяную скважину в 1847 году изобрели русские - нефтяную вышку в 1852 году австрийцы. Если перегонку керосина наладили братья Дубинины в 1823 году - то керосиновую лампу изобрёл львовянин Игнатий Лукасевич в 1854.

2.


Более того, пока американцы и англичане бились над получением резины, местный нефтяной магнат Роберт Домс открыл в том же 1854 году Бориславское месторождение озокерита. А озокерит, или "горный воск" - это природный битум, внешне напоминающий шоколадный щербет, ощупью - парафин, но с отчётливым керосиновым запахом. Сейчас его используют в медицинских целях (физиотерапия) и продают на развалах в соседнем Трускавце, но в отсутствии резины в современном смысле слова он был куда ценнее - так, в 1856-58 году озокеритом был покрыт первый трансатлантический телеграфный кабель (впрочем, в тот же год он вышел из строя из-за коррозии, а следующий кабель в 1864 году изолировали уже резиной).

3.


"Золотой век" Галицкой нефти пришёлся на 1850-60-е годы, а затем началось отставание: Россия таки дотянула железные дороги до Баку, став к концу 19 века безоговорочным мировым лидером, порядком потеснив Америку. Следующим витком стало изобретение двигателя внутреннего сгорания, когда оказалось, что самое ценное в нефти - бензин, и тут в лидеры вновь вырвались Штаты. Но нефтепромыслов в мире в те времена вообще было немного, нефть приносила едва ли не большие (относительно, конечно!) доходы, чем сейчас, а Галиция в начале ХХ века добывала 5% мировой нефти, причём 9/10 добычи приходились на Борислав и Дрогобыч. Более того, рискну предположить, что именно стремление завладеть галицкой нефтью было главной целью Российской империи в Первой Мировой войне - а последствия всем известны... Зато для СССР Галиция стала одной из двух (наряду с Баку) "кузницей кадров": оба раза, что я ехал сюда поездом Москва-Черновцы, со мной в плацкарте был непременно кто-нибудь, ехавший из Югры в Ивано-Франковск. И в целом, с 1860-х по 1960-е, при всех сменявших друг друга властях, тенденция в Галиции была одна - объёмы добычи росли, но доля в мировой нефтянке снижалась. С 1960-х начал снижаться и объём добычи, и ныне нефть здесь служит разве что местным нуждам. Весьма вероятно, скоро её добыча полностью прекратится.

4.


Но образ "галицкого ада" в начале ХХ века совсем не случаен. Знаком ли вам запах нефти? Как и всюду в те времена, заводовладельцы не считали такие мелочи, как охрана природы и здоровье рабочих достойными денежных трат. Нефть очень быстро разрушала организм, вызывая рак. Потушить загоревшуюся скважину - непростая задача и в наше время. Вонь, гарь, отравленная вода, шум, огонь - всё вместе действительно складывалось в подобие ада.

5.


И в общем-то главная достопримечательность Борислава - вот эти штуки, некоторые из которых продолжают тихонько работать:

6.


А стоят зачастую почти что в городских дворах:

7.


Борислав представляет собой длиннющую кишку вдоль главной улицы, вытянутую примерно на 10 километров от Дрогобыча до подножья Карпат. Уходя в гору, главная улица переходит в дорогу на Сходницу, из которой мы ходили в Тустань. Оттуда мы спустились в Борислав и просто пошли в сторону автовокзала и Дрогобыча - пока не надоест. Так что и я буду показывать город с той стороны. И только съехав в гор на попутке, мы увидели вот такой вот сюжет - "качалки" у кладбища:

8.


Рядом расположилась внушительных размеров нефтебаза:

9.


10.


11.


Вот рядышком - скважина и колодец:

12.


Здесь же начинается и условный "старый город", также вытянутый на километры вдоль улицы:

13.


Покровская церковь:

14.


Дома в этой части города выглядят в основном так. Женщина на этом кадре, увидев наши фотоаппараты, заговорила с нами и рассказала, что в этом доме ещё до войны жили её предки - они были обычными украинскими крестьянами, пока на их поле не нашли нефть. После чего поле у них взяли в аренду, на деньги с которой они и построили этот дом:

15.


Инициалы значат, если я запомнил верно, Сергей Рентюк и Катерина Рентюк:

16.


Подозреваю, большинство этих особняков принадлежали тем, на кого внезапно свалилась нефтяная рента. Почему-то очень популярный мотив деревянной резьбы - олени:

17.


А советского дизайна - конечно же, нефтяные вышки, которые, как уже говорилось, здесь и изобрели. На этом же кадре видно, что Борислав - город довольно грязный и люмпенизированный. По гопникам он вполне достоин шахтёрского Червонограда. Да и запах нефти, где-то отчётливый, а где-то едва-едва уловимый, здесь висит в воздухе.

18.


А резьба хороша! Вообще, Галицкое Прикарпатье на удивлением богато деревянной резьбой, которая вообще-то для Украины не характерна.

19.


Здесь же - костёл Святой Анны (1931), редкий в бывшем СССР образец церковного модернизма:

20.


Извилистая речка Тысменица, вдоль которой и вытянут город. Обратите внимание на состояние моста, для Украины более чем обычное:

21.


Очередная качалка:

22.


Понемногу набрели на здание польской тюрьмы, о чём напоминают мемориальная доска убитым нацистами евреям и памятник жертвам сталинских репрессий.

23.


Напротив - какие-то склады, вероятно ещё одна нефтебаза, только старинная:

24.


А эти вот качалки, более крупные, исправно работают, в воздухе висит плотный нефтяной запах и завораживающее гудение:

25.


Плотность застройки понемногу увеличивается. Центр австрийских времён открывает местная контора "Укрнафты":

26.


27.


Старый центр Борислава выглядит в основном так:

28.


Имеется даже "гуцульская сецессия":

29.


Хотя где-то 9/10 старых зданий в Бориславе уже польской эпохи. То есть при Австро-Венгрии Борислав состоял, скорее всего, почти исключительно из пролетарских лачуг.

30.


В здании с флагом - краеведческий музей, а изначально была, если я не ошибаюсь, городская администрация:

31.


Переулочки. Вот удивляют люди, куда же девалась "прекрасная эпоха" - а в том-то и дело, что сейчас мало кто задумывается о том, какой ценой она была "прекрасной", и как мрачна была её изнанка. При поляках здешние работяги жили явно лучше, чем при австрийцах, а при советах - лучше, чем при поляках.

32.


Пройдя по городу около 4 километров, мы достигли уже советского центра, и здесь ждали автобуса на автовокзал, который стоит в стороне от главной улицы:

33.


На самом деле не дошли менее километра. От главной улицы его отделяет базар. Трубы принадлежат местному авторемонтному заводу. Рейсы с автовокзала в основном в Трускавец и Стебник, чуть реже (раз в полчаса) в Дрогобыч, и примерно раз в час - во Львов:

34.


В ожидании автобуса погуляли по окрестностям - а рядом с автовокзалом расположилась довольно колоритная польская слободка, этакий аналог советских соцгородов, только куда как более тесная и менее продуманная.

35.


36.


37.


38.


39.


Этот особенный, окаянный вид рабочих слободок не спутаешь ни с чем. Даже в куда более благополучных Львове или Петербурге. Подозреваю, что какие-нибудь Дуйсбург, Манчестер, Чикаго в таких районах немногим лучше. Отчаяние, остервенение и бесправие рабочих тех уже далёких времён въелось в эти стены чёрной копотью.

40.


...Несколько кадров этого поста были сняты в 2010 году - была такая же точно погода, но толко посмотреть город я не успел. Теперь я этому рад, потому что многое бы упустил. Тем не менее, старый пост с таким же названием у меня тоже есть. А в голове у меня всё то время, что мы гуляли по Бориславу, звучал сорванный голос Егора Летова: "Вечность пахнет нефтью! Вечность пахнет нефтью!"...

В следующей части - о курортной Сходнице и древней Тустани, которые от Борислава отделяет первый карпатский хребет.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань.
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Болехов и скалы Довбуша.
Долина. Соль и нефть-2.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье. Унг, Берег и Угоча.
Закарпатье. Мараморош.
Гуцульщина.
.

[identity profile] sicheslavets.livejournal.com 2012-07-17 07:17 pm (UTC)(link)
Жаль, такие красивые домики, а в таком ужасном состоянии!
Какой контраст с соседней Польшей, где каждая лачуга вылизана...

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-17 07:25 pm (UTC)(link)
Я не уверен, что "каждая лачуга вылизана" - это хорошо. Тем более в местах с таким прошлым.

[identity profile] sicheslavets.livejournal.com 2012-07-17 07:53 pm (UTC)(link)
А что плохого в том, что исторические места приведены в порядок, а не разрушаются без должного присмотра?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-17 10:45 pm (UTC)(link)
Я всё-таки сторонник "контролируемой запущенности" - чтобы дома были в хорошем состоянии внутри, не разрушались, но и не выглядели слишком уж вылизанно и игрушечно.

[identity profile] pan-kowalski.livejournal.com 2012-07-18 07:15 am (UTC)(link)
+1 нет ничего хуже "турецкого евроремонта"

[identity profile] schelkunov.livejournal.com 2012-07-17 07:20 pm (UTC)(link)
Костёл св. Анны ныне церковь? Православные кресты..

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-17 07:24 pm (UTC)(link)
Скорее всего. Большинство храмов Западной Украины в ХХ веке хоть один раз меняли конфессию, я уже просто не заморачиваюсь с поиском всей их истории.

[identity profile] nathaliespb.livejournal.com 2012-07-17 08:14 pm (UTC)(link)
Илья, с благополучным возвращением и спасибо огромное за новые интересные репортажи.

Кладбище с нефтяными качалками это нечто. Интересно, есть ли ещё где-нибудь подобное?

Городок симпатичный, жаль, что разрушается, хотя, некоторые частные дома выглядят достаточно ухоженными и не бедными. А чем местные жители, в основном, занимаются?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-17 10:43 pm (UTC)(link)
Спасибо! Жаль только, что так мало комментируют. Надеюсь, хотя бы читают...
Частные дома хорошо выглядят почти во всей Западной Украине, кроме волынских областей. Традиция.
Местные, как я понимаю, занимаются кто чем - одни в малом бизнесе, другие в торговле, третьи на заработках. В том же Дрогобыче, например, несколько улиц занимает стихийный базар. А вот на заводах дела в основном плохи.

[identity profile] nathaliespb.livejournal.com 2012-07-18 09:16 pm (UTC)(link)
Илья, доброй ночи!

Мало комментов - так на дворе не сезон. В отпуске народ - морально и физически. :))

Мне даже в голову не приходило, что эти места "нефтеносные".

Спасибо за все рассказы, как всегда - отличный слог, юмор. Вам бы путеводители писать, а то иные начнёшь читать - так подумаешь, а кто же их составлял, не иначе какая вражеская сила:
"Столб в центре нашего города самый столбистый из всех столбов в мире. На планете не найдётся больше столбов, которые бы сравнились с нашим. Те, кто не хочет знать о нашем СТОЛБЕ - тем не место в нашем городе и в нашей стране!". Навеяно одним из так называемых "гидбуков". :))
Edited 2012-07-18 21:26 (UTC)

[identity profile] bolshoymike.livejournal.com 2012-07-17 08:20 pm (UTC)(link)
Хочется подписать заглавный снимок как пачку сигарет: "Бурение убивает".

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-17 10:38 pm (UTC)(link)
Ага, "Бурение вызывает рак".
Или:
"Бурение убивает все остальные отрасли"

[identity profile] nkps.livejournal.com 2012-07-18 02:35 pm (UTC)(link)
Бурение убивает все остальные отрасли
+1

[identity profile] o-apankratov.livejournal.com 2012-07-17 08:34 pm (UTC)(link)
Нефть упоминается ещё в Ветхом Завете. Чем, думаете, вавилонский царь Навуходоносор разжёг печь, чтобы казнить в ней за отказ поклониться золотому идолу трёх отроков, Ананию, Азарию и Мисаила? "НАФФОЮ и смолою"(кн. прор. Даниила). Кстати, это одна из причин неприятия старообрядцами церковных свечей, сделанных из парафина - продукта нефтеперегонки, используют только чисто восковые ...

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-17 10:40 pm (UTC)(link)
Вот этого я, кстати, не знал, хотя помню, что в староверческих храмах парафиновые свечи не используются. Но вообще "неприятие нефти" - это действительно очень глубокий момент.

[identity profile] nnfs.livejournal.com 2012-07-18 12:22 am (UTC)(link)
Запах нефти - это для меня почти запах детства. Я тебе рассказывала, что мой отец родом из Баку? Я туда ездила, пока бабушка с дедушкой живы были. И качалки такие там везде были, только фоном не сочная зелень, а тоже практически пустыня как в Казахстане. В Кз качалок нет - другие технологии.

Некоторые фото почему-то напомнили Калининградскую область. Обшарпанностью?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-18 12:26 am (UTC)(link)
Рассказывал, я помню. Надеюсь когда-нибудь и сам увидеть.
В России, кстати, качалок очень много в районе "Второго Баку" (т.е. Волго-Уральском районе). Башкирия, Самарское Заволжье, Удмуртия все в них. А вот на Югре я их не припомню, зато там огромные факелы. Но я-то на это дело смотрю как турист, а не инженер, то есть различия понимаю только на визуальном уровне. В Казахстане я хотя и был в Атырау, а никаких признаков именно добычи (кроме нефтехранилищ) не видел.

В Калининградской области я не был, сложно сказать.

[identity profile] nnfs.livejournal.com 2012-07-18 12:37 am (UTC)(link)
Качалки - для старых месторождений, когда надо "добивать" уже практически выкачаные пласты. А на новых крупных нефть почти что "сама прёт" .

[identity profile] nnfs.livejournal.com 2012-07-18 12:27 am (UTC)(link)
Да , кстати, в Горловке, где жили мамины дедушка с бабушкой тоже всё время в воздухе висел сильный запах какой-то химии. Вот такая у меня ностальжи. Такие запахи детства.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-18 12:42 am (UTC)(link)
В Горловке "Стирол", крупнейшее на Украине предприятие основной химии.
Про качалки примерно так и понял - что они работают на старых месторождениях, именно вспомнив Югру. Отсюда же, наверное, и факелы.

[identity profile] larisa-zv.livejournal.com 2012-07-19 10:18 am (UTC)(link)
Мои бабушка с дедушкой по маминой линии тоже жили в Горловке, я поэтому даже там родилась! Может, мы родственники?!:)

[identity profile] nnfs.livejournal.com 2012-07-19 12:12 pm (UTC)(link)
Если у вас есть родня с редкой фамилией Белюга, то да .

[identity profile] nnfs.livejournal.com 2012-07-19 12:19 pm (UTC)(link)
А вообще бабушка была с Дона - казацкого рода.

[identity profile] larisa-zv.livejournal.com 2012-07-19 12:32 pm (UTC)(link)
Нет, у меня родня по фамилии Каплий! Действительно, редкая фамилия!

[identity profile] periskop.livejournal.com 2012-07-18 02:10 am (UTC)(link)
Заглавное фото зачОтное :) Прям таки эталон, задающий настроение всему, что далее.

И ещё здание с №36 интересно. Это межвоенная Польша?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-18 06:29 am (UTC)(link)
Спасибо! Да, мне тоже кажется, что я очень удачный ракурс поймал.
Здание - да, 1930-х годов. Там весь этот райончик польский межвоенный. Подозреваю, что-то вроде общаги-малосемейки для рабочих.

[identity profile] look-at-the-sky.livejournal.com 2012-07-18 03:33 am (UTC)(link)
ох, спасибо за путешествие ))

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com 2012-07-18 03:54 am (UTC)(link)
отличный пост, просто замечательный!

[identity profile] lobgott.livejournal.com 2012-07-18 04:04 am (UTC)(link)
На 36-ой домик какой интересный.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-18 06:29 am (UTC)(link)
Подозреваю, что-то вроде общаги-малосемейски 1930-х годов :)

[identity profile] ookaminoko.livejournal.com 2012-07-18 07:14 am (UTC)(link)
в окрестностях мыса Казантип (керченский полуостров) качалки стоят прямо у дороги, рядом с городком Щелкино.
Там же недостроенная крымская АЭС есть - и тут же рядом Казантипский заповедник - в общем, колоритное место, рекомендую посетить.

Image

[identity profile] varandej.livejournal.com 2012-07-18 07:18 am (UTC)(link)
Ещё таких очень много между Волгой и Южным Уралом - Самарская область, Татарстан, Башкирия, Удмуртия.
См. выше в комментариях об их назначении.

[identity profile] larisa-zv.livejournal.com 2012-07-19 10:17 am (UTC)(link)
Как интересно! Даже стыдно за свое дилетанство, ничего не знала о нефти в этом районе! Всегда удивлялась, почему в Тюменской области всегда было так много вахтовиков из Западной Украины!? А из "Борислав смеется" помню только название! Еще раз спасибо!

[identity profile] donbassrus.livejournal.com 2013-09-29 09:50 am (UTC)(link)
спасибо, интересно

[identity profile] Ольга Реутова (from livejournal.com) 2016-01-03 06:50 pm (UTC)(link)
Отличный пост! Спасибо огромное! Истинное удовольствие читать, смотреть.