shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


Здесь, конечно, не поймут контекста фраз "Стамбул - город-контраст" и "Так это в Турции, там тепло", а на улицах тесных городов не встретит за углом ни Ильич, ни Алёша. Но всё же Турция - давно уже зарубежье скорее ближнее, чем дальнее, россиянам знакомое куда как лучше большей части бывшего СССР. Да и в России турецкие дальнобойщики, бизнесмены и хозяева кафешек вполне привычный гость, а уж о влиянии туркостроя нечего и говорить... Вот только в наши дни "русская Турция" - отнюдь не суровая Карсская область, а барахолки Стамбула, пляжи Антальи, яхтенные марины Мраморного моря, квартиры в ЖК на тёплых берегах. Восточная Анатолия - другая, и по ней об Анкаре или Измире можно судить примерно как по Забайкалью о Москве или Сочи.

В позапрошлой части я рассказывал её жестокую историю, а в прошлой части речь шла о турецких дорогах, машинах и поездах. Теперь же поговорим о среде - пейзажах городов и весей, колоритных деталях, нюансах быта, кухне. Но что из этого характерно для всей Турции, а что специфика её Второй Сибири - думаю, многим из вас виднее, чем мне.

Второй Сибирью эти мрачные плато в километре-двух над уровнем моря прозвали в своё время молокане, первыми из русских людей массово переселявшиеся в Закавказье и сумевшие пустить корни в его каменистой земле, но и турки запомнили это прозвище. Здесь в ноябре морозные рассветы:

2.


Под ногами - замёрзшие лужи, корка льда на ручьях, иней без снега:

3.


Во дворах - горы дров явно не для избушек:

4.


А тротуары разверзаются чёрными безднами угольных погребов: в Турции нет центрального отопления, и потому обогревает себя каждый дом или каждая квартира. Здесь не увидишь похожих на вулканы градирен, зато над каждым крупным городом стоит мутноватая дымка, пахнущая угольком.

5.


В России есть стереотип о том, что в южных странах стены бумажные, а в помещениях зимой холоднее, чем снаружи - ведь зима коротка, и людям проще потерпеть, чем адаптировать к ней свой быт. В Восточной Анатолии у домов толстые стены, двери открываются вовнутрь, в магазины и кафешки можно заходить погреться, а номера в гостиницах натоплены так, что иногда приходится открывать окно. Привычный атрибут многих общественных помещений - сибирского вида буржуйки:

6.


И пока в Измире, Малатье, Шанлыурфе русские путешественники восторгаются передовыми достижениями урбанистики, в Эрзуруме, Ване или Карсе встречает примерно вот такой пейзаж. До стиснутости плотная застройка с кривыми улицами без зелени, полное отсутствие индустриальных образов, зато повсюду - минареты-минареты-минареты, османскую конструкцию которых не перепутаешь ни с чем:

7.


Вот так примерно то же выглядит с земли: бетонные дома в 4-7 этажей очень непривычно смотрятся в бесконечных "единых фасадах". Причём если в соседнем Иране строят вычурно, образуя какофонию стилей и образов, турки предпочитают строгий и функциональный вид.

8.


О том, что ездит по этим улицам - я рассказывал в прошлой части, но если вкратце - здесь почти безраздельно господство маршруток. Из положительного можно отметить, что проезжая часть обычно достаточно узка, "зебры" расположены очень часто, и водители при виде пешехода даже иногда притормаживают: водят тут по нашим меркам диковато, но всё же куда культурнее, чем в Иране или Китае. На радость младоурбанистам, тут нет подземных переходов, но вот надземные - есть. Велосипедистов я в Восточной Анатолии не припомню даже в крупных городах, да и тротуары при такой плотности застройки редко бывают достаточно пусты, чтоб разогнаться:

9.


Улицы на кадре выше - скорее из центральных, а боковые тут выглядят примерно так - не везде две машины разъедутся:

10.


Иногда попадаются уютные зелёные дворики с детскими площадками:

11.


Но чаще у турецких кварталов вообще нет дворов, разве что какие-нибудь колодцы, доступные только для жителей - подъезды тут заперты намертво, и я не смог заглянуть ни в один. И наверное, всё иначе где-то там, на тёплых берегах Средиземного и Мраморного морей, откуда радостные русские женщины, вышедшие замуж за турок, пишут для Яндекс-Дзена восторженные посты про "свой бассейн и фитнесс в каждом жилом комплексе". Здесь в жилых комплексах уместнее котельные.

12.


Вдвойне удивительно, что это отнюдь не старинные махалли росли-росли вверх да и стали бетонными джунглями - 5 прошлых кадров из Вана и Татвана, построенных практически на пустом месте в 1970-е годы. Это не преемственность, а те самые гримасы капитализма, коими нас так стращали в советские времена. Столь любимый продвинутой частью российского общества "свой дом(с)" - привилегия стран, где люди богатели, а города росли потихоньку веками. Взрывная урбанизация ХХ века же оставила выбор лишь между трущобами и хрущобами, и последние как-то лучше, когда стоят просторно, а между ними утопают в зелени дворы. К микрорайонам турки пришли, кажется, совсем недавно - вот такие пейзажи иногда встречаются на самых-самых окраинах:

13.


Не знаю, что вопит об этом младоурбанистика, но зрелище многоэтажек, рядами стоящих в голой степи без намёка на озеленение или розу ветров, наводит тоску. А посередине - мечеть и школа:

14.


Что в Турции, что в Иране, что в Китае меня неизменно переполняла любовь к советскому градостроительству. Классические пятиэтажки, даром что это французский проект, в Турции действительно есть, и обычно стоят по две-три штуки на отшибе плотной застройки:

15.


Впрочем, недостатки устройства все виденные мной турецкие города компенсируют состоянием. Хотя счастливые покупатели турецких квартир порой ВНЕЗАПНО и обнаруживают крайне низкое качество строительства с прущей из швов плесенью, всё же по крайней мере фасады тут в большинстве своём сверкают новизной. На тротуарах достаточно чисто, на газонах - зелёная трава, и чаще мусора здесь, как и у нас, грязь образуют пыль да почва.

16.


На города в Турции приходится 72% населения (чуть меньше, чем в России), и в стране уже 7 миллионников - Стамбул, Анкара, Измир, Бурса, Газиантеп, Адана и Конья. Восьмой в списке станет Анталья, и станет почти наверняка - население в Турции растёт не слишком быстро, но уверенно. Сколько бы ни кричали в рунете, что русскую демографию убили коммунисты, загнав всех в бетонные коробки - в Турции по таким коробком определённо рассажено больше людей. Российский город сложно представить без дебрей бескрайнего частного сектора, а турецкие города со своих четырёх-семи этажей так и обрываются в степи и поля. Частный сектор (причём даже с высокими заборами!) тут всё же встречается - но очень редко и не сказать чтобы обширно. Да и тот скорее остался от поглощённых деревень - специфически городской частной застройки я в этой части Турции не припомню.

17.


Зато городские дома исправно просачиваются и в сельскую местность - деревни побогаче, с мостовыми на центральных улицах, парапетами и малоэтажками, от городских кварталов не отличить. Тем более что, как я понимаю, в Турции нет явного разделения на городские и сельские поселения: что больше определённого размера (то ли 7, то ли 10 тыс.) выросло - то делится на административные кварталы, которые являются единственным отличием города от села. Кадр выше снят на окраине 300-тысячного Вана, кадр ниже - в примерно тысячекратно меньшем селе Чамлыямак с руинами грузинского собора, но попробуйте найти в пейзаже явные отличия.

18.


Чаще, впрочем, деревни Восточной Анатолии выглядят так - бедновато, сиротливо и неприютно. И над каждой торчит минарет, причём как бы не большинство этих мечетей, что сельских, что квартальных городских, были построены в те времена, когда у нас храмы чаще ломали.

19.


Особенно мрачны курдские деревни, в большинстве своём сотню лет назад бывшие армянскими деревнями. Курдские кочевники грабили армян или даже брали с них дань испокон веков, а во времена Хамидийского резни 1890-х годов и геноцида просто получили возможность безнаказанно расправляться с христианами, забирая себе их имущество и дома. В которые и были, видимо, заселены административно-командным образом: в степях нынешней Турции не видать никаких признаков кочевой жизни. Своим неуютно-неряшливым видом курдские сёла напомнили мне казахские, киргизские или каракалпакские - кажется, так выглядят они у всех кочевников, лишь три-четыре поколения как начавших оседлую жизнь. Обратите внимание ещё и на растущего посреди села прототаксита: одна из примет курдских деревень - кизяк, который здесь складывают стогами:

20.


И всё же нищий вид обманчив - сельская Турция совсем не бедна, и после любой постсоветской страны впечатляет своей трактороманией. С миллионом работающих тракторов Турция превосходит Россию вчетверо и держится на одном уровне с Францией и Германией. Вот эта парочка на фоне раскинувшейся за каньоном Армении куда-то едет из Багарана - древнего села, пейзаж которого средневеков что у афганских кишлаков за Пянджем. Но трактора - сверкают новизной:

21.


А многие из них ещё и собственного производства: Турция клепает в год несколько десятков тысяч тракторов, примерно на одном уровне с Беларусью. Вот например изделие компании "Тумосан" из Коньи - одного из крупнейших в мире производителя дизельных двигателей, начинавшегося в 1975 году с помощью "Фиата" и "Мицубиси".

22.


Обратите внимание, что на кадре выше трактор припаркован прямо у подъезда: вышел из дома, даже не выпив цэ-два-аш-пять-о-аш и не покормив поросят да поехал с утра пахать наделы, а вечером вернулся в тёплую квартиру. Трактора - тоже деталь турецкого пейзажа:

23.


По крайней мере в своей восточной части Турция - скорее земледельческая страна. Скотоводство тут представляют в основном коровы, лошади, бараны, индюки и куры, а под Карсом ещё и гуси, похожие на динозавров. Но в отличие от каких-нибудь Киргизии или Монголии, турецкая глубинка не удивляет изобилием скота.

24.


Равно как и города Восточной Анатолии - обилием кошек. По статистике Турция - третья самая кошачья страна мира с большим отставанием от России и Украины, и те же стамбульские коты давно уже стали достопримечательностью города на Босфоре. Но может дело в том, что в Стамбуле тепло, и кошкам не страшно гулять самим по себе. Во Второй Сибири же хвостатые то ли не столь популярны, то ли сидят по тёплым квартирам - на улице их здесь не больше, чем у нас. И в основном - обычные серые или рыжие васьки: знаменитых водоплавающих "кошек озера Ван" с разноцветными глазами мы так и не увидели ни разу.

25.


Скользкие собаки в Турцию залезли видимо тоже где-то на западе, а вот в Восточной Анатолии псины грандиозны! Старожил этих плато - армянский гампр, грозный волкодав, в Армении ставший одним из национальных символов. Но гампры жили здесь задолго армян и даже до урартийцев - считается, что этой породе не менее 3000 лет. Их ближайшая родня, возможно (тут просто логика подсказывает) возникшая после того, как сюда пришли тюрки с их алабаями - турецкие акбаш (белоглав) и карабаш (черноглав), на взгляд далёкого от кинологии человека отличающиеся цветом морды. Карабаш, он же кангал, а в европеизированном виде анатолийская овчарка, совершеннее - среди всех собак у него самая мощная челюсть, а скорость он развивает до 50км/ч. Эскорт пастушьих стад, эти собаки исправно отгоняли волков и могли выдержать схватку с медведем, а кангалы прижились в Южной Африке как единственные собаки, способные противостоять гепардам. Кого из них видел я что в туристических местах на природе, что на тротуарах городов - не знаю, скорее всего просто местных дворняг, возникших при смешении трёх пород волкодавов. И несмотря на размер, собаки совершенно не пугают - в основном они упитаны, довольны жизнью и к людям абсолютно дружелюбны.

26.


Здесь вообще многое больше, чем в наших северных краях - я раньше не подозревал, что качан капусты может быть крупнее сгруппировавшегося человека:

27.


В ноябре Восточная Анатолия не запомнилась мне каким-то обилием фруктов, но по-настоящему отличные здесь овощи и мясо:

28.


Турция - ореховая сверхдержава: в первой пятёрке по миндалю (после США, Испании, Ирана и Марокко) и грецким орехам (после США и Китая), на втором месте по фисташкам (после Ирана), а по фундуку и вовсе собирает 3/4 мирового урожая. Ореховые лавки в Турции достигают размеров небольшого супермаркета, но цены в них при этом вовсе не копеечные:

29.


На каком месте в мире Турция по урожаю каштанов - не знаю, но если у нас это изысканный деликатес а ля франсе из Парка Горького, то здесь - совершенно обычное лакомство, которое продают с лотков. За 10-15 лир (100-150 рублей) мы неоднократно покупали увесистый пакет жареных каштанов:

30.


Правда - с одной оговоркой: такое изобилие их мы видели только в Турецкой Грузии, иле Артвин, который принадлежит не холодным степям Восточной Анатолии, а зелёному и лесистому Причерноморью.

31.


Там же - самое большое изобилие мёда, варенья и сухофруктов, включая "ореховый суджук" - так в Турции называют чурчхелу. Толстая, как советские сардельки, очень мягкая и даже какая-то жирная, она здесь самая вкусная, что я только пробовал, а по сравнению с постсоветскими странами ещё и в 2-3 раза дешевле.

32.


А вот турецкие сладости разочаровали - продаются они по всему миру, а на исторической родине впечатляют не столько вкусом, сколько липкостью. Коробку с этими штуками нести можно только в отдельном пакете, а в гостинице следить, чтобы патока по всему номера не растеклась. При этом я помню, как наслаждался турецкими сладостями 20 лет назад, отдыхая в Аланье по "ол-инклюзив". И хочется вновь сказать "там, на Западе, у Средиземного моря"... но с другой стороны, много ли тогдашнему ребёнку было надо?

33.


А вот о чём в Анталье и Измире, наверное, с тоской говорят "там, на востоке, в холодных горах" - это сыры. Сырной столицей Турции считается Карс, где сыроделие якобы наладили под Россией то ли молокане, то ли немцы. Но не будем забывать, что свои давние сырные традиции были и у армян, и у грузин, и у греков, а многие виды турецкого сыра (например, "михалыч") нам здесь и вовсе не попадались. Вот ассортимент сырной лавки в Карсе: тулум (рассыпчатый овечий сыр), кашар молодой (обычный жёлтый сыр с резким вкусом) и старый (выдержки от 3 месяцев до 6 лет, но всё равно не столь твёрдый, как пармезан), грюйер (так-то это швейцарский сыр, но здесь прижился как свой), ну а посередине тут вовсе не терияки, а обычное сливочное масло.

34.


В целом, не скажу, чтобы турецкие сыры мне понравились - все они кажутся какими-то несвежими, подкисшими и пересохими, а их вкус запоминаются исключительно ядрёностью, от которой потом неприятно зубам. Больше всего мне понравился вот такой сухой, слегка крошащийся сыр, название которого я найти так и не смог. По вкусу - чечил с плесенью:

35.


В любом турецком городе среди десятков мясных, овощных, ореховых, сырных и прочих лавок обязательно найдётся хотя бы парочка рыбных. В основном это "карадениз", то есть черноморская рыба разных видов с ценниками от 15 до 40 лир за килограмм. В Ване есть ещё и ванская кефаль за 7 лир, покупать которую турки нас отговаривали, причём с таким видом, что дело было явно не в деньгах - там она считается мусорной рыбой, хотя вообще-то исключительно вкусна.

36.


А вот мидии, вероятно из Средиземного моря, мы видели лишь один раз в переполненном внутренними туристами Карсе:

37.


Что же касается фабричных продуктов, то ничем особенным мне они не запомнились. Ну сыры плавленные - так они и к нам экспортируются. Ракы (фруктовая водка с анисом крепостью 40-50 градусов) или пиво "Эфес" (варят с 1969 года в Измире) наверное хороши - да только я их не употребляю. Супермакеты в Восточной Турции, по крайней мере в центрах городов (так-то на окраинах есть огромные моллы) довольно малочисленны и невелики, проигрывая конкуренцию множеству лавок, а их ассортимент не слишком отличается от нашего - разве что бренды другие. Больше всего из магазинной еды мне понравились шоколадки с фисташками фирмы "Ülker", которую основал в 1944 году крымский татарин-эмигрант Сабри Улькер. А вот чем Турция удивила - это полным (!) отсутствием местных газировок, лимонадов и даже минералок, которые мне пришлось заменять пошлой кока-колой.
И самый, пожалуй, впечатляющий товар супермаркетов - вот: вы когда-нибудь видели в России килограммовые пакеты чая?!

38


Но дело в том, что турки - самые больше в мире любители пить чай. Знаменитый "турецкий кофе" корректнее было бы называть "османским кофе" - ведь растили его арабы, а распространяли армяне, и после краха Османской империи стал он товаром импортным и дорогим. В это же самое время советские агрономы с помощью приглашённого ещё в 19 веке китайца Лау Джань Джау налаживали собственно чаеводство в Аджарии (см. Чакви), и в 1937 году "такой друг, как Турция" не замедлил этот опыт перенять. Боковой побег аджарского чайного куста в итоге стал самым главным: южнее по берегу Чёрного моря, в "столице" Лазистана Ризе, чайные зёрна упали на благодатную почву. Наладив собственное производство, измученные кофеиновой ломкой турки принялись пить чай кубометрами: ныне Турция твёрдо лидирует в мире по среднедушевому потреблению чая - я видел цифры от 2,5 до 6,5 (!) килограмм сухой заварки в год против 1,5 у так же входящей в первую десятку чаепьющих стран России. К 1963 году Турция отказалась от импортного чая (хотя сейчас он тут есть), и ныне твёрдо занимает по сбору чая 5-е место в мире после Китая, Индии, Шри-Ланки и Кении. Ещё удивительнее то, что здесь действует государственная монополия на чай: в 1971 году вся отрасль была подчинена специальному ведомству, а в 1984 году - сведена в компанию "Чайкур". За пределами Турции эта марка продукция вызывает примерно такой же ужас, как грузинский чай в позднем СССР. По мне так - чай как чай, дома такой держать не стал бы, но в дороге пьётся легко. Тем более он здесь почти всегда заварной (в смысле - не из пакетика) и почти бесплатный.

39а.


У турок даже успела сложиться своя неповторимая чайная культура. Символ её - бардак, как называется вогнутый стаканчик с кадра выше. В Азербайджане такие называют армуд ("груша"), что немудрено в стране, где многие понимают по-русски. Для заваривания турки используют чайданлык - конструкцию из двух чайников, используемых по особому алгоритму. Сначала в нижний чайник наливают воду, а в верхний, насухо, сыплют заварку, и при закипании воды она успевает прогреться. Затем заливают заварку кипятком и доливают воды в нижний чайник, снова ставя всё это на огонь - заварка не кипит, но и не остывает. Пьют чай же здесь совершенно по-нашему - разбавляя заварку водой и добавляя сахар:

39.


Ну а если нужно больше чая - в ход идёт семевер, родич иранских самваров, афганских самватов и племянник, конечно же, русского самовара. Тут надо сказать, что как таковой самовар изобрели и вовсе в Древнем Риме, но - совсем небольшой и сугубо походный. Идея глянулась парфянам, и в Персии появилась своя модификация - внушительного размера, однако - глиняная, то есть практически не транспортабельная. И наконец русские купцы и промышленники, ещё в 18-19 веках полюбив чай и подсмотрев идею у персов, наладили производство больших металлических самоваров, вскоре полностью вытеснивших глиняные. В итоге в Азербайджане и Иране чай пьют из абсолютно классических русских самоваров, но турки внедряли чайную культуру уже в другую эпоху, а потому их семевер выглядит так - крупнее и наверное удобнее, но совершенно без души:

40.


Другой жертвой распада Османской империи стал турецкий табак, пристрастие к которому в своё время сгубило Тараса Бульбу. Турки растили табак с 1585 года - но в основном на Балканах и в Греции. Под Артвином в 1893 году табаководством занялся командующий Кавказским войсковым корпусом генерал-адъютант Иван Амилахвари, мобилизовав на это дело местных крестьян: в те времена табачный дым считался средством для профилактики туберкулёза и пневмонии. Как я понимаю, в нынешней Турции табак выращивают именно в Причерноморье, но продают, в отличие от чая или орехов, отнюдь не на каждом шагу. Курят турки много, и что самое неприятное - в помещениях, где иногда запах стоит такой, что вешать можно не только топор, а даже небольшой танк. Но - курят сигареты, а не развесной табак:

41.


Ну а питались мы чаще в кафешках, которые в Турции недороги и хороши. И турецкий донер - он действительно турецкий, полное имя его "донер-кебаб", то есть "вертельное мясо". Родиной шаурмы в её нынешним виде считается Бурса, где в середине 19 века впервые придумали ставить вертело вертикально. Мир шаурма стала захватывать позже, и потому только в таком виде. Однако в самой Турции кое-где ещё можно увидеть более архаичный горизонтальный донер:

42.


Основное заведение, где в Турции можно поесть - не кафе и не чайхана, а локанта. Специфически местное слово (в Восточной Анатолии, как мне показалось, не столь популярное) обозначает по сути дела обычную столовую с полным или частичным (на то, что не надо готовить) самообслуживанием. Интерьеры локант подчёркнуто современны:

43.


И столь же подчёркнуто стандартен, как в сетевых фастфудах, набор блюд, в обиходе и обозначающий турецкую кухню. В первую очередь это чорба - турецкий суп, который не стоит путать ни со среднеазиатской шурпой, ни с балканской чорбой на квасе. Его стандартные ингредиенты - мясной бульон, чечевица и лук, сверх которых, кажется, стандарта просто нет - цвет чорб, которые мы пробовали, варьировался от мутно-жёлтого до ярко-оранжевого, вкус - от кисловатого до жгучего. Самое же забавное свойство чорбы в том, что её нужно не столько солить или перчить, сколько поливать лимоном.

44.


Чорба, сколько мы её пробовали, всегда была отличной, а другие блюда - через раз. Вот тут в кадре лахмаджун и пиде - "турецкие пиццы" на соответственно тонком и более толстом тесте. Ещё бывают всякие шашлыки да кебабы десятка видов (самй вкусный, который ели мы - из кусочков мяса и баклажанов) да основные блюда из различных комбинаций кебаба, риса и овощей. В некоторых кафешках - айран, текущий из специального крана. Европейская кухня в Турции в основном похуже национальной, но всё же пицца, сэндвичи или какой-нибудь крем-суп нам попадались вполне съедобные. С другой стороны и такой уж сильной потребности "просто съесть что-нибудь европейское", как та же Средняя Азия, Турция не вызывает - всё же еда здесь куда привычнее. Но едва ли не больше, чем самой едой, турецкий общепит подкупает культурой её подачи: чай и хлеб здесь безлимитные, а к плотному блюду или например набору чорбы, риса и курицы бесплатно прилагается салат.

45.


Отдельный жанр - "турецкий завтрак", который обычно входит в стоимость номера в кафешках гостиниц. В общем-то, ничего особенного в этом завтраке нет: яйца (или омлёт), хлеб двух-трёх видов (примерно такой, как на кадрах выше), масло, сыр и брынза, колбаса (иногда сосиски), два-три вида джема в фабричных упаковках, чай и сахар. Но всё это по схеме "шведского стола", и тем приятно.
А колоритными деталями турецкий город в принципе богат:

46.


Например, весьма распространная тут профессия - чистильщик обуви:

47.


И здесь, в отличие от Стамбула, при виде туриста он вряд ли начнёт невзначай ронять щётку:

48.


Интересное, и очень восточное свойство турецких городов - их поквартальная специализация. Проще говоря, сначала мы минут 40 шли по безликому Вану в поисках гостиницы - и не видели ни одной. А дальше за минут за 20 обошли несколько гостиниц, выбирая оптимальную - каждая следующая была видна от двери предыдущей. В Эрзуруме на площади Конгесса стоят 5 гостиниц в ряд "одной фасадой", а в Карсе штук 20 отелей собраны на паре кварталов главной улицы. Относится эта специализация, конечно, не только к гостиницам, а к чему бы то ни было - вот например несколько лавок семеверов в один ряд, и такая система мне показалась исключительно удобной:

49.


Что же касается гостиниц (конак-эви), то их в турецких городах очень много, цены в основном процентов на 20-30 ниже наших, а качество очень разное - от продавленного паркета и запаха канализации до пушистых ковров и душа с пятью режимами. Причём стоит иметь в виду, что в суровой Анатолии нет хостелов, а букинг в здешних городах видит лишь по несколько самых дорогих и пафосных отелей. Мы всё искали по прибытии, и с отсутствием мест не сталкивались, кажется, ни разу. При заселении в гостиницу почти всегда можно торговаться (и цену сбросить мне удавалось на 20-30%), а вот в номере надо тщательно всё проверять: гостиничные служащие имеют свойство приторговывать номерами себе в карман, и в таких номерах как правило не сделана уборка. Причём иногда так долго, что на поверхностях успевает возникнуть слой пыли, а постели - отсыреть. Хуже то, что в таком случае постель ещё и не меняли после прошлых постояльцев, поэтому наше заселение обычно начиналось с пристальной проверки белья. И хотя бы другой номер, если проверка выявляла б/ушность, нам всегда давали без вопросов.

50.


Другой минус турецких гостиниц, как впрочем и чего бы то ни было в Турции - бюрократия: так, даже если оплачивал несколько дней, регистрировать "пасапорт" через какую-то специальную антитеррористическую систему приходится ежедневно. Валюту в здешних городах меняют только в банках (не в любых: талон электронной очереди тут делается по номеру паспорта, а иностранные паспорта не все банки воспринимают), и обязательно минут 10-15 где-то возятся с регистрацией паспорта. Но апофеоз турецкой бюрократии - сотовая связь! Сим-карту мы сумели купить лишь со второй попытки: регистрация паспортов растянулась на сутки, по итогам которых первая симка так и не заработала и нам пришлось идти к другому оператору. Продают симки только с очень большим пакетами (например, с 20 ГБ интернета), так что в итоге вместо двух мы купили только одну - примерно за 1000 рублей (в лирах). Симки, купленные на иностранные паспорта активны не более 90 дней (максимальное время пребывания в стране без ВНЖ), а самое главное - 120 дней активны сами телефоны! За ввезённый в страну телефон нужно платить налог, а это мало того что изрядные деньги (на рубли 15-20 тысяч - при том что мой телефон стоил 7 тыс. рублей), так и ещё несколько дней беготни по кабинетам - ведь чтобы заплатить налог, надо сделать что? Правильно - зарегистрироваться! Без этих мытарств же в Турцию въезжать каждый раз придётся с новым телефоном: при активации в аппарате турецкой симки включается обратный отсчёт, по итогам которого телефон блокируется (к счастью, только на территории Турции) без возможности восстановления. Собственно, ровно по той же причине на турецких дорогах мало машин: под предлогом восстановления страны после землетрясения 1999 года власти ввели специальный налог на многие товары, из-за которого авто или телефоны тут в разы дороже, чем у любых соседей. И если даже турист успевает столкнуться с таким количеством маразмов - то каково же местным?

51.


При этом, как я обнаружил, читая комментарии, куча людей с подобным в Турции не сталкивалась никогда, и специфика это места, времени или моей рожи какой-то подозрительной - не берусь судить. Кадры выше же к тексту не имеют отношения и скорее раскрывают образ Турции как одёжной сверхдержавы - при всех успехах в машиностроении, крупнейшей по оборотам и числу занятых отраслью турецкой промышленностью остаётся лёгкая. Ещё на этих фото можно заметить, что как и в Иране или Армении, в Турции встречаются антропоморфные манекены с детально проработанными лицами. Самые же красивые витрины - те, в которых свадебные платья, отсылающие видом как в хэппи-энды американского кино, так и в "великолепный век" Османской империи.

52.


А на всё это взирает Папа Турок - именно так переводится фамилия Ататюрк, дарованная Великим национальным хуралом создателю Турецкой республики Гази Мустафе Кемалю. Урожениц Салоник и (несмотря на слухи о боснийских или албанских корнях) чистокровный турок, он пошёл в военную школу, чтобы носить красивый мундир, а в итоге сделал блестящую военную карьеру, отличился в обороне Дарданнелл и наконец возглавил сопротивление в далёкой от англо-греческой интервенции, опустошённой геноцидом Восточной Анатолии: фундамент Турции лежит меж Анкарой и Эрзорумом. Если в 1920 году покорившийся Антанте султан приговорил Мустафу Кемаля к смертной казни, то в 1922 году сам Мустафа Кемаль низложил султана, потомки которого разъехались по Европе. Став первым президентом Турции, Мустафа Кемаль стремительно поставил на ноги разорённое войной государство... но и о себе не забывал, владея, например, крупнейшей в тогдашнем мире яхтой (на которой, кстати, и ныне Эрдоган отдыхает). В браке с женщиной, которую любил ещё в юности, он провёл несколько лет, а затем на глазах у всего государства развёлся, зато приёмных у него были два сына и восемь дочерей. Одну из которых - Сабиху Гёкчен, - Папа-турок пристрастил к самолётам: позже она стала первой женщиной-лётчиком, участвовавшей в реальном бою с восставшими курдами. Ататюрк всячески играл роль друга Советской России, тем более с полугосударственной экономикой и пятилетками Турция была в одном шаге от социализма. Но фактически то была скорее "многовекторность здорового человека", в которую не смогли в своё время Лукашенко или Янукович: от СССР, Антанты и Соедиённых Штатов Турция получила всё, что могла, от современных заводов до забвения геноцида. Ататюрк для нынешней Турции - примерно как для СССР Ленин и неразвенчанный Сталина в одном лице:

53.


И даже после бывшего Союза, всех этих обожествлений Ленина, Шевченко или Гейдара Алиева, масштабы культа личности в Турции поражают. Ататюрк тут везде и во всём, и даже симпатичные англопонимающие студенты, подвозившиеся нас в горах Артвина, слушали удалой рэп про Мустафу Кемаля. Памятники ему понатыканы чаще, чем Ильичи, иногда в прямой видимости друг от друга. И памятники самые различные - бюсты с цитатой, статуи в полный рост, панно на стенах или склонах.... Всё это ещё и с канонической позой: если Ленин указывал народу путь, то Ататюрк упрямо идёт против ветра.

53а.


Второй персонаж монументов Восточной Анатолии - гарцующий всадник Кязым Карабекир, турецкий генерал и герой Дарданелл, в 1920 году отвоевавший эти горы у молодых республик Армении и Грузии.

54.


Памятников в турецких городах вообще множество, как очевидно современных, так и явно из первой половины ХХ века. И редко увидишь здесь памятник тем, кто безвинно погиб - охотнее турки помнят тех, кто отчаянно дрался. Да, тематика памятников в Турции имеет очень явный военно-политический перекос - поэта или учёного тут увидишь на порядок реже, чем воина или правителя.

55.


Сам же градус патриотизма в Турции феноменален. Это касается и официоза - в турецком городе сложно найти точку, с которой не будет виден хотя бы один флаг. Но официоз в данном случае вполне отражает низовые настроения: та степень патриотизма, которая у нас классифицируется как "отбитый ватник", там сойдёт за "безродного космополита", пантюркистский ватник же рассчитан и на якутский мороз. Историческая рефлексия и комплексы вины туркам не свойственны: армян перебили - так те сами нарвались, Византию доломали - так для её же блага. И только попробуй при турке усомниться, что были в мировой истории страны мощнее Османской империи, а современном мире кто-то превосходит Турцию по обилию древностей и красоте.

56.


В политическом плане восток и запад Турции тоже очень сильно отличаются: говорят, на Мраморном и Эгейском морях, в Анталье и богатых стамбульских районах ненавидят Эрдогана до дрожи. Его вотчина - именно Восточная Анатолия и Причерноморье, самая бедная, патриархальная, набожная и воинственная часть страны. Но здесь веришь, что это - те самые турки, о битвах с которыми мы знаем со школьной скамьи...

57.


Напоследок - минутка турецкого языка:

57а.


А о людях и реалиях Турции продолжим разговор в следующей части.

Другие посты из Закавказья-2019.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2020-12-20 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kurosava-ad.livejournal.com
Как-то действительно смахивает на капитализм "на советский взгляд", как в том же Незнайке на Луне.

Date: 2020-12-20 11:15 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
"Незнайку на Луне" я читал в 1990-х, а поражался тому, как это похоже на мир за окном. А до того на даче регулярно читал валявшиеся на чердаке "Мурзилки" и "Пионеры" 1970-х годов. Удивительно, но в свои 10 или около лет я сумел тогда прийти к мысли, что капитализм получился у нас именно таким, каким его изображали в советское время.

(no subject)

From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com - Date: 2020-12-21 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2020-12-21 11:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com - Date: 2020-12-21 12:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2020-12-21 12:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com - Date: 2020-12-21 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] russian-dagger.livejournal.com - Date: 2020-12-21 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sergeydymskiy.livejournal.com - Date: 2023-01-15 05:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stan-egovtsev.livejournal.com - Date: 2020-12-21 11:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2020-12-21 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kurosava-ad.livejournal.com - Date: 2020-12-21 02:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stan-egovtsev.livejournal.com - Date: 2020-12-22 04:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kurosava-ad.livejournal.com - Date: 2020-12-22 06:13 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-20 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Турецкий чай в начале 90-х мы закупали, но быстро отказались.

А табак в Османской империи был «национальной спецификой» греков, причём греческие торговцы вывезли её в США и Российскую империю. Кстати, запрет на экспорт табака в Россию Пётр 1 снял именно по многочисленным просьбам греческих монахов.

Date: 2020-12-20 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я вообще не сказал бы, что он так уж ужасен. То ли турки к нам какой-то неликвид поставляли, то ли заваривали у нас его неправильно, то ли с тех пор качество подтянулось. Чай как чай, но всяко вкуснее того, который РЖД у проводников из зарплаты вычитает.

(no subject)

From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com - Date: 2020-12-23 03:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buzatu.livejournal.com - Date: 2021-09-30 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sergeydymskiy.livejournal.com - Date: 2023-01-15 05:07 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-20 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] pzkpfw.livejournal.com
Читая всё это и разглядывая фотографии (спасибо за повествование!), я так и не определился - хотел бы я там побывать... или нет... даже не знаю.

Date: 2020-12-20 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] mousemaster2012.livejournal.com
Конечно, хотели бы. Но в другой сезон

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2020-12-20 11:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-12-20 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mousemaster2012.livejournal.com
Какие у вас мрачные впечатления. Наверное, в неудачное время приехали. В сентябре и тепло, и обмен валюты без проблем, и гостиницы через букинг без проблем (через VPN), и симки для телефонов продают свободно (хотя и дороговато - моя обошлась в 200 лир).

Date: 2020-12-20 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Сильно сомневаюсь, что сезон влияет на обмен валюты, букинг и симки.
Вы там в каком году были?

(no subject)

From: [identity profile] mousemaster2012.livejournal.com - Date: 2020-12-21 12:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com - Date: 2020-12-20 11:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-12-20 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com
Маразмов для местных (имеющих хотя бы ВНЖ) если не меньше, то жить им проще, чем туристам. У них есть некий ID номер, который требуется не то что при покупке сим-карты или авиабилета, но даже при пополнении проездного билета онлайн. И тупизм с "регистрациями", скорее всего, был связан именно с отсутствием у турыста этого ID. А поскольку интуристов там немного, подобная нестандартная ситуация приводит к подвисанию.
А вот при выезде турки платят некий налог, который оплачивается такими же марками в паспорт, которыми еще лет 10 назад для россиян заменяли визу. В аэропорту где то покупают эти марки, наклеивают и идут с ними на паспортный контроль.
Ну и то, что зимой в условно теплых странах довольно некомфортно из-за отсутствия отопления - это не стереотип, это так и есть. И дело не в "тонких" стенах и отсутствии двойных рам: если днем может быть и +20 на солнце, то ночью легко может быть небольшой плюс или около нуля, и даже каменный дом остывает моментально. Не совсем понятно, есть ли при таких условиях вообще смысл заморачиваться хоть с каким отоплением на 2-3 месяца. А в том же Стамбуле зимой совсем не тепло, хотя он и южнее Ялты или Сочи, прикрытых горами. В проливы постоянно, как в трубу, задувает с Черного моря все, что несется с севера и северо-запада.

Date: 2020-12-20 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] oleganchik73.livejournal.com

15 - вид как в каком-то российском городе. А по бокам что-то похожее на гаражи.

Date: 2020-12-20 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это Карс :) Там много "нашенских" видов не только в историческом центре.

Date: 2020-12-20 11:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mousemaster2012.livejournal.com
Вот как выглядят малоэтажные приозерные районы Вана:
Image (https://ic.pics.livejournal.com/mousemaster2012/45383445/63276/63276_original.jpg)
Image (https://ic.pics.livejournal.com/mousemaster2012/45383445/63517/63517_original.jpg)

Date: 2020-12-21 01:43 am (UTC)
From: [identity profile] taifit.livejournal.com
За семь лет путешествий по Турции ни разу не регистрировал паспорт и не платил налог за телефон. В банках талон брал через охранника тоже без регистрации. Ни про какие базы контртеррористические сроду не слыхал. Про гостиницы тоже удивился, вы, наверное, до предела снизили планку стоимости поселения, раз такое встречали.

Date: 2020-12-21 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну, а я вот за 15 лет путешествий по России ни разу ментам взятку не давал. Всякое бывает.

Date: 2020-12-21 02:22 am (UTC)
From: [identity profile] pro100-petrov.livejournal.com
Все-таки Севрский договор был справедливым.

Date: 2020-12-21 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] idemidov.livejournal.com
Кто смел, тот и съел.

(no subject)

From: [identity profile] pro100-petrov.livejournal.com - Date: 2020-12-21 07:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] russian-dagger.livejournal.com - Date: 2020-12-21 08:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] russian-dagger.livejournal.com - Date: 2020-12-21 07:46 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Пару ремарок:
а) Ну "буржуйку" в заведениях зимой и в Стамбулах всяких ставят. Холодно, а на побережье и сыро еще. Выручает.
б) Если по чаю специализируется Ризе, то по фундуку - Орду. Более половины всего турецкого урожая, который, в свою очередь 70% мирового.
в) Из напитков надо упомянуть еще ядренейший напиток шалгам ("сок репы" в переводе, очень соленый и перченый). А из уличной еды - кокореч (тоже шаурма, но в качестве начинки используют более дешевые внутренности скота, в классическом - обрезки желудков).
А так все очень познавательно и знакомо.

Date: 2020-12-21 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот не встречал ни того, ни другого.

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2020-12-21 07:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yvo0306.livejournal.com - Date: 2020-12-23 08:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buzatu.livejournal.com - Date: 2021-09-30 11:44 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] idemidov.livejournal.com
>>>> Не знаю, что вопит об этом младоурбанистика, но зрелище многоэтажек, рядами стоящих в голой степи без намёка на озеленение или розу ветров, наводит тоску.

Такого и в Западной Турции полно. На окраинах того же самого Измира, о котором не стоит судить только по модной хипстерской набережной.

>>> Столь любимый продвинутой частью российского общества "свой дом(с)" - привилегия стран, где люди богатели, а города росли потихоньку веками

Ага, какая-нибудь заштатная Македония страна миллиардеров, где "богатели веками" :-)

>>> Восьмой в списке станет Анталья,

Давно уже стала. Там и метротрам есть.

>>> Сколько бы ни кричали в рунете, что русскую демографию убили коммунисты

Это неоспоримо.

>>> Эскорт пастушьих стад, эти собаки исправно отгоняли волков

Они и людей отгоняют. В Галлиполи встретили стаю таких охранников, контролировали нас, пока стадо овец не уйдет далеко. Но не нападали, не лаяли.

>>> у так же входящей в первую десятку чаепьющих стран России.

В пятерку, если не в тройку.

>>> наконец возглавил сопротивление в далёкой от англо-греческой интервенции, опустошённой геноцидом Восточной Анатолии

Странный причастный оборот. Скорее сопротивление и геноцид это было один и тот же процесс.

>>> регистрировать "пасапорт" через какую-то специальную антитеррористическую систему приходится ежедневно.

Что за система? Не заметил отличий от России, где гостиницы-ПДС также по паспорту, и занимает оформление те же 5-10 минут.

>>> Но апофеоз турецкой бюрократии - сотовая связь! Сим-карту мы сумели купить лишь со второй попытки: регистрация паспортов растянулась на сутки

Тоже непонятно. Подключил симку минут ну за 15-20.

>>> И даже после бывшего Союза, всех этих обожествлений Ленина, Шевченко или Гейдара Алиева, масштабы культа личности в Турции поражают.

Тут ещё отличие, что на Ленина за пределами официоза всем плевать. Да и на Шевченко. Про Гейдара не знаю.
А портретами-флагами-цитататами Ататюрка уклеены маршрутки, мотоциклы, кафешки, будки чистильщиков обуви, частные дома и так далее, и тому подобное.

>>> И редко увидишь здесь памятник тем, кто безвинно погиб - охотнее турки помнят тех, кто отчаянно дрался.

Забавно, что тюркское "шехид", которым тут полно памятников, на русском передают как "мученик", что вносит лишний страдательный залог. А так скорее это "павший герой", конечно.

>>> Историческая рефлексия и комплексы вины туркам не свойственны:

А кому они свойственны? За пределами Западной Европы и англосаксонского мира (рефлексирующих от хорошей жизни) и многострадальной РФ - никому.

>>> Сам же градус патриотизма в Турции феноменален... В этом смысле восток и запад Турции тоже очень сильно отличаются: говорят, на Мраморном и Эгейском морях, в Анталье и богатых стамбульских районах ненавидят Эрдогана до дрожи.

Крякнул. В смысле патриотизма они отличаются?
Эрдогана там скорее презирают в стиле "люди нашего круга за AKP не голосуют, это постыдно", в целом это фигура умолчания.
Но по отношению к патриотизму это не меняет абсолютно ничего. В Западной Турции такие же 1000% патриоты, с соответствующим отношением к Ататюрку, нации, конфликтам с греками-курдами-армянами, войне в Сирии и т.д. "Мы всегда правы", только так.
Edited Date: 2020-12-21 05:22 am (UTC)

Date: 2020-12-21 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Про Анталью - видимо, вы имеете в виду агломерацию. По состоянию на 2015 года 955 тыс., так что если и есть миллион - то не давно, а с году на год.
Про свой дом - я имел в виду скорее Англию, Нидерланды, англоязычные страны Нового Света. Короче, те, в которых процесс урбанизации начался раньше и был больше растянут по времени. Насчёт Македонии не знаю, из любого правила бывают исключения.
Про чай - сколько я видел рейтингов, скорее 7-9 место. Когда речь идёт о среднедушевых показателях, мелкие страны всегда вырываются вперёд.
Про симку - у меня нет причин врать, я излагаю свой опыт. Возможно, у меня какой-то особенно подозрительный вид, а возможно просто вам было там так хорошо, что все эти препоны не запомнились.
Про шехидов - по-моему, в Турции как раз на павших героях фиксации нет, много памятников героям-победителям, которые выжили. Та же Нене-хатун из Эрзорума умерла в глубокой старости через полсотни лет после своего подвига.
Про комплекс вины - понятия не имею, я лишь констатировал, что туркам они не свойственны.
Про патриотизм на западе Турции - я там не был, поэтому и сделал ремарку "говорят".
Edited Date: 2020-12-21 07:42 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2020-12-21 07:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2020-12-21 07:59 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] beckar-ru.livejournal.com
В СССР ужас вызывал азербайджанский чай, а грузинский был "вполне себе ничего".

Date: 2020-12-21 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] rebeccathatcher.livejournal.com
"Обратите внимание, что на кадре выше трактор припаркован прямо у подъезда: вышел из дома, даже не выпив цэ-два-аш-пять-о-аш и не покормив поросят да поехал с утра пахать наделы"

Охеренно, когда каждое утро под окном заводится трактор.

Date: 2020-12-21 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] trocepins.livejournal.com
в Турции нет центрального отопления, и потому обогревает себя каждый дом или каждая квартира
В Европе именно такое отопление называется центральным - отопление дома или квартиры собственным котлом.

А то, что в СССР называлось центральным отоплением, в мире называется district heating, в немецкоязычных странах - fernwärme.

Date: 2020-12-21 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Интересное дополнение, но у нас всё-таки центральным называют отопление от ТЭЦ.

(no subject)

From: [identity profile] trocepins.livejournal.com - Date: 2020-12-21 07:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2020-12-21 07:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trocepins.livejournal.com - Date: 2020-12-21 07:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2020-12-21 08:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trocepins.livejournal.com - Date: 2020-12-21 08:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2020-12-21 08:51 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] russian-dagger.livejournal.com
Прекрасный пост, Илья, очень интересный и фотографии как всегда супер, передают колорит этих мест.
Про турецкий патриотизм и отсутствие рефлексии - это потому, что их по серьезному никогда не били, хотя бы на уровне гитлеровской Германии.
Геноцид христиан, как Вы правильно заметили, им спустили с рук.
Из-за сиюминутных интересов в 20 в. и СССР, и Запад вместо того, чтобы добить ослабленную после ПМВ Османскую Империю, стали сотрудничать с "многовекторной" кемалистской Турцией.
Потом в конце 40-х - начале 50-х гг. США взяли их под свой "зонтик" и не позволили Сталину нанести по ним зубодробительный удар
В итоге турки "оперились", уверились, что "гяуры все стерпят", в 74 г. вторглись на Кипр (им опять ничего не было, и НАТО, и ОВД по сути молча смотрели на битье греков), стали жестко прессовать курдов (ну, у тех у самих много христианской крови на руках), а в начале 21 в. вообще раздухарились, и чуть не в открытую стали даже "мирового жандарма" посылать.
В итоге залезли в Ирак, в Сирию (им опять ничего не было), теперь пришли в Баку и на Кавказ (и вновь как с гуся вода), над Европой Эрдоган и Ко ржут чуть не в открытую - ну, понятно, верят, небось, что их "Османская Империя 2.0 встала с колен".

Ну, я думаю, рано или поздно они нарвутся на очень сильную ответку, так, что Первая Мировая им покажется легким укольчиком, и получат так больно и мощно, что и рефлексировать начнут, и за геноцид покаются

Date: 2020-12-21 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Пока не вижу к этому предпосылок. Даже если Турция нарвётся на гипотетического противника, который разгромит её в тотальной войне и оккупирует Анкару и Стамбул, всё равно другая часть влиятельных мировых держав добьются того, чтобы эта оккупация была временной, а Турция сохранила большую часть своей территории.

(no subject)

From: [identity profile] russian-dagger.livejournal.com - Date: 2020-12-21 08:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2020-12-21 09:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] russian-dagger.livejournal.com - Date: 2020-12-21 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2020-12-21 12:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2020-12-21 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] russian-dagger.livejournal.com - Date: 2020-12-21 06:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2020-12-21 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mikhail korzhenkov - Date: 2020-12-22 01:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2020-12-22 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2020-12-22 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2020-12-22 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 5f5.livejournal.com - Date: 2020-12-22 08:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Насчет курения - в нидерландском даже есть выражение Roken als Turk. Курить, как турок. То есть - дымить, как паровоз.

Насчет индивидуального и многоквартирного жилья - тут, думаю, сложно делать однозначные выводы. Очень много разных факторов в разных странах. Например в Германии во время промышленной революции строились рабочие казармы, Mietskaserne. В Англии же даже в 19 веке предпочитали индивидуальные дома в качестве рабочего жилья. Унылые такие rowhouses, которые тянулись на мили и мили. Многое зависло и от того, какая политическая сила была у власти. Как правило, католические и консервативные партии были сторонниками индивидуального жилья, социалистические - многоквартирного. Австрийские (точнее - венские*) социалисты известны созданием социального многоквартирного жилья, типа Karl-Marx-Siedlung (ЖК Карл-Маркс, само название говорит о многом). А в Бельгии, где католическая партия всегда была важной силой, индивидуальньное жилье всячески стимулировалось. Массовое строительство многоквартирных домов микрорайонам велось разве что в Антверпене, когда там у власти были социалисты (хотя отдельные образцы многоквартирных домов есть, конечно, во многих городах).

Но это тоже не абсолютное правило. Застроку Парижа многоквартирными домами при Османе не социалисты вели...

*в Австрии в целом у власти были не социалисты, но межвоенная Вена (точнее - между ПМВ и аншлюссом) была красным городом ("красная Вена" - это было понятие), где большинство составляли социал-демократы.
Edited Date: 2020-12-21 09:17 am (UTC)

Date: 2020-12-21 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] idemidov.livejournal.com
>>> Застроку Парижа многоквартирными домами при Османе не социалисты вели...

Застройка центра крупнейшего города многоэтажками дело самое естественное, само собой складывается: спрос во много разпревышает предложение. Даже в США (!) как известно на Манхэттене живут в многоэтажках. Но уже в Бруклине в отдельных домах! Не говорю про остальную часть страны.

И совсем другое дело массовая многоэтажная застройка по всем городам и весям страны, это уже соответствующая воля социалистов:
https://supermipter.livejournal.com/736101.html

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2020-12-21 09:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2020-12-21 10:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2020-12-21 10:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2020-12-21 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2020-12-21 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2020-12-21 06:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2020-12-21 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2020-12-21 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2020-12-21 07:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com - Date: 2020-12-23 03:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2020-12-21 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2020-12-21 06:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
Впечатлила больше всего стоимость для ввоза телефона. Какой-то дикий бред же.

Date: 2020-12-21 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] stan-egovtsev.livejournal.com
15. Вы всё врете!!!!11одынадин... это Хрущёв обменял по бартеру на кукурузу))

Date: 2020-12-21 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] russian-dagger.livejournal.com
А капуста, конечно, знатная у них!
Интересно, как им удается таких гигантов выращивать? ГМО или какие-то крестьянские секреты?

Date: 2020-12-22 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Селекция + система удобрения
Edited Date: 2020-12-22 01:10 pm (UTC)

Date: 2020-12-21 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] i-wrotbl.livejournal.com
вах! шикарно!
колоритно, особливо капуста впечатлила - это ж какой голубец с нее можно зафигачить!!

Date: 2020-12-21 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] levan kapanadze (from livejournal.com)
Странно, при том что турецкие автобусы ездят даже в некоторых столицах стран входящих в ЕС, сами турецкие города не могут позволить себе нормальный общественный транспорт. Больших автобусов не видел даже Анталии.

Турецкая кухня больше радует глаза, чем вкусовые рецепторы. А для тех, кто не переносит специфический запах и вкус баранины, как я, то это вообще гастрономический ад.

Date: 2020-12-23 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] yvo0306.livejournal.com
Image

В Стамбуле весьма развито. Включая выделенную линию через весь город "Метробус"

Date: 2020-12-21 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] les-utrom.livejournal.com
"""Здесь вообще многое больше, чем в наших северных краях"""" -

Да, довелось столкнуться с этим явлением. В Махмутларе на рынке видел яйца примерно в 2 раза больше обычных куриных яиц. На вопрос "что это?", сказали что обычные куриные яйца.

Date: 2020-12-22 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
По поводу гигантской капусты - в 1870-х годах на международных выставках в европейских столицах (Вена, Брюссель, Париж русский агроном Ефим Андреевич Грачёв демонстрировал кочаны капусты собственной селекции, достигавшие 53 см в диаметре.

Date: 2020-12-23 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] russian-dagger.livejournal.com
Ого!! Вот так капуста!

(no subject)

From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com - Date: 2020-12-23 03:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-12-22 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
С интересом жду рассказ о Карсе! Ну и про Ван интересно почитать.

Date: 2020-12-22 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Местами просто очень напоминает какую-нибудь бывшую республику экс-СССР.
Но, парадоксальным образом, лично мне такая Турция, кажется. нравится больше, чем все эти отвратные Аланьи-Антальи с аниматорами Ахмедами и прочим. Про Стамубл ничего сказать не могу, не бывал. к сожалению. думаю, там офигенно.

Date: 2020-12-22 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] idemidov.livejournal.com
Анталия так-то крупный город, миллионник, со своей жизнью, в которой аниматоров не видать :-)
Все эти олл-инклюзивные отели отдельным комплексом идут вне города.

(no subject)

From: [identity profile] kuba.livejournal.com - Date: 2020-12-22 03:58 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 17th, 2025 04:35 am
Powered by Dreamwidth Studios