shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


В часе пути от Новокузнецка расположен "двойной город" Прокопьевск (210 тыс. жителей) и Киселёвск (103 тыс.), по площади едва ли не превосходящий Кузню, и представляющий собой огромный конгломерат шахтёрских посёлков с несколькими явными центрами - этакое "уплотнение пространства" в перенаселенной Кузнецкой котловине. Прокопьевск привлёк меня своей близостью к Новокузнецку и возможностью получить представление о "типичном" Кузбассе. И за полдня, проведённые здесь, я успел посмотреть на этот город с фасада и с изнанки: пройтись по главному проспекту и съездить в один из шахтёрских посёлков.

И в первой части рассказа о Прокопьевске я покажу именно "фасад" - вытянутые вдоль железной дороги Шахтёрский проспект и продолжающего его Вокзальную улицу. Говорят, ещё недавно город выглядел безнадёжно, но сейчас его центр поражает своей опрятностью и новизной. Вообще, Кузбасс в этом смысле весьма специфический регион, и его реалии по аналогии с белорусским "агроренессансом" можно назвать "карбоноренессанс".


...С новокузнецкого автовокзала автобусы в Прокопьевск отходят где-то каждые полчаса, не считая проходящих (а город стоит на главной дороге Кузбасса, ведущей в Кемерово), и едут ровно час: сначала по бесконечным посёлкам на окраинах Новокузнецка, потом по бесконечным посёлкам ни на чьих окраинах, потом (после новокузнецкого аэропорта) по бесконечным посёлкам на окраинах Прокопьевска, и наконец приезжают в Промышленный Тупик:



Так называется платформа и автостанция у южной оконечности Шахтёрского проспекта. Помимо новокузнецких, отсюда отходят и многочисленные местные автобусы, а также трамвай. Над Тупиком нависает завод "Электромашина" - в Кузбассе довольно мощное машиностроение, в основном выпускающее оборудование для местных шахт. В Киселёвске производят ещё и взрывчатку для тех же целей.
От Тупика на север уходят проспект и железная дорога:



И центр города, застроенный судя по виду после войны, начинается буквально кварталом далее. Открывает его вот этот дом с башней - насколько я понял, гостиница:



Наслышанный о депрессивности и разрухе Прокопьевска, я не верил своим глазам:



Когда и по какому случаю здесь успели навести такой марафет?





Шахтёрский проспект живописно петляет по холмам, и доминируют в его пейзаже "рога" площади Победы. Кстати, обратите внимание на праворульку - в Кузбассе явление почему-то относительно редкое (хотя и на два порядка чаще, чем в Москве, конечно!). Много здесь и изделий АвтоВАЗа, в то время как в соседнем Алтайском крае "японки" - уже примерно половина автопарка. Есть в этом кадре и ещё одна интересная деталь - желтые и чёрные дымки над городскими крышами. Судя по всему, Прокопьевск отапливается домовыми котельными, и работают они, как не трудно догадаться, на местном угле.



По всей длине проспекта тянется и трамвайная линия, и трамваи по ней бегают немногим реже, чем поезда в Московском метро.



Ещё деталь - деревья здесь белят розовым и зелёным. Зачем такой психодел, я не знаю, но в цветастый облик Шахтёрского проспекта вполне укладывается.



В этой части проспекта интересен стадион "Шахтёр" - ничего фотогеничного я там не увидел, но он считается едва ли не первым в Кузбассе (1935). От гостиницы до площади Победы застройка на проспекте двусторонняя, дальше вновь подходит железная дорога. Почти все показанные здесь здания я увидел ещё ночью, подъезжая к Новокузнецку, из окна вагона.



Местный Пушкинский сквер. Интересно, что на стене выбито не самое известное пушкинское стихотворение "Поэт". Мне оно очень нравится, и тому, кто эту стенку организовал - видимо, тоже.



Между "рогов" площади Победы обнаруживается здоровенный драмтеатр имени Ленинского комсомола - архитектура в общем довольно типичная, но состояние заставляет воспринимать всё это совершенно иначе:



Интересный артефакт на площади. Одним - совок, другим - традиция:



А напротив - вот такой вид: площадь обрывается прямо к железной дороге и промзоне,  и что там позади - гора или террикон, в тумане не разобрать. И так - по всему проспекту: промзона подступает вплотную.



За театр уходит улица Артёма - культовый топоним на Донбассе. В Кузбассе же как-то видел улицу Шубина - скорее всего, это революционер какой-нибудь, но донецкие горняки Шубиным называли подземного духа, хозяина шахты. Вообще, между двумя угольными бассейнами есть какая-то незримая связь.
По улице Артёма за драмтеатром видны Кинотеатр имени Островского и Дом Детского Творчества имени Гагарина:



А с другой стороны вырисовываютс ржавые коперы шахты "Коксовая":



Чуть дальше - реновированная администрция (на самом деле конструктивизм, между прочим!):



И сердце города - "Прокопьевскуголь". В кадре две мелкие детали - выглядывающий из под керамопаннелей сталинский декор и стоящие на площадке урны в виде мортир. Здесь ещё и памятник Петру Первому есть, но я его как-то не заметил.



За "Прокопьевскуглем" попался обшарпанный дом - как ни странно, городской суд. Представьте себе всё показанное выше и далее в таком состоянии - жуть берёт...



Здесь же - Детская Музыкальная Школа №10, неожиданно красивое здание:







А вот так выглядит город всего в одном квартале от проспекта:



Типично кузбасский пейзаж - сибирские село с незыблемыми избами, над которым нависает копер:



Возвращаемся на проспект, всё ближе к "Коксовой". Район частного сектора и бараков - судя по всему, её посёлок. Здесь городские изнанка и фасад соприкасаются:



Шахта более всего напоминает чудовищ из японских мультфильмов про Гигантских Роботов. Вообще, в трёх угольных бассейнах, что я видел (Донбасс, Кузбасс, Воркута) внешний вид шахт заметно отличается.



А со стороны посёлка... Да это же "дома-колбасы" Йохана ван Лохема! Завезенный голландским архитектором в Кузбасс типовой проект массового жилья для рабочих 1920-х годов - что-то среднее между бараком и частным сектором. Такие встречаются на кемеровской Красной Горке (где в 1921-27 годах действовала колония иностранных специалистов-энтузиастов под руководством голландца Себальда Рутгерса), но не думал, что такие есть в других городах Кузбасса.



Впрочем, их появление вполне объяснимо: разработку Прокопьевского рудника (близ известных с 1648 года сёл Прокопьевское и Монастырское) в 1917 году начало то же самое АО "Копикуз", а продолжила та же самая АИК "Кузбасс". В 1921 году сюда пришла железная дорога, в 1927 году пущена первая капитальная шахта, в 1928 году село стало ПГТ, а в 1931 - городом. "Коксовая" же, пущенная в 1935 году, в середине ХХ века была самой большой и современной шахтой СССР и второй по величине в мире.

Всего же здесь 5 "колбас", и у каждой на торце панно в характерном "шаманском" стиле:



Судя по всему, квартал близ Коксовой шахты - самая старая часть Прокопьевска, сложившаяся ещё до придания ему статуса города. В сущности, полноценный шахтёрский посёлок, над которым довлеют монструозные сооружения шахты:



Попадается и конструктивизм:



Какого времени этот дом? После "домов-колбас" мне тут во всём чудится след голландских инженеров:



Завершает проспект Шахтёрский универмаг - это уже больше похоже на творение Крячкова или подражание оному:



В сквере напротив - углепогрузочная машина УП-3, с помощью которой в 1964 году бригада Н.Г. Кочеткова на шахте "Центральная" установила мировой рекорд, пройдя за 31 день 1172 метра двухпутевого штрека. Шахтные машины на постаментах - тут более частый памятник, чем Т-34, и почти все связаны с каким-то событием. Что ж, шахтёрский труд часто сравнивают с войной (это официально самая вредная и опасная из массовых профессий), и эта УП-3 на постаменте одержала выдающуюся победу.



Здесь проспект заканчивается, перпендикулярно уходит дорога вглубь шахтёрских посёлков, над которой нависает шахта имени Ворошилова:



А сняв вот этот кадр, обнаружил, что в остановившемся рядом трамвае мужчина средних лет фотографирует на мобильник меня. Интересно - это я такой колоритный, или он хотел доложить куда следует, что де к ним террорист приехал и шахты фоткает?



За Ворошиловской шахтой. Хорошо виден террикон - но терриконы здесь не идут ни в какое сравнение с терриконми Донбасса. Виден и железнодорожный переезд, через который самосвалы возят уголь. Но я дальше идти не решился - в промзоны без надёжного проводника предпочитаю не соваться.



Возвращаюсь на проспект, а точнее сменившую его Вокзальную улицу. Здесь всё тоже вполне прилично, но уже не до такой степени.



Застройка вновь делается двусторонней и с явным преобладанием хрущоб. Минут через 10 я пришёл на вокзал, который здесь неожиданно расположен ребром к путям, так что из вагонного окна видна непосредственно привокзальная площадь:



Кузбасские вокзалы - это просто сказка. Опрятные, уютные, какие-то даже игрушечные, они напоминают не транспортные узлы, а зоны отдыха. Почти у каждого стоит паровоз-памятник, и почти у каждого на тендере очень трогательное стихотворение. Например, в Прокопьевске такое:
Товарищ Паровоз, ты славно потрудился!
На всех парах по рельсам грузы мчал,
Ты вместе со страной вперёд стремился,
Не раз гудок твой о победах возвещал!

Твой славный путь нельзя предать забвенью,
Ты в сотнях городов за жизнь свою бывал
Но самым главным пунктом назначенья
Стал для тебя Прокопьевский вокзал
!

На самом деле параллели "агроренессанса" с "карбоноренессансом" - не только в показательной чистоте тротуаров, хороших дорогах и психоделической раскраске сталинских зданий, не только в увлечении "провинциальным хай-теком", и даже не только в обилии социальной рекламы и регионально-патриотических лозунгов, но и в наличии Твёрдой Руки. Здешний "батька" - это Аман Гумирович Тулеев, впервые возглавивший Кузбасс в 1990-м году, отстранённый Ельциным за поддержку ГКЧП и вновь ставший губернатором в 1997,  на выборах набрав 95% голосов. В политику сейчас вникать мне бы не хотелось, но личность Тулеева здесь ощущается повсюду, даже несмотря на то, что я не видел с ним ни единого плаката. И облик кузбасских станций не случаен: лидер Шахтёрского края был некогда железнодорожником. (хотя, по словам [livejournal.com profile] periskop, паровозы-со-стихами - общесибирское веяние, но здесь они как-то особенно органичны)



Рядом с вокзалом - автовокзал, но сюда заезжают только транзитные автобусы, в Новокузнецк сподручнее ехать из Тупика. За вокзалом - квартал бревенчатых бараков с кадра выше, хрущобы, в общем ещё минут на десять крайне унылая местность. Но я пошёл дальше, чтобы увидеть ещё одно знаковое здание Кузбасса, "место омытое слезами шахтёрских жён" (по [livejournal.com profile] lindberg) - Травмбольницу.



Больница здесь областная - Прокопьевск стоит ближе к геометрическому центру Кузбасса, чем Новокузнецк. Её масштаб поражает и угнетает, учитывая её специализацию. Как я понимаю, больница не только шахтёрская - но строилась она в первую очередь для тех, кто был покалечен в забое. Один её вид говорит о шахтёрском труде больше, чем любая статистика.



Напротив больницы - изящный берёзовый сквер:



Круто обрывающийся к железной дороге. За путями грузят уголь. Тот самый уголь.



Проехать отсюда километров 20 на север - попадёшь в Киселёвск. Железная дорога служит примерной границей города, в другую сторону же на десяток километров тянутся шахтёрские посёлки и разрезы, заканчивающиеся многоэтажечным районом Тырган. Я решил просто сесть в автобус и поехать наугад в какой-нибудь посёлок при шахте. Напоследок - пара кадров с остановками, которые в Прокопьевске тоже оформлены своеобразно:





В следующей части - об изнанке Кузбасса, посёлка при шахте Зиминка.

РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кузбасс и Донбасс. Вместо вступления.
Кемерово (апрель-2009). Красная Горка.
Кемерово (апрель-2009). По городу.
Новокузнецк. Кузнецкий металлургический комбинат.
Новокузнецк. Соцгород..
Новокузнецк. Старый Кузнецк и не только.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай
Горный Алтай
.

Date: 2011-10-11 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoymike.livejournal.com
Это они тебя ждали. У меня один из друзей в 80-х переписывался с девчонкой из Прокопьевска. Она умоляла забрать ее из этого ада. Присылала фотки - увиденное потрясало даже нас в занюханных Березниках. А сейчас они, похоже, к твоему визиту тщательно подготовились :) Хотя какие там кошмарные воздуся, видно даже на фотках.

Date: 2011-10-11 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я был наслышан о том, насколько там ужасно. Никак не ожидал увидеть то, что увидел.
Позже выложу пост о шахтёрском посёлке, где марафета не наводили - там всё конечно куда мрачнее.

Date: 2012-03-21 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] superbarok.livejournal.com
Марафет могли навести к Дню Шахтера. Это у нас в Кузбассе такой же праздник - как и Новый год :) Каждый год выбирается новая столица праздника - и там проводятся все основные мероприятия. Естественно, выделяются деньги на реконструкцию выбранного города. Очень разумный подход.

Date: 2011-10-11 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Однокурсник родился в Прокопьевске, причём его мама была в Травмбольнице медсестрой. Потом, в 92-м они от разрухи переехали в Новосибирск, где его батя стал заниматься бизнесом, а маме в областной больнице дали двойной оклад, только из-за прежнего места работы. А в начале нулевых они в Москву перебрались. Говорит, в Прокопьевске был адъ и Израиль, и не все шахты работали. Но теперь хоть центр благоустроили.

Date: 2011-10-11 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот объяснил кто из местных, что внезапно произошло, что центр города так привели в порядок.

Date: 2011-10-11 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Заводы заработали и вроде Путин несколько лет назад туда приезжал, вот и привели центр в порядок.

Date: 2011-10-23 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] an-poluhin.livejournal.com
Просто в этом году Прокопьевск 80 лет отмечал. Тулеев немного денег дал. Основные суммы в области уходят на мегапроекты в Кемерово (одна Лесная поляна 60–70 миллиардов рублей, а капитально отремонтировать сталинку 4–6 миллионов рублей, вот и судите сами).

Date: 2011-10-25 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] nastik098.livejournal.com
Ну, это ж не разом всё появилось!)) Что-то сделали уже этим летом, что-то год, два, три назад, что-то ещё раньше. Постепенно преображается город. Где-то удачно, где-то не очень (психоделические деревья - верите? - и самих жителей повергли в шок, когда появились впервые =) И это, надо сказать, не единственное проявление специфичной фантазии кого-то там. Хотя, в старом городе, всё более-менее сдержанно и гармонично)))
А вообще, часто слышу слова о том, что Прокопьевск раньше был унылым, безнадёжным и т.д. Не знаю, я в те времена была ребёнком, потом подростком и мне мой город казался самым лучшим))) Наверное, потому, что если есть в городе любимые и любящие люди, если кроме обычных и обыденных дел есть любимое занятие, то, по сути, не важно, как он выглядит))

Date: 2011-10-11 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_devol_/
главное, вечером не гуляйте там и не говорите, что из Москвы. Хехе

Date: 2011-10-11 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Согласен, гулять там вечером я бы никому не посоветовал. Ну так это вроде очевидно.
Что же касается лично меня, то ходил в сумерках по новокузнецкой Абашевке (такой же точно шахтёрский посёлок-трущоба), а что я из Москвы, решил в эту поездку не скрывать ни от кого.

Date: 2011-10-28 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] ermak-14.livejournal.com
Да, москву мы ненавидим.

Date: 2011-10-11 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] polki-volki.livejournal.com
Очень интересно.

Date: 2011-10-11 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Очень сильно подкрасили о облагородили центр. В 1999 г. тут было более чем уныло и обшарпано, совсем не для слабонервных. Контраст очень велик. От тогдашнего визита осталось нехорошее впечатление.
Про монументальную больницу не знал... действительно, знаковое здание.
А что касается надписей на паровозах - их сделали массово после 2008 г., по всему Транссибу и Сибири - практически на всеъх паровозах-памятниках. Кто это инициировал, не в курсе.

Date: 2011-10-11 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Сергей, тебе детская музыкальная школа № 10 ничего не напоминает? Глянь-ко у себя тут фотку под нумером 15 :)

Date: 2011-10-11 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Угу, точно...

Date: 2011-10-11 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Судя по чужим фотографиям, там и три года назад всё было уныло и страшно. Никак не ожидал увидеть Прокопьевск таким. Знать бы, с чем это связано.

Надо же... Мне запомнилось только в Кемеровской области. Видимо, там вокзалы и привокзальная территория в целом так отмарафечены, что и паровозы со стихами на тендерах особенно органичны.

Date: 2011-10-11 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
У Гришковца опять же хорошо написано, что в Кузбассе вся жизнь под землей а на поверхности так... прозябание.

"Шахтерский универмаг" великолепен а любителям сайдинга за гор.администрацию надо руки оторвать.

Date: 2011-10-11 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Про это будет в следующей части.
В смысле, про жизнь под землей и прозябание на земле, а не про отрывание рук любителям сайдинга :)

Date: 2011-10-28 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] ermak-14.livejournal.com
У ГришковцаА кто это

Date: 2011-10-28 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Уроженец Кемерово, стало быть фактуру знает.

Date: 2013-08-04 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] za-gramotnost.livejournal.com
И сталинский декор на Объединении - это новодел кстати. По мотивам, так сказать ))
(Пардон за позднее зажигание))

Date: 2011-10-11 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Городская администрация и суд вызвали разрыв шаблона. Конструктивистское здание в сайдинге прямо у трамвайной линии - необычно. И суд видеть таким обшарпаным непривычно.

Date: 2011-10-11 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да там вообще много такого по мелочам непривычного. Скажем, первый раз вижу вокзальное здание ребром к путям.

Date: 2013-01-13 05:02 am (UTC)
From: [identity profile] Виталий Смирнов (from livejournal.com)
Это не городской суд городской суд он далше в кавртале это выездная сессия облсуда часть здания областная ее область ремонтировать должна.авообще это бывшее здание треста

Date: 2011-10-11 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] t-igor.livejournal.com
Травмотология идентична Донецкой, только у нас она жёлтая.

Date: 2011-10-11 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
До донецкой я так и не дошёл. Но в Прокопьевске здание впечатляет ещё и тем, что стоит почти в чистом поле..

Date: 2011-10-11 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
Саню Поддубного на Спринтере не встречал там? Самый знаменитый уроженец тех мест. :-)

Date: 2011-10-11 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Думаю, что даже если бы встретил - не узнал бы в лицо...

Date: 2011-10-12 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
так его же легко узнать - он на Спринтере с отсечкой :-)

Date: 2011-10-12 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А, всё, теперь понял - мне внизу пояснили.
Проблема в том, что я в авто не силён, и не узнал бы в лицо даже СпринтЁра, с отсечкой или без :)

Date: 2011-10-12 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
Теперь прочел? Талантливый текст.

Date: 2011-10-28 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] nastik098.livejournal.com
Ыыыть...)) (http://lurkmore.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%8F_%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9)

Date: 2011-10-12 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] kostplot.livejournal.com
Саня Поддубный - это розыгрыш модератора сайта drom.ru.
Дома в центре красили к Дню города\Дню шахтера (последнее воскресение августа). Плитку на пр-те Шахтеров положили 2 недели назад. Скамейку с декоративной урной стоит напротив Главпочтамта, только окна моего кабинета выходят во двор, а так бы обязательно выскочил поздороваться.

Date: 2011-10-12 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Надо же... Помню ваши комментарии, но не знал, что Вы в Прокопьевске живёте и будут мимо вашего офиса проходить :)
За Поддубного спасибо. Тоже не знал.

А насчёт благоустройства - ну так ведь День города каждый год бывает. Мне скорее интересно, изменилось ли что-то в самом городе (руководство, владельцы шахт и т.д.).

Date: 2011-10-13 04:12 am (UTC)
From: [identity profile] kostplot.livejournal.com
Владельцы шахт раньше менялись каждый год, теперь все подгребает СДС-уголь. В прошлом году шахту Коксовая (которая виднеется за памятником Ленину) продавали с аукциона со стартовой ценой 1 рубль, никто ни купил. Мэр у нас с 1999 года один и тот же, его называют "художником" в отличии от бывшего мэра Новокузнецка "строителя" (в Кузне строят, а у нас старые дома красят в разные цвета).
Вот ссылка на панорамный снимок площади Шахтеров http://www.panoramio.com/photo/58098797.

Date: 2011-10-12 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] nathaliespb.livejournal.com
Больница не то, что идентична донецкой - они просто близнецы, только цветом различается. Интересно - с какой разницей во времени они построены?
(deleted comment)

Date: 2011-10-14 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я так думаю, изначально города Донбасса были более благоустроенными, чем города Кузбасса. По крайней капитального жилья там явно больше.

Насчёт электричек - да, наслышан об этом. Как я понимаю, теперь из-за этого и "на собаках до Владивостока" доехать стало невозможно, на Транссибе появился разрыв в пригородном сообщении?
(просто очень плохо знаю карту железных дорог в тех краях)
Вообще, Кемеровщина - один из самых "автобусных" регионов, что я видел. Благо, там и дороги хорошие, вот только автовокзалы явно нуждаюсь в капитальном расширении.

Date: 2011-10-15 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
У колбас есть другое народное название - "лежачий небоскреб".

Date: 2018-02-18 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] bodnar803.livejournal.com
Смешно!

Date: 2011-10-24 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] sibsektor.livejournal.com
позитива от внешнего преображения больше у молодежи, кто у родителей под крылом. Более старшие люди больше взволнованы серьезными вещами - рабочие места, перспективы города, квартирный вопрос.
Со строительством в городе ну очень туго. Что-то начали строить буквально 2 года назад.
Не первый такой репортаж читаю гостя города и удивляюсь, почему интерес возникает именно к историческому центру города, а не к нынешнему. Проспект Шахтеров и все прилегающее к нему нынче не в моде, популярно выражаясь. Все тянутся на Тырган - более современный район, а значит более комфортный.
Кстати, новое веяние в Прокопьевске - памятники. Каждый полгода открывают новый.
P.S. Сам из шахтерской семьи, уехал из Прк 7 лет назад.

Date: 2013-10-26 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] Ангел Тьмы (from livejournal.com)
Теперь все шахты закрывают, работы нет, кругом магазины и торговые центры, что делать куда бежать непонятно...

Date: 2020-06-02 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] bas7070.livejournal.com
А что сейчас с Прокопьевском???
Мама у одной милой девочки знакомой там живёт ...
Хочу жениться на этой милашке, но сначала надо развестись !!!!!!!!!!!!!
Только она об этом не подозревает )))))))))
Edited Date: 2020-06-02 10:59 am (UTC)

Date: 2023-01-19 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] Михаил Кучевасов (from livejournal.com)

Не надо сравнивать терриконы Прокопьевска с терриконами Донбасса. Просто потому, что терриконы Прокопьевска были ликвидированы. На Ворошилова — это последние остатки прежней роскоши... Терриконы хронически горели и в их недрах образовывался горельник, вполне востребованный ресурс.

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 20th, 2025 01:59 am
Powered by Dreamwidth Studios