shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


...Когда-то в Большой Советской Энциклопедии, в статье про Харьков, я увидел фотографию некоего здания. Оно было столь невероятным, что я подумал - наверное, невоплощённый проект. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что оно существует и зовётся Госпром (или Держпром).
По Сумской улице мы подошли к кульминации Харькова. Площадь Свободы, с момента основания и до 1996 года бывшая площадью Дзержинского и под таким названием вошедшая в литературу научную и художественную - один из самых фантастических архитектурных ансамблей планеты. Великий проект эпохи конструктивизма, вроде Башни Татлина и Дворца Советов, но в отличие от последних - осуществлённый.

До революции нынешняя площадь представляла собой обыкновенный пустырь на задворках медицинских корпусов Харьковского университета, от греха подальше выведенных на окраину. В 1924 году, когда Харьков стал третьим по значению и самым динамично развивающимся городом Советского Союза, началось формирование грандиозного ансамбля - предполагалось, что площадь станет административным центром Украинской ССР. Её размер - 11 гектар, что в 5 раз больше Красной площади, а очертаниями она напоминает то ли замочную скважину, то ли химическую колбу:



Вот такой вид открывается с Сумской улицы:



Но на заднем плане хорошо видны два из трёх зданий в "круглой" части - Главный корпус Харьковского университета и башни Госпрома. С обратной стороны областная администрация (1956) на Сумской и гостиница "Харьков" (1932-36) - как и многие другие здания на площади, после войны она была восстановлена в сталинском образе. Противоположная сторона "горлышка" так и осталась не застроенной.



Там, где заканчивается "горлышко" колбы - очень удачный памятник Ленину. За ним строится 11-этажный отель "Харьков-Палас" от авторов новостроек на киевском Майдане:



В "горлышке колбы" постоянно стоят и какие-нибудь временные постройки типа сцен для концертов на открытом воздухе или ледовых городков. Нам не повезло - был всего лишь парк аттракционов, а приехали бы мы на какой-то месяц пораньше - увидели бы вот такое чудо, временный Пасахльный храм в виде кулича:


(из Википедии)

Круглую часть площади не охватить ни одним кадром, ни одним взглядом, тем более в ее центре сквер. За сквером видны многоэтажные башни Госпрома:



Слева - Главный корпус Харьковского университета (1930-33), изначально Дом Проектов:



Справа - Северный корпус, занимающий так и не достроенный Совнарком:



Последнему из трех зданий повезло меньше всего -  начали строить в 1929 году (а Совнарком тогда занимал неприметный домик на Совнаркомовской, который я даже видел, но не заснял, так как не знал о нём - ныне в нём Художественный музей), к 1934 году достроить не успели, а после оно превратилось в долгострой и было доведено до конца лишь в 1952 году как сталинка. Впрочем, очень крупная - высота главной башни 55 метров.
На самом деле он должен был выглядеть так:


(из украинской Википедии)

С главным корпусом тоже не всё гладко - в первоначальном виде он напоминал архитектуру капиталистических стран 1960-х годов, но был сильно разрушен в войну и восстановлен в тех же формах, но в сталинском оформлении.


(из украинской Википедии)

Но здание всё равно грандиозное - 14 этажей, 66 метров высоты, более 2500 помещений. Думаю, по своей монументальности среди всех университетских зданий бывшего СССР он уступает только Главному корпусу МГУ.



И атмосфера тут соответствующая, студенческая. Всё-таки Харьковский университет создал этот город в том виде, в каком он есть - и вполне заслужил места на главной площади. У входа - небольшой памятник Каразину (1905), перенесенный сюда вместе с университетом:



 С-образный химический корпус на самом деле лишь крыло Главного корпуса, но выглядит отдельным зданием  - столь же простой, сколь и неповторимый, да ещё и выходящий окнами на Зоопарк:





Госпром уже совсем рядом - заглавный кадр снят почти с университетского крыльца. Вблизи его невозможно охватить одним взглядом - но сильнее всего он потрясает именно вблизи, нависая над головой и окружая своими башнями и галереями:



Дом Государственной промышленности - по сути офисное здание, где разместились 22 крупнейших промышленных треста Украины, Офисы занимают его и сейчас. Крупнейшее по объёму и площади на момент постройки здание СССР и Европы построили всего за 3 года (1925-28), одновременно на стройке вкалывали до 5000 рабочих (причём не заключённых!), и здесь простейшие средства вроде лопат и повозок сочетались с передовыми на тот момент материалами и технологиями (железобетон, опалубка и другие). В 1926 году кто-то придумал свернуть стройку, но проект спас лично Феликс Дзержинский.



Здание состоит из 6 секций высотой по 7, 11 и 14 этажей, образующих неповторимый скайлайн. Высота самой высокой башни - 63 метра, а с телевышкой, поставленной ещё в 1955 году - 104 метра. Общая площадь госпромовских окон - 17 гектар, что в полтора раза превосходит всю площадь Свободы. Есть легенда, что архитекторы Серфимов, Кравец и Фельгер пытались передать формой здания ритм  "Интернационала"... Увы, это всего лишь легенда, но она не отменяет того, что Госпром - это действительно музыка в стекле и бетоне, дом-гимн или дом-марш:



Хорошо видно, что разные корпуса Госпрома отличаются - если на строительство здания ушло 3 года, реставрируют его уже 7 лет, причём качество реставрации таково, что Госпром едва не вышвырнули из предварительного списка ЮНЕСКО:



Его проходят насквозь две улицы, ныне перекрытые, и их перспективы с нависающими галереями - едва ли не самый эффектный элемент Госпрома:



Говорят, на закате Солнце просвечиват его насквозь:



Ныне это давно уже не Дом Промышленности - здесь обитает огромное количество разных организаций, от всяких ведомств областной администрации до коммерческих фирм. У каждого подъезда - вот такой вот внушительный список:



[livejournal.com profile] lexrom по-простому предложил нам зайти вовнутрь и подняться наверх. В одном из подъездов обитает столовая, которая имеет даже рекламу снаружи - поэтому зайти в Госпром не проблема. В фойе 11-этажного корпуса - крутящиеся двери, как в ГЗ МГУ:



Пойдём наверх:



7 из 12 лифтов Госпрома работают с момента его постройки - на них ездили Дзержинский, Драйзер,  Олесь Гончар, фашисты двух оккупаций... Увы, ныне лифты кого попало не возят и вызываются как-то мудрёно. Мы шли по лестнице.



В войну в Госпроме прятались не партизаны и не евреи, а животные из соседнего зоопарка (на него как раз выходят окна физического корпуса Университета), и три макаки сумели дожить до окончательного освобождения города. Немцы, отступая, пытались взорвать Госпром - то ли кто-то сумел предотвратить взрыв (известно даже, что ценой своей жизни, но не известно, кто именно), то ли просто здание оказалось настолько прочным.



Как и во Львовской Ратуше, двери открыты - вот мы зашли в какую-то областную контору то ли сельскохозяйственной, то ли экологической направленности:



Переход вблизи:



Эти переходы уже давно, чуть ли не полвека, закрыты. Но в двери оказалась дырка, в которую я не замедлил заглянуть:



Ещё выше:



Больше всего Госпром напомнил мне кадры футуристического города Метрополис из одноименного немецкого фильма, снятого в 1927 году, когда стройка этого здания была в самом разгаре.



Но там это была фантастика, декорации в человеческий рост. А в Харькове - построили на самом деле.



Виды с 11-го этажа - проспект Ленина, медицинский университет и харьковские новостройки:



Проспект открывает мифический казак Харько (Захар или Харитон), якобы основавший город. На самом деле это только легенда, а памятник работы Церетели (харьковчане гадают - кто тут изображён в оригинале и где его отказались ставить?):



А вдалеке... Много ли людей знает, что в Харькове есть телебашня, представляющая собой уменьшенную копию киевской? Высота 242 метра (против 385 в Киеве), зато построено чуть раньше - в 1967 году, видимо став прототипом столичной.



Ну а вот так с верхних этажей Университета выглядит сам Госпром. Фото [livejournal.com profile] frankensstein , мы были в низкой башне за правой аркой.



Потрясённые, покидаем Госпром. Одно из самых невероятных зданий Земли, когда-нибудь он займёт место рядом с Египетскими пирамидами, Стоунхенджем, готическими соборами...



От Госпрома вниз ведёт улица с достойным его названием - спуск Пассионарии, названный так, как считается, в честь испанской коммунистки, действительно образцовой пассионарии, Долорес Ибаррури:



Вокруг площади Свободы расходятся, как круги на воде, ридально-кольцевые кварталы - целый заповедник конструктивистских домов, Новый город первой украинской столицы:



Опять ни то кубизм, ни то брутализм:





Тихие и очень зелёные дворы - вообще, нигде не видел таких уютных дворов, как в соцгородах раннего СССР:



Кое-где сохранились фабрики-кухни - ведь в 1920-е годы предполагалось, что Освобождённый Пролетариат будет проводить в квартирах меньшую часть времени, а работать, отдыхать и даже есть - совместно:



В этих улицах затеряно много интересных зданий:



Вроде Музея природы с коллекцией половецких баб у входа:



Или деревянных домов, оставшихся от тех времён, когда здесь были вспомогательные постройки университета:



И даже явная дореволюционка:



Эти улицы помнят многое. Например, "Расстрелянное Возрождение" - небывалый подъём украинской литературы, закончившийся в лагерях и застенках. Здесь был свой аналог "Дома на Набережной" - дом "Слово", откуда забрали больше половины жильцов. Университет как рассадник интеллигенции ещё до Революции сделал Харьков центром украинского национализма, в те времена гораздо более агрессивного, чем в русофильской Галиции, но по-интеллигентски немногочисленного и не проникшего глубоко в народ. В стремительно растущей столице УССР разрушительный национализм сменился созидательным. А потом сменилась политика, столицу перенесли, рост города замедлился, а там и война началась. Эпоха конструктивизма оборвалась.
Мимо здания медицинского института идём по проспекту Ленина, который, в отличие от Сумской, тупик - упирается в лесопарк:



И мне жаль тех, кто не понимает конструктивизма. Потому, что не было более романтического стиля в мировом искусстве. Все эти жутковатые дома-машины словно говорят: "Мы строим Новый мир и всеобщее братство, а старые условности и догмы вот-вот рухнут". Или, проще: "ТЕПЕРЬ МЫ МОЖЕМ ВСЁ". Этакий "апокалипсис снизу", Царство Божие на Земле руками людей. Переход на какой-то новый уровень, сопоставимый в прошлых эпохах лишь с зарождением Жизни и появлением разумных существ. Идеальное описание тех идей выразил в "Ювенильном море" Андрей Платонов:
— Теперь засыпается пропасть между городом и деревней, — сказал Високовский, — коммунистическое естествознание сделает, вероятно, из флоры и фауны земли более близких родственников человеку… Пропасть между человеком и любым другим существом должна быть перейдена…
— Будет еще лучше, — обещала Босталоева. — Самая далекая ваша мечта все равно не опередит перспектив нашей партии. Между живой и мертвой природой будет проложен вечный мост
.
В ХХ веке эти идеи были обречены на крах - что не доделала война, доделало потребительство общество. И всё же памятники советского конструктивизма остались напоминание об этой мечте. Об эпохе, когда можно было поверить, что ТАКОЕ возможно.



Вдалеке - 100-метровые жилые башни современного Харькова. Новостроек в городе по российским меркам немного, но они очень внушительны. На этом и закончим с центром города.



В следующей части - о Харькове Нестандартном. Канатная дорога и вьетнамская пагода (хотя друг от друга они очень далеко).

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Чудеса Кременец-горы.
Святогорск. Лавра и Артём.
Донбасс
Донбасс. Шахтёрский край.
Донецк. По центру.
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. По центру.
Горловка. Ртутный путь.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2011-05-30 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] gagarinakh.livejournal.com
Очень здОрово!

Date: 2011-05-30 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] lexrom.livejournal.com
Но-но, зачем расчленил бедное здание университета? А химическую сторону скрестил с физической?:) Госпром тебя явно захватил.

Date: 2011-05-30 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] lexrom.livejournal.com
А так, даже поэтично.

(no subject)

From: [identity profile] lexrom.livejournal.com - Date: 2011-05-30 09:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-05-30 09:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lexrom.livejournal.com - Date: 2011-05-30 09:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-05-30 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lexrom.livejournal.com - Date: 2011-05-30 09:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-05-30 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ruspics.livejournal.com
Вдохновенно - класс!

Единственное что не понял - почему и как произошла такая метаморфоза со столицами Украины? Не знал, что Харьков столько времени ей был.

P.s. Конструктивизм по-своему прекрасен, многие московские постройки в этом стиле мне очень нравятся.

Date: 2011-05-30 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] lexrom.livejournal.com
В 1934. Так, как Киев окончательно был покорён, Украина замирена и всё такое - можно было перенсти столицу и в символический центр. А вот, стенограмма пленума ЦК КПбУ, касающаяся вопроса: http://www.archives.gov.ua/Sections/Kharkiv_70/Images/007.jpg
http://www.archives.gov.ua/Sections/Kharkiv_70/Images/008.jpg
http://www.archives.gov.ua/Sections/Kharkiv_70/Images/009.jpg
http://www.archives.gov.ua/Sections/Kharkiv_70/Images/010.jpg

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-05-30 10:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] petrowsky.livejournal.com - Date: 2011-05-31 08:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-05-30 10:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com - Date: 2011-05-30 11:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-05-31 06:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com - Date: 2011-05-31 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2012-05-13 12:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kritik-grelkin.livejournal.com - Date: 2011-05-31 01:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2012-05-13 12:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-05-30 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Ну наконец-то. По-моему, с этого поста надо было начинать Харьков. Хорошо помню, когда впервые увидел это невероятно брутальное здание, весной 1990-го, и прошёл под ним улицей пешком, был сильно поражён. Не восхищен, не удивлён, а именно поражён, до глубины души.

Date: 2011-05-30 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Начал я с вокзала :)
Мне кажется, в качестве кульминации тоже неплохо.

Date: 2011-05-30 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Да, такое здание завораживает даже на фото! Спасибо!

Парочка добавлений

Date: 2011-05-30 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Харьковский ОРТПЦ построен в 1989 г., Салтовская башня - в 1967 г., телевышка на Госпроме установлена в 1955-м.

А про обезьяну в оккупированном Харькове написал ещё Зощенко, за что его начали критиковать партийные власти.

Памятник казаку Харько поставлен самим Церетели!

Re: Парочка добавлений

Date: 2011-05-30 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, исправил.
А что такое ОРТПЦ?

Re: ОРТПЦ

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-05-31 09:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] myem.livejournal.com - Date: 2012-01-07 08:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] myem.livejournal.com - Date: 2012-01-07 08:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-05-30 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] birr.livejournal.com
интересно, почему переходы закрыты. могу обвалиться?

Date: 2011-05-30 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Скорее всего, да.

Date: 2011-05-30 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] nin-gen.livejournal.com
Вот таким мог бы быть Дом Проектов, то есть университет:
Image

И пару фоток площади времён ВОВ:
http://pics.livejournal.com/nin_gen/pic/0000wcwe
http://pics.livejournal.com/nin_gen/pic/0000xg63

Date: 2011-05-31 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага, видел я этот рисунок. Слава Богу, что обошлось...

Date: 2011-05-30 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Крутое здание, настоящий храм эпохи советской власти! :) Только слегка смущает его состояние, у меня такое ощущение сложилось, что ему недалеко до аварийного.... Или это не так?

Date: 2011-05-31 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Довольно запущенное, действительно. Насчёт аварийного не уверен, но от идеального далеко.

(no subject)

From: [identity profile] vlad-rulez.livejournal.com - Date: 2011-05-31 01:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-05-31 12:59 am (UTC)
From: [identity profile] dkphoto.livejournal.com
Госпром, конечно, потрясает. Правда, я вообще питаю определенную слабость к конструктивизму.

Date: 2011-05-31 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я тоже. И отношение к этому стилю выразил в конце поста.

Date: 2011-05-31 01:32 am (UTC)
From: [identity profile] kirtsa.livejournal.com
"Потрясённые, покидаем Госпром. Одно из самых невероятных зданий Земли, когда-нибудь он займёт место рядом с Египетскими пирамидами, Стоунхенджем, готическими соборами..." - Да не простоит он столько, даже два века не простоит. ;) Хотя впечатляет. Я с первого взгляда подумал, что новодел 90-х, пока не прочел.

Date: 2011-05-31 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Откуда такая уверенность? Есть какие-то факты, или просто личное неприятие?

(no subject)

From: [identity profile] kirtsa.livejournal.com - Date: 2011-05-31 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-05-31 12:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kirtsa.livejournal.com - Date: 2011-05-31 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vlad-rulez.livejournal.com - Date: 2011-05-31 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kirtsa.livejournal.com - Date: 2011-05-31 02:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-05-31 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
какой невероятный Город! И как мало про него известно :)

Date: 2011-05-31 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Так совок же ж :) Скажешь в приличном обществе "Харьков" - начинают плеваться.

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2011-05-31 06:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexbor69.livejournal.com - Date: 2011-06-05 04:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] myem.livejournal.com - Date: 2012-01-07 08:22 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2011-05-31 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Но всё и не так плохо, как считается - по крайней мере из предварительного списка Госпром всё же не исключили, и у него есть шанс войти в ВКН ЮНЕСКО в ближайшее время.

Date: 2011-05-31 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] shalayev.livejournal.com
Как-то по фоткам непонятно, чем Вас так впечатлил Госпром. Средних размеров зданьице, довольно обшарпанное. Хотя собсно архитектура достаточно интересная конечно

Date: 2011-05-31 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Как будто бы главное размер и обшарпанность...

(no subject)

From: [identity profile] myem.livejournal.com - Date: 2012-01-07 08:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-05-31 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] robinsout.livejournal.com
Фото хорошие, но пейзажи унылые какие-то.

Date: 2011-05-31 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага, ни узких улочек, ни красных крыш, ни фахверков, ни кофейн...

Date: 2011-05-31 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] aramis7.livejournal.com
неплохой залаз)

Date: 2011-05-31 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] petrowsky.livejournal.com
Очень люблю Харьков, с первого же визита в этот город. Но конструктивизм вообще и Госпром в частности никогда не впечатлял совершенно. А теперь даже как-то по-новому на него посмотрел. Надо будет в следующий приезд в Харьков подробнее рассмотреть это здание. Можно и свойства местной столовой оценить)

Date: 2011-05-31 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com
Меня тоже Госпром очень впечатлил, причем довелось на него посмотреть с десятого этажа университета. Действительно, супер.

Date: 2011-05-31 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, вот оттуда вид наверное правда мощный! Может, покажешь у себя? Многим было бы интересно.

(no subject)

From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com - Date: 2011-05-31 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-05-31 02:33 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2011-05-31 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Тебе вообще стоит побывать на Восточной Украине. Промышленность, в том числе старая, советское наследие, следы войны - всё по твоему профилю.

А суть конструктивизма... Грустно от того, что большинство людей не то что этой идеи в конструктивизме не видят - а не понимают и не принимают саму эту идею!

Date: 2011-05-31 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] 8p8c.livejournal.com
прекрасный репортаж!
(deleted comment)

Date: 2011-05-31 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Проходил мимо проходных ХЭМЗ и Турбоатома - действительно, очень впечатляюще.

!

Date: 2011-05-31 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] denisdz.livejournal.com
Госпром в состоянии реконструкции находится уже не 7 лет, а больше. Начали его реконструировать в 2002 году, хотели закончить в 2004 г. к 350-летнему юбилею города. Но увы....

Date: 2011-05-31 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] bu33er.livejournal.com
Эпичнейшее, восхитительное здание!
Даже несколько жаль, что деревья в сквере на площади так разрослись, что не позволяют поместить в кадр всё здание целиком...

Date: 2011-05-31 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] lukasch.livejournal.com
Площадь перестала носить имя Дзержинского сразу после августа 1991-года. в Харькове, взяв пример с Москвы (очередная харьковская "меньшовартість", не могу подобрать русский аналог этого слова и понятия), и отыгрались на Дзержинском, оставив практически все остальные советские названия. Улице Дзержинского сразу вернули прежнее название-Мироносицкая, а вот площадь несколько лет называли в двух вариантах, то площадью Свободы, то площадью Независимости (Незалежності), пока в конце концов не остановились на первом, только было ли это в 1996 я не уверен.

Date: 2011-05-31 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] irina5960.livejournal.com
Впечатляющее здание!
Каждый раз запутывалась в нем- настолько оно большое и нелогичное изнутри (не могу подобрать другого термина). И охватить взглядом невозможно.:)
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 22nd, 2025 02:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios