shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


Черновцы - главный город (240 тыс. жителей) украинской Буковины, расположенный на реке Прут. Его история не слишком богата событиями: впервые основан Ярославом Осмомыслом в 12 веке как Черная крепость, упраздненная при монголах. Далее село Черновицы упоминается в 1403 году в послании Михая Доброго львовским купцам, и с этого момента становится центром торговли между Молдавией и Польшей. С 1457 года - ярмарочный центр, с 1491 - город. В последующие века многократно разорялся: 1497, 1509, 1688 - поляками, 1626, 1646, 1672, 1714 - турками, в 1650 и 1653 - казаками, да и русские не проходили мимо (1709, 1735, 1769). Все изменилось при Австро-Венгрии (с 1775 года): город стал сначала центром Черновицкого округа, а после революции 1848 года - отдельной провинции. В составе Румынии в межвоенную эпоху Черновцы были третьим по величине городом (114 тысяч жителей), после Бухареста и Кишинёва.
В Черновцах нет каменных зданий старше хотя бы двухсот лет. Да и старше 150 - единицы. Город был застроен почти "залпом" в 1850-1930-е годы, и даже не верится, что в начале ХХ века здесь жило всего 70 тысяч человек. Среди путешественников Черновцы считаются самым хорошо сохранившимся городом среднего размера на постсоветском пространстве. И не без оснований.

Мой рассказ о Черновцах будет состоять из 4 частей: в первых трех прогуляемся по центру, в последней съездим в скансен в Горече. А начнем прогулку с Главной улицы - это официальное название, и тоже вполне оправданное.

Главная улица - она действительно Главная. Во-первых, она пересекает почти весь город, нумерация на ней доходит до 280-х домов. На ней расположены вокзал, ратуша, кафедральный собор, а далее улица уходит в спальные районы вплоть до южного выезда, и на ней же стоит главный автовокзал. Начнем прогулку от вокзала:



Железная дорога сюда пришла в 1866 году - примерно тогда же, когда и в прочие города австрийской Западной Украины. А сам вокзал - один из трех уцелевших вокзалов-дворцов (наряду со Львовским и Ивано-Франковским), построенных на рубеже веков в стиле сецессии:





Черновицкий вокзал, конечно, существенно провинциальнее львовского, но и существенно масштабнее, чем в Ивано-Франковске. Мне больше всего запомнилась фигура девушки на фасаде - это Ирида, древнегреческая вестница богов. Не знаю, что хотел сказать скульптор, сделав ей столь несовершенную фигуру - но есть в этом несовершенстве что-то очень живое, и потому привлекательное:



И детишки. Нет, всё-таки не зря Австро-Венгрия - родина Зигмунда Фрейда!



На фасаде - великолепные часы:



А внутри даже сфотографировал сецессионногое убранство (чего не сделал во Львове и Ивано-Франковске):



Но надо заметить, при всей роскоши, пространство этих вокзалов используется весьма нерационально. Будучи гораздо крупнее, они (что Черновцы, что Франковск) вмещают не больше, а то и меньше, чем средненький губернский вокзал в России. А вот перрон тут очень колоритен - викторианского облика навес с часами, венгерский дизель-поезд Д2 и румынское здание вдалеке.



А вот эти дома видит человек непосредственно от входа. Пятиэтажный дом - образец "необрынковянского" стиля, образы которого навеяны средневековой архитектурой Валахии (обратите внимание на сочетание плакатов, кстати!). Межвоенной румынской архитектуры в Черновцах много, и она почти вся представлена двумя стилями - "необрынковянским" и функционалистическим:



Прямо из привокзальной площади и выходит Главная улица - точнее, ее первый участок почему-то называется улицей Гагарина:



Улица идет в гору, причем весьма круто - кадры сняты в обратном направлении. Архитектура с каждым домом делается всё более столичной:



И наконец достигаешь церкви Святой Параскевы (1844-64) в типичном для Буковины романо-византийском стиле:



Особенно красивы боковой портал и надколодезная часовня. Колодец с ведром в центре крупного города - это тоже впечатляет:



Еще через сотню метров находится Шифа (от немецкого das Shiff - "корабль"), один из красивейших домов города. Налево уходит Главная, по которой мы пришли, а направо - улица Шолом-Алейхема (догадайтесь, куда он ведет!).



По легенде, Шифа построена двумя братьями, один из которых был финансист, а другой - вышедший на пенсию капитан. Появившись в конце 19 века, здание сразу стало символом Черновцов (которые были тогда городом новостроек, как сейчас какой-нибудь Белгород), а украшающий "нос" корабля лев был питьевым фонтаном, что было особенно актуально, так как рядом находился базар:



Напротив Шифы - Крестовоздвиженский костел (1814-44), одно из самых старых зданий города, и в общем на фоне других весьма невзрачное. Как странно видеть ПАЗик в таком пейзаже!



А еще через квартал - Центральная площадь (это тоже официальное название):



Впрочем, если Главная улица кажется Главной без малейших оговорок, то площадь совсем уж Центральной я бы не назвал - соседняя Театральная (о которой в следующей части) поцентральнее смотрится. Но формальных критерий есть - здесь находится Ратуша (1843-47), представляющая собой уменьшенную копию львовской:



Еще из зданий на Центральной площади стоит отметить бывший Буковинский сберегательный банк (1910, ныне Художественный музей), а точнее майоликовое панно на его фасаде:



И бывшую гостиницу "Золотой Лев", опять же сецессионную:



А еще запомнился вот этот "зеркальный дом" - пассаж, примыкающие к Ратуше сзади. Фишка в том, что этот вид открывается не с Главной, а с параллельной ей улицы - Главная видна в арку:



Идем дальше:



В облике Главной мне что-то казалось странным, но что именно, я понял только сейчас. С одной стороны, архитектура многих ее зданий вполне столичная:



Причем это касается не только масштаба, но и вкуса:



Но в целом Главная производит впечатление не "Главной улицы провинциального города", а "второстепенной улицы столицы". Кажется, что через несколько кварталов непременно должен открыться Невский, Тверская или Крещатик:



В перспективе улицы - отель "Киев". Если бы про него не рассказал кратенько в своем посте [livejournal.com profile] darriuss , я бы прошел мимо, испугавшись элитного облика. На самом деле отель весьма дешевый (190грн - около 750р.), и очень старомодный: длинные коридоры, полумрак, ключницы на этажах... Впрочем, мне там не понравилось - номер тесный, грязноватый и холодный, а кровать неудобная. Но ради того, чтобы жить задёшево прямо на Главной улице, можно и потерпеть.

От места, с которого снят предыдущий кадр, в другую сторону виден Кафедральный собор. Кадры с ним уже история - где-то между 2010 и 2012 годами его покрасили в ядовито-розовый цвет:



Собор Сошествия Святого Духа строился в 1844-64 годах как главный храм Буковинско-Далмацкой митрополии. В те времена (1843-1920) в Австро-Венгрии был и свой "домашний" Карловацкий патриархат, располагавшийся в Сремски-Карловаце, центре провинции Сербская Воеводина. Но хотя собор изначально был православным, его композицию в России не встретить нигде:



А по сути всего лишь трехсрубная украинская церковь, выполненная в камне и украшенная двумя башнями над входом. В какой-то степени это синтез украинского и европейского, что символично. Большинство храмов Буковины устроены похоже, но с одним куполом.
Ныне собор принадлежит Московскому патриархату (как уже говорилось в прошлой части, в Буковине явно ощущаются симпатии к России). Внутреннее убранство не слишком впечатляет, да и обитатели какие-то недружелюбные (зато видел в зале девушек не только в джинсах, но и с голыми коленками - это к вопрос о дресс-коде). А у входа запомнил церковные лавки неопределенного возраста - пожалуй, самый стильный образец жанра, что я видел:



Улица уходит дальше, и застройка ее примерно такая еще несколько кварталов, а дальше столичность вновь начинает спадать, и улица вырывается за пределы центра к спальным районам и автовокзалу. Я ходил и туда, но фотографии не выкладываю: облик Главной в общем понятен, а отдельные дома и виды пусть каждый, приехав сюда, ищет сам.



Параллельно Главной проходит и начинающейся у Центральной площади местный "арбат" - улица Ольги Кобылянской (левее кадра - Кафедральный собор):



Вроде и типичная пешеходка с лавочками и скульптурами (типа повозки в кадре) - но всё же радует, что вместо пошлой плиточки брусчатка, и нет этих уже набивших оскомину фонарей под старину, вместо которых стоят цветники. Да и застройка очень приятна (особенно футуристический домик румынской эпохи):



Вообще, улицу Кобылянской я осмотрел из рук вон плохо - уже сам не понимаю, почему. Если пойти по ней в другую сторону, можно выйти к Немецкому дому (а одна из особенностей Черновцов - "этнические" дома культуры), а ближе к Ратуше расположен краеведческий музей. Но почему-то не везет у меня арбатам...



Вот еще улица между Кобылянской и Главной - ведь вставил бы кадр в репортажи из Львова, мало кто отличил бы подмену! Да и на переулочки старой Москвы чрезвычайно похоже. Даже странно, что это всего лишь областноой центр, причём по российским или восточно-украинским меркам даже совсем небольшой:



Вообще, рассказ о Главной улице у меня вышел несколько редуцированным. Как уже говорилось, Черновцы - город не просто средовой, а сверх-средовой - то есть фактически кроме "среды" здесь почти ничего и нет. И думаю, лучше на среде в первой части остановиться поподробнее.

Как и Львов, и даже больше Львова, Черновцы перегружены архитектурными деталями. Особенно заметны скульптуры - классические:





Модерновые:



И даже современные:



Не только на фасадах, но и на крышах и фронтонах:



Или в качестве функциональных элементов:



Сами функциональные элементы не отстают - например, балконы:



Или двери - вообще, в сецессионные двери я влюбился еще во Львове:



Или лавочки - подозреваю, современные, и в такой дубак совершенно бесполезные:



А изнанка Черновцов мне показалась даже колоритнее львовской. Всё вроде бы и так же, но засчет провинциальности выглядит живее и уютнее.
Подворотни парадные, со сводчатыми потолками:



Приватные, с почтовыми ящиками:



В непроходных дворах многие подворотни забраны решетками на замке - двор полностью принадлежит жителям, и я думаю, это прекрасно!



Достойны и подъезды:



А за подворотнями дворы, и почти каждый двор тут откровение:







Впрочем, самые колоритные дворы тут в еврейском квартале - их я покажу потом.
Главная улица делит центр Черновцов пополам, и западнее расположены Театральная площадь, самые помпезные здания типа Дома Юстиции, знаменитый Университет (изначально Резиденция митрополитов), а восточнее - колоритнейшие старые улочки (особенно еврейский район) и церкви разных народов (включая также знаменитую румынскую Пьяную церковь). О двух половинах центра - следующие две части.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог. О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий (Проскуров).
Меджибож. Крепость Белый Лебедь.
Меджибож. Поселок и еврейский квартал.
Восточная Подолия, или Брацлавщина (Винницкая область).
Винница. По центру.
Винница. Пирогово.
Шаргород. Еврейское местечко.
Жмеринка. Интерьеры вокзала.
Буковина (Черновицкая область).
О Буковине в общем.
Черновцы. Главная улица и городская среда.
Черновцы. К западу от Главной.
Черновцы. К востоку от Главной.
Черновцы. Гореча.
Топоровцы.
Хотин. Город.
Хотин. Крепость.
Белая Криница.

Date: 2010-11-14 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] trohy-snihu.livejournal.com
>>>Нет, всё-таки не зря Австро-Венгрия - родина Зигмунда Фрейда!

и захер-мазоха.

несколько своеобразно настроенньіе галицкие патриотьі, кстати, заявляют что фройд бьіл не только зачат но и рожден в бучаче.

Date: 2010-11-14 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Думаю, то, что его предки из Галиции - уже очень много.
Но вообще, обилию обнаженки в скульптурном оформлении я по-хорошему завидую. У нас этого гораздо меньше, ибо СРАМ!

Date: 2010-11-14 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] aramis7.livejournal.com
подворотни с арками впечатляют)

Date: 2010-11-15 12:07 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Не то слово.
Вообще, из городов с хорошей "изнанкой" мне особенно запомнились:
-Самара
-Астрахань
-Ростов-на-Дону
-Краснодар (немного, но красиво)
-Львов
-Черновцы
-Троицк (Челябинская область)
-Ирбит (Свердловская область).
Правда, я не был в Одессе и Харькове, где наверное изнанка самая классная. А из перечисленного мне больше всего запомнился Ростов, может быть потому, что был первым:
http://varandej.livejournal.com/104982.html

Date: 2010-11-14 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] halina.livejournal.com
Очень понравилось!

Date: 2010-11-14 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mishviking.livejournal.com
Довольно милый разноликий город :) Хотел бы посетить!

Date: 2010-11-14 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] trepang.livejournal.com
спасибо! похоже на Вену местами - удивительно

Date: 2010-11-15 12:09 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Так всё Австро-Венгрия...

Date: 2010-11-14 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
Люблю Черновцы! Правда, дважды был в них в самый дубак в январе.
Хочу побывать в мае!)

Date: 2010-11-15 12:10 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я вот жалею, что погода пасмурная была. Хотя для города с названием ЧЕРНОвцы - наверное, самое то)))
А вообще, пожалуй, самый приятный областной центр Украины, где я пока был. Лучше наверное только Ужгород.

Date: 2010-11-15 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
Не. Черновцы лучше :)
У Ужгорода меньшие масштабы, меньше знатной архитектуры, не такая целостная историческая застройка, больше грязи и беспорядка. Зато есть замок :)

Date: 2010-11-14 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Да.... сецессиона море. Прямо хоть ложкой ешь, постаралась там Двуединая Империя. А вокзала изнутри (деталей), кроме этого кадра, нет больше ничего?

Date: 2010-11-15 12:13 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, не хуже Львова. Львов слишком большой, и поэтому отдельные дома и детали там теряются. В отличие от вполне соразмерных восприятию Черновцов.
Увы, нет. Осторожничал (может быть зря) - видишь ведь, сколько народу в зале. У Дарриусса есть детали, а вообще меня внутреннее убранство всех трёх австрийских вокзалов не впечатлило, в Жмеринке лучше :)

Date: 2010-11-15 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Согласен, Жмеринка хороша. Сегодня и я выложу зали Николая I на Витебском (западное крыло), увидишь, как сделали.

Date: 2010-11-15 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
подворотни прекрасны. Люблю это дело :)

Date: 2010-11-15 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] real-hedin.livejournal.com
Очень красивый Европейский город.
(deleted comment)

Date: 2010-11-15 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Съезжу и посмотрю когда-нибудь.
Одесса - она в любом виде Одесса.

Date: 2012-11-26 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] joseph mccarty (from livejournal.com)
На Одессу не похож город ни в чем. причина простая: Черновицы строились авсрийцами и все проекты утверждались из Вены. А Одесса строилась русскими и все проекты утверждались в Петербурге. Вена требовала следованию в фарватере венской архитектурной школы, в то время как Одесса подчинялась Питеру. Это прооявилось во всем, в том числе и в дворах.
Невозможно сравнивать их. Вот с Веной, Грацем и Будапештом сравнить можно.

Date: 2010-11-15 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Не знаю, что хотел сказать скульптор, сделав ей немного несовершенную фигуру

Ну, с маленькой грудью её ещё древние греки ваяли в Парфеноне (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Iris_Parthenon_BM.jpg).

Date: 2010-11-15 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Улица идет в гору, причем весьма круто

Как раз тот случай, когда рельеф способствовал прогрессу (http://www.castles.com.ua/banfof.html). Поскольку дорога от вокзала "безжалостно поднималась в гору", надо было решать проблему доставки пассажиров с багажом. Сначала появились фиакры и омнибусы на конной тяге. Но даже для лошадей этот подъём был не по силам, и пришлось при первой же возможности (в 1897 г.) запускать трамвай. К сожалению, его давно демонтировали, и сейчас от трамвайной эпохи в городе остался единственный вагон, да и то в виде памятника (http://sashykn.livejournal.com/116546.html) возле вокзала.

Date: 2010-11-15 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com
Действительно вполне напоминает Питер. Особенно радует, что фасады ухожены.
Пазик на одной из фоток смотрится как-то диковато посреди этого архитектурного великолепия

Date: 2010-11-15 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага, у меня от этого кадра с ПАЗиком то же самое чувство. Вообще, странное зрелище: ПАЗик на брусчатке...
Для Питер слишком холмистый рельеф - всё-таки у Питера одна из самых запоминающихся черт в том, что он абсолютно плоский, по-моему ни одной улицы, идущей под уклон, во всём центре. Скорее Москва - тем более что в ее центре осталось несколько почти не тронутых районов каждый с пол-Черновцов размером.

А Черновцы, говорят, в порядок привели недавно. Раньше наоборот был одним из самых неприглядных в Западенщине.

Date: 2010-11-15 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] polikliet.livejournal.com
Буковинский сберегательный банк меня очаровал

Date: 2010-11-16 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] ment52.livejournal.com
Приятный город.
Не был.
Но после такого просмотра туда хочется.

Date: 2010-11-20 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] nat-ka.livejournal.com
прочитала и все внимательно посмотрела с огромным удовольствием!
была в Черновцах в 1991 году, но мало что помню
а Университет будет?

Date: 2012-11-29 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] fiodorescu.livejournal.com
В Черновцах рано появились троллейбусы. В составе Румынии, в конце 30-х годов:

[Error: unknown template video]

В Киеве первые троллейбусы появились в 1935 году, но люди не сразу привыкли.
В Минске первый троллейбус появился в 1952.

Date: 2013-01-19 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] alex hes (from livejournal.com)
Большое спосибо за теплые слова это мой родной город

Date: 2013-01-23 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] yms.livejournal.com
Большое спасибо! Только сейчас увидел этот пост, узнал кое-что новое (хоть и прожил в Черновцах первые 28 лет жизни).

Дам пояснение насчет Главной, участок которой "почему-то" называется Гагарина. Вообще-то в досоветское время по нынешней оси Гагарина - Главная было как минимум пять улиц. "Главная" - результат постсоветского возвращения улице Ленина "исторического названия" Hauptstrasse. Но только вот нынешняя Главная включает в себя аж три улицы, лишь одна из которых называлась при австрийцах Hauptstrasse. Когда пришла Советская власть, две из этих трех были слиты в улицу Ленина, третья оставалась отдельной и называлась - surprise! - ул. Сталина. Когда Сталина "развенчали", тогда и третью улицу присоединили к ул. Ленина. А участок в районе вокзала так и остался отдельной улицей. (Которая до Советов тоже была двумя разными улицами до и после вокзала.)
Edited Date: 2013-01-23 01:48 pm (UTC)

Date: 2013-01-27 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] Владимир Пулинец (from livejournal.com)
http://www.chernivtsy.cv.ua/en/video/

Date: 2015-05-11 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] titan1978.livejournal.com
да ты просто херню видел)

Date: 2022-08-02 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] sibeaster.livejournal.com
"В те времена (1843-1920) в Австро-Венгрии был и свой "домашний" Карловацкий патриархат, располагавшийся в Сремски-Карловаце, центре провинции Сербская Воеводина"
Не совсем точно. Карловацкий патриархат был для православных Венгерского королевства. А вот православные Австрйиской империи (ну или проще тех земель, что в Венгрию не входили) входили в эту самую Буковинско-Далматинскую митрополию.
Если когда-нибудь окажетесь в Сербии, доедьте до Сремских-Карловцев. Фантастически-сюрреалистическое зрелище: деревня-деревней, а посреди ее площадь, достойная любой европейской столицы; еще бы целый Патриархат там находился

Date: 2023-03-18 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] Александр Лобов (from livejournal.com)

Каменные ливочки как минимум советские, а то еще и румынские. Помню из с детства, никогда на них не сидел.

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 07:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios