shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


Три форштадта, также известных как Внешняя Рига, были образованы в 1784 году из многочисленных более мелких предместий и деревень. Прошлые четыре части о районе "имперской" застройки и окружающих его старых фабриках были посвящены Петербургскому форштадту - фактически, после объединения с Внутренней Ригой туда переместился центр города. Теперь же отправимся на Московский форштадт, который почти сразу после объединения с городом получил естественную границу - открытую в 1861 году железную дорогу на Динабург (Даугавпилс). Если Петербургский форштадт больше ассоциируется с индустрией, то Московский - с торговлей: по другую сторону вокзала осталась старая Ластадия, обязательный в каждом ганзейском городе район портовых складов. Рядом как минимум с 18 века находился городской рынок, а по другую сторону рынка селились рижские национальные меньшинства - евреи и русские, в первую очередь староверы.

О Московском форштадте расскажу в двух частях: в следующей - о трущобной многонациональной Маскачке (как называют Московский форштадт в обиходе), а в этой - о бывшей Ластадии (хотя само это название рижане не используют), где находятся вокзал, рынок и сталинская высотка.

Начнём прогулку с привокзальной площади, вернее конгломерата безымянных площадей, вытянувшихся вдоль железной дороги на добрый километр от стоянки маршруток до Даугавы. Дома на той её стороне - это улица Марияс, переходящая дальше в улице Александра Чака, не раз мелькавшую в прошлых постах. На углу - гостиница "Ирина" (1881), одно из творений Бауманиса. Налево же будет конец Бульварного кольца, за которым Вецрига.

2.


И слыша словосочетание Центральный вокзал Риги (он же Рига-Пасажиеру), представляешь себе нечто грандиозное, шедевр югендстиля, сталиансовый дворец с уклоном в готику или в крайнем случае стильное минималистичное строение Первой республики, но... другого столь же унылого вокзального здания ещё поискать:

3.


Раньше у него хотя бы интерьеры были интересны, не оставлявшие сомнений, что попал в "электротехническую столицу" СССР, сейчас же нет даже их. На викимапии объект так и подписан - "Торговый комплекс Origo (железнодорожный вокзал)". Как таковых интерьеров внутри и нет, все цивильно, многолюдно и безлико - купить чего-нибудь в дом после работы да сесть на электричку до Олайне или Кегумса.

4.


На самом деле с вокзалом Риге никогда не везло. При том, что это был один из первых железнодорожных городов Российской империи: в 1861 году Риго-Динабургская железная дорога связала рижский порт с Петербургско-Варшавской магистралью. Однако первый рижский вокзальчик выглядел так - это уровень средненького уездного города:

4а.


В 1885-89 годах вокзал всё же таки расширили - но не намного, уж по крайней мере по этому зданию ни за что не скажешь, что оно обслуживало 4-й по величине город Российской империи и столицу независимого государства. Тогда же, в 1889 году, на привокзальной площади устроили часовню Александра Невского в память о спасении Александра III в крушении поезда близ Борков. Последняя разрушена не при Советах и не войной, а в 1925 году властями I республики "как воспоминания о временах царизма".

4а.


Что вокзал Риге явно не подобает, задумывались и накануне революции, и накануне войны - собственно, эти катаклизмы и помешали его реконструкции. В итоге старый вокзал окончательно снесли в 1960- е годы и построили то, что на его месте теперь. Часовая башня высотой 47 метров разграничивала некогда дальний и пригородный вокзалы - но перед торговлей оба они оказались равны. Со стороны путей вокзал поинтереснее - я даже засомневался, а не межвоенное ли это здание, интегрированное в советский корпус, но - всё же нет.

5.


В советское время поезда из Риги расходились по всему Союзу - было не менее 30 маршрутов. Процитирую (со своей пунктуацией) комментарий [livejournal.com profile] conrad к посту о транспорте Латвии: имелся только один проходящий пассажирский поезд, знаменитая "Чайка", Таллинн-Минск. Также были ежедневные поезда на Москву (5 штук), Ленинград (3), Симферополь (2), Калининград, Вильнюс, Таллинн, Воронеж, Львов, Гомель, Киев, летом добавлялись составы на Адлер и Одессу. Кроме того, от станции Ошкалны, ныне Земитаны отправлялись поезда на Горький, Свердловск и Челябинск. Ныне из дальних поездов остались лишь два на Москву и один на Петербург, зато пригородный трафик по сей день огромен. Одним из последних впечатлений всей поездки стал отходящий дизель на Даугавпилс, к которому бежали и поддатый бывший работяга, и бородатый статный старовер.
За путями - огромное (как водится) здание латвийского Министерства путей сообщения, там же дирекция Латвийской железной дороги. Ближе не подходил, когда построенр - не выяснил.

6.


Вокруг вокзала - ещё несколько торговых центров, под один из которых подныривает Городской канал, образуя на той сторонее Карлов бассейн - как я понимаю, бывший затон, наряду с Андреевским на другом конце канала, где порт действует и ныне. Карлов бассейн же выглядит ныне довольно невразумительно, именно в нём отражаются странные штуковины на заглавном кадре.

7.


Для нас же основной путь в Московский форштадт - по улице Гоголя под путепроводом, размеры которого легче оценить с Высотки - его ширина порядка 60 метров. Как я понял, это то немногое, что успели построить накануне Первой Мировой по плану реконструкции станции.

8.


На той стороне почти сразу - автопорт (мне очень нравится этот дословный перевод autoosta), небольшой, но оживлённый, цивильный и целиком используемый по назначению. Из междугородних автобусов запомнилось сразу несколько на Калининград, а есть и на Москву, и на Питер, и к соседям по Прибалтике.

9.


Рукой подать до железнодорожного моста. Первый мост, железнодорожно-пешеходный, открылся в 1871 году, когда от новых станций Зассенгоф и Торенсберг (ныне Засулаукс и Торнакалнс) на том берегу строились железные дороги в Тукумс и Митаву. Второй мост построен в 1909 параллельно первому. В войну оба моста были взорваны, но "новый" отстроили в 1944-51 годах, видимо, полностью по образцу предыдущего - во всяком случае по этим изящным фермам ни за что не скажешь, что они не дореволюционные.

10.


А вот какой вид открывается с электрички, только что этот мост прошедшей. Штуковины на заднем плане я раньше, пока не разобрался в деталях, принимал на чужих фотографиях за вокзальные деборкадеры. На самом деле это ни что иное, как крытый рынок, на момент постройки (1930) крупнейший в Северной Европе. Происхождение этих павильонов весьма нетривиально - это ангары для дирижаблей, которые оставила кайзеровская армия на базе Вайнадё за 180 километров от Риги. Дирижабли в Первую Мировую, из-за высоты полёта почти неуязвимые с земли, использовались как стратегические бомбардировщики, и всего подобных ангаров по всей Европе уцелело 7, включая эту четвёрку. В принципе видно, что нижние части зданий каменные, то есть перенесены быть не могли - от ангаров лишь фермовые своды, привезённые в разобранном состоянии и смонтированные с некоторыми отличиями от оригинала. Четыре павильона имеют размеры 70х35м, пятый и не был ангаром, а лишь стилизован под них, и имеет размер 100х30м.

11.


Вместе с Ильёй [livejournal.com profile] igrok_golos немного походили по рынку. Вообще, зачем нужны рынки в переполненной супермакетами всех мастей и видов Латвии, для меня так и остаётся загадкой. Да впрочем, тут относительно тихо - не сравнить ни со знойными среднеазиатскими базарами, ни с огромными рынками Украины и Молдавии. На последние этот рынок, конечно, похож больше - но куда как благообразнее:

12.


13.


14.


15.


Впрочем, "благообразие" тут относительное - вообще-то район вокзала и рынка та ещё клоака, поздно вечером и рано утром тут хватает и гопоты, и разводил, и попрошаек, и просто пьяных и юродивых, в том числе явно не европейской наружности. Скажем так - бдительность терять здесь не стоит.

16.


Павильоны-ангары изнутри - тут их происхождение гораздо заметнее. Жалею, что фотоаппарат у меня не зеркалка и не raw - иначе в окне вместо ровной засветки была башня церкви Святого Петра. Все эти павильоны соединены крытыми переходами, а в них - уже обычные магазины разного размера.

17.


А за рынком, как бы напоминая о немецком названии Ластадия (это ведь не имя собственное - торговые районы с такими названиями были во многих ганзейских городах, например Кёнигсберге), раскинулись Красные амбары - грандиозный комплекс складов, построенный в 1864-86 годах. Всего этих амбаров было построено 35, и большинство из них сохранились. Поверьте, "на глаз" это ОЧЕНЬ много:

18.


Большая часть амбаров - севернее Московской улицы, проходя за крытым рынком двумя рядами. В этой части между ними своя уличная торговля:

19.


На заднем плане - здание строительного колледжа, за которым шпиль Высотки. Колледж и министерство путей сообщения для меня какие-то заколдованные - к обоим я не подошёл, обоим не смог найти время постройки:

20.


Обратите внимание на "ассортимент" форм амбаров - всё же они строились более 20 лет десятком архитекторов, среди которых Бауманис, Фельско, Шмелинг - короче, главные зодчие Риги 19 века.

21.


22.


Красные амбары пересекает Московская улица (Маскавас) - как улица Бривибас (Свободы) на Петербургской форштадте, это ось района: потрясающе длинная (около 20км!), она нанизывает на себя Маскачку, фабричные Красты, спальные Кенгарагс и Румбулу и заканчивается вместе с городом, переходя действительно в дорогу на Москву. По ней я въезжал в Ригу - только на другом конце, у 450-х домов. она выглядит совершенно иначе.

23.


Небольшая группка амбаров между Московской и Даугавой - это в общем-то и есть бывшая Ластадия, первая рижская промзона с канатной мастерской (1377) и верфью (1402). Здесь торговли уже не видно, часть амбаров пока пустуют, в других открываются всякие кафе и выставки, а территория благоустраивается и засаживается всякими комопозициями. В общем, это очень по-европейски:

24.


25.


Здесь же затесался маленький деревянный домик, а перед ним камень с Менорой - это музей Рижского гетто:

26.


О рижских евреях я уже рассказывал в Вецриге, где сохранилась последняя действующая синагога - хотя Рига и в "черту оседлости" не входила, и Речи Посполитой принадлежала недолго, евреи в её истории оставили немалый след. Первые упоминания о них относятся к 16 веку и связаны с требованиями бюргеров их изгнать. Пару раз Рат даже исполнял эти требования, но евреи находили способ их обойти - например, приплывали в Ригу на барках и торговли не сходя на берег (а по немецким законам водная поверхность считалась ничьей, то есть предписания Рата на ней не действовали). При шведах какое-то время существовало Еврейское подворье, за пределами которого селиться и торговать им запрещалось, но оно было разрушено в самом начале Северной войны. Россия хотя и не включила Ригу в "черту оседлости", но оставила евреям немало лазеек, чтобы вести здесь дела.... В общем, к началу ХХ века евреи составляли 5% населения Риги, то есть в огромном городе их жило не менее 25 тысяч человек. Наибольший процент их был в Риге сразу после Первой Мировой, когда Ригу покинули 2/3 населения (в основном русского и немецкого) - 13%, и в общем 1920-е годы были расцветом рижского еврейства, действовали несколько синагог и 20 молельных домов. Что же касается остальной Латвии, то в "черту оседлости" официально входила Латгалия (Витебская губерния), а фактически - ещё и Курляндия, где было дозволено проживать только "местным" (жившим до создания Черты) евреям, составлявшим там немалый процент населения.
На первом этаже музея - макеты латвийских синагог. Тут слева направо Лиепая (1870), Рига (1871) и Елгава (1860), ни одна из трёх не сохранилась:

27.


Более простенькие Карсава (1884), Лудза (1800, деревянная и самая старая в стране), Смилтене (1939, верхняя), Бауска (1840, нижняя). Далеко не все макеты посвящены утраченным синагогам (Резекне, Даугавпилс, ещё не выложенный Тукумс).

28.


Сверху - Яунелгава (1883) и Крустпилс (1890, то есть Екабпилс). Снизу - ещё одна рижская синагога (1899-1905), стоявшая на улице Стабу, то есть на бывшем Петербургском форштадте.

29.


С рижским евреями (к коим примкнули беженцы из Литвы) фашисты разделались почти сразу, как заняли город: 4 июля 1941 года. Как и в случае с Бабьим Яром (о котором любой антисоветчик знает, что кабы ни подрыв Крещатика отступавшим НКВД - так цивилизованные немцы бы ни одного еврея и пальцем не тронули!), предлог нашли быстро - якобы, это жидо-комиссары сожгли церковь Святого Петра, чтобы унизить чувства германской нации. В один день были сожжены все синагоги, причём зачастую вместе с людьми, многих убили просто на улице или в своих домах. Гетто было устроено в нынешней Маскачке (то есть не там, где сейчас музей), и к октябрю 1941 года в него согнали 29 тысяч человек... проживших там, впрочем, недолго - с 30 ноября по 8 декабря 1941 года почти все они были расстреляны в Румбульском лесу. Рижское гетто, тем не менее, существовало до конца 1943 года как перевалочный пункт для евреев Западной Европы - на тот свет.
На втором этаже воссоздан интерьер еврейского дома - только я не понял, какого времени. Для гетто - как-то слишком уж прилично.

30.


Вдоль соседней улочки - стенд с различными фотографиями еврейской истории Риги и её страшного финала.

31.


Завершающий элемент Красных амбаров и вообще рынка - пожарная часть:

32.


Кварталы между рынком и высоткой - наполовину деревянные, только-только начинавшие застраиваться в начале ХХ века. В основном тут дома 1810-20-х годов, отстроенные после войны с Наполеоном: хотя угроза его нападения на Ригу была очень теоретической, Рат устроил панику и велел сжечь форштадты, чтобы они не достались неприятелю - и сожгли их добротно, так что старше 1812 года не уцелело ничего. Ну а до упразднения крепости (1856) тут видимо предписывалось строить из дерева и не слишком высоко, чтобы при надобности повторить процедуру.

33.


34.


35.


В общем, хватит ходить круг да около! Не общеизвестный факт, но сталинских высоток не 7, а 9 - только две из них находятся не в Москве - одна в Варшаве, другая здесь. Причём "восьмой" традиционно называют именно варшавскую, рижская Девятая высотка же самая молодая (1951-60) и самая маленькая (107м), то есть она чудом избежала "хрущобвизации" и своей польской "сестре" уступая высотой более чем вдвое. Тем не менее, вид у неё очень монументален, вблизи она кажется повыше большинства московских "сестёр". Изначально был проект строительства нескольких сопоставимых по масштабу зданий, этакого социалистического "отражения" Старого города, но в итоге не задалось.

36.


Строилась она как Дом колхозника, то есть как я понимаю - разом и Минсельхоз, и гостиницы для работников рынка, и ДК. Однако в 1958 году ещё не достроенное здание передали Латвийской академии наук, разместив там президиум и три НИИ - истории, экономики и литературы. Академией наук Высотка остаётся и поныне, но её смотровая площадка под шпилем открыта для всех желающих - панорамы с неё я показывал ещё в первом посте о Риге. О самой Высотке же есть отличные посты darriuss и Ренаты Римша с подробной историей, интерьерами и нереализованными проектами.

37.


Собирались ли её когда-то сносить как "наследство сталинизма" (в Польше такие разговоры о своей Высотке давно идут) я так и не понял, но сейчас всерьёз об этом никто не говорит, кроме уж совсем отмороженных националистов. Правда, вот украшения её стен в Латвии приравнены к фашистской символике и запрещены законом, но как их снимать теперь - никто не знает.

37а.


Обратите внимание, какая красивая у "сестры" облицовка. Омрачает картину лишь то, что прежде на её месте стоял редкий памятник - полностью деревянный (!) Гостиный двор (1818-20), вдобавок прекрасно переживший войну.

38а.


С его уничтожением распался уникальный для Европы деревянный район 200-летней давности, куда помимо Гостиного двора и показанных выше домов входили также две церкви. С одной стороны - лютеранская кирха Иисуса (1818-22) с 37-метровой башней, уже четвёртая на этом месте: впервые упоминается в 1636 году, но здания кирхи последовательно разрушались в русско-польскую войну (Ригу тогда осаждала армия Алексея Михайловича), Северную войну и наконец в "превентивном" пожаре 1812 года.

38.


Деревянных кирх в Латвии, прямо сказать, очень немного - вот не любили лютеране этот материал, по не совсем понятным причинам. Рижская кирха Иисуса - пожалуй, с большим отрывом самый яркий образец. Особенно впечатляет её 16-гранная крестообразная форма. Внутри вроде как интересное убранство, но как и большинство кирх вне Вецриги, она оказалась заперта.

39.


С другой стороны от Высотки - православная Благовещенская церковь (1812-14), также деревянная и с красивой часовенкой у ворот:

40.


Внутри - старейший в Латвии православный иконостас (1859). Когда я делал этот кадр, стоявший у входа охранник  (типичный ЧОПовец, что для Латвии не характерно) подбежал и просто закрыл мне объектив ладонью.. на долю секунды не успев. В такие моменты мне становится до отвращения стыдно за наших. Впрочем, в православии всё же есть тенденция "каков поп - таков и приход", ситуация очень сильно меняется от епархии к епархии, и латвийские православные церкви в плане хамства и фарисейства мне запомнились одними из худших. Как минимум: православные церкви - едва ли не единственные заведения Латвии, в которых стабильно запрещено фотографировать.

41.


А связано с этой церковью очень немало - здесь крестили Веру Мухину, по некоторым данным - Ирину Одоевцеву, а по ещё более непроверенным данным - здесь последняя обвенчалась с только-только эмигрировавшим Георгием Ивановым.

42.


Дом, где в 1889 родилась автор "Рабочего и Колхозницы", также стоит в соседнем квартале: Мухины были одной из главных купеческих фамилий Риги, разбогатев на торговле пенькой.

43.


А ещё одна культовая постройка стояла до войны на углу улиц Гоголя и Дзирнаву (последняя - неофициальная граница Маскачки). Речь про Большую хоральную синагогу (1864-71), сожённую во время погрома 4 июля 1941 года латышскими коллаборационистами, причём внутри было около пятисот человек - как местных евреев, так и беженцев из Шяуляя. Близко к её руинам я так и не подходил, ограничившись фотографиями из окна машины - ныне здесь мемориал, а уцелевшие фрагменты декора можно увидеть в википедии.

44.


А вот так она выглядела "при жизни":

45.


На соседней Абренской улице - ещё и Еврейская коммерческая школа (1902-04), архитектор которой Пауль Мандельштам был убит эсэсовцем (то ли после мелкой уличной ссоры, то ли просто фашист был пьян) на пороге собственного дома.

46.


Ну а дальше уже Маскачка, о которой в следующей части, да простят меня коренные рижане!

Рига.
Виды с башен.
Старая Рига. Церковь Святого Петра и окрестности
Старая Рига. Домский собор и Рижский замок.
Старая Рига. Разное.
Бульварное кольцо.
Имперская Рига. Дома и улицы.
Имперская Рига. Квартал Эйзенштейна.
Петербургский форштадт. Гризинькалнс  и Руссо-Балт.
Петербургский форштадт. ВЭФ, RVR и другие фабрики.
Московский форштадт. Вокзал, рынок и высотка.
Московский фортштадт. Маскачка, изнанка Риги.
Митавский форштадт. Задвинье, или Пардаугава.
Окраины. Саркандаугава.
Окраины. Болдерайя, Даугавсгривская крепость и выход к морю.
Окраины. Рижский этнографический музей.
Окраины. Всего понемногу.
Юрмала. Железная дорога.
Юрмала "для своих". Кемери, Слока, Дубулты.
Юрмала курортная. Майори, Дзинтари, Булдури.

ОГЛАВЛЕНИЕ ЛАТВИЙСКОЙ СЕРИИ - здесь.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "Будет ли дальше про Казахстан?".

Date: 2013-11-18 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] leesider.livejournal.com
Вообщем-то здесь (http://conrad.livejournal.com/7906.html) полный список поездов по станции Рига-Пасс. на конец 80ых-начало 90ых. Именно пункты назначения поездов без нумерации.

Фотка номер 4 порадовала :)

Как мало людей в Риге сейчас. Помню этот район в середине девяностых - толпы людей. Где все сейчас...

Date: 2013-11-18 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] Илья Тихонов (from livejournal.com)
Лично я ездил в те годы на "Чайке" "Таллин-Минск"(мой любимый был поезд с детства), Калининград-Рига, Рига-Ленинград,Рига-Таллин.

Date: 2013-11-19 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] leesider.livejournal.com
Не могу найти в сети старые фото Чайки и рижского вокзала конца 80х. Сам поезд был классный, такой советский интерсити экспресс Таллин-Рига-Вильнюс-Минск.

Date: 2013-11-18 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] reinis norkārkls (from livejournal.com)
У крупной синагоги внизу я забыл сфотографировать табличку, не дал результатов и поиск - но вид у неё очень знакомый.

Рижская синагога на ул. Стабу. Арх. П. Мандельштам. 1899 или 1906 г.

Edited Date: 2013-11-18 07:14 pm (UTC)

Date: 2013-11-18 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Здание МПС вроде как 1920-х годов постройки. Потрясающе напоминает сталинки тридцатых годов и только отсутствие советской символики напоминает о том, что оно строилось не в СССР.

Часовню перед вокзалом снесли по неофициальной версии - из-за отсутствия достаточного места для парковки правительственных лимузинов. Причём приказ о сносе отдал министр иностранных дел Мейеровиц, вскоре погибший в ДТП и получивший бульвар неподалёку.

А высотка хороша. И даже не скажешь, что она всего 107 м в высоту - зрительно кажется выше.

Date: 2013-11-18 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] creator-lv.livejournal.com
=Здание МПС вроде как 1920-х годов постройки=
Нет, построено ещё при царях. А в 20-е там, кстати, распологалась ещё до кучи и Академия художеств, между прочим.

Date: 2013-11-18 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] airrynna.livejournal.com
«дизель на Даугавпилс, к которому бежали … бородатый статный старовер» ))))

Если я правильно помню, это было в мае? Возможно, с 17 по 19? В это время в Юрмале проходила Международная духовно-историческая конференция «Сохранение культурно-исторического наследия староверия Латвии». Насколько я знаю, в обычной повседневной жизни латвийские староверы в рубахах навыпуск не ходят. А тут человек торопился на поезд, не успел переодеться.


Немного информации о конференции на сайте Екабпилской поморской старообрядческой общины (http://www.jekabpils-pomor.lv/main.php5?sid=686)

Ещё, фото и запись докладов на сайте Ковалёвской общины (http://oldbel-kovalevo.ucoz.ru/news/5)


Ещё, из истории Красных амбаров

Начиналось все в 1864 году, распоряжение о начале строительстве подписал генерал-губернатор Александр Суворов — внук великого полководца. Незадолго до этого Рига утратила статус города-крепости, и на Московском форштадте разрешили строить каменные здания.
У набережной располагался грузовой порт — склады нужны были как воздух. Проектировщиками стали немцы: Фелско, Шмелинг, Гесс. Строили из красного кирпича, отсюда и название — красные амбары. Большинство амбаров принадлежали русским купцам. Среди них был и Кузьма Мухин — дед великого скульптора.
Источник http://pribalt.info/content/spikeri

Купцам Мухиным в Риге принадлежала большая недвижимость: огромные трехэтажные торговые склады около Центрального рынка, вся левая сторона Тургеневской улицы, лесопилка на Красной Двине и многое другое. Особенно большие вклады вносили на нужды православной церкви. Так, Благовещенский храм строился и обновлялся на средства купцов Мухиных – на это было потрачено порядка 30 тысяч рублей капитала. После пожара 1812 года храм восстанавливался в основном на средства купцов Мухиных. Жертвовали они и на другие храмы Риги.
Благодаря своему огромному вкладу в развитие Риги, в укрепление Православия, Купцы рода Мухиных числились среди Почетных граждан латвийской столицы.

Инициалы Ивана Матвеевича Мухина, Рижского купца первой гильдии и Потомственного Почетного гражданина Риги на одном из складов, фото из поста (http://aranciorosso.livejournal.com/415787.html#comments) [livejournal.com profile] aranciorosso

Image (http://radikal.ru/fp/e6706e5b228f4a8ba335c8be20bd95a4)

В 1937 году, во время правления Карлиса Улманиса, Вера Игнатьевна, жившая в то время в Москве, оказалась единственной наследницей всего богатства рода Мухиных, но вынуждена была отказаться вступить во владение имуществом. Этот ее шаг был вполне оправдан: шли массовые репрессии, и, приняв такое наследство, она могла оказаться в сталинских лагерях. Таким образом, в 1938 году вся недвижимость Мухиных с оценкой около 4 миллионов латов отошла в пользу латвийского государства.
Подробности здесь:
http://vesti.lv/society/theme/city/30684-2012-11-21-g009.html
http://www.russkije.lv/ru/pub/read/pokrovskoe-cemetry/kupcy-7.html

Date: 2013-11-19 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Знаю эту историю, но решил не перегружать пост.
Старовер по-моему не был в рубахе навыпуск (дело было в июле, а в мае мы только в Латгалию заезжали из Литвы), но внешность у них ведь бывает очень характерная и так. И борода, конечно :)

Date: 2013-11-19 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] airrynna.livejournal.com
Это Вам спасибо за интереснейшие посты. Не перестаю удивляться Вашей способности обрабатывать и компактно излагать огромные объёмы информации.

Про Маскачку интересная информация ещё есть здесь http://www.subbota.com/actual/theme/week-theme/291-2011-07-06-lu008.html

Date: 2013-11-19 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вдохновение :) А если на заказ что-то пишу (мой основной заработок), то гораздо меньшие объёмы материала мне даются гораздо сложнее и медленнее.

Date: 2013-11-18 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mytusa (from livejournal.com)
Как и в случае с Бабьим Яром (о котором любой антисоветчик знает, что кабы ни подрыв Крещатика отступавшим НКВД - так цивилизованные немцы бы ни одного еврея и пальцем не тронули!)

Это мелко, Хоботов! (с)

Date: 2013-11-18 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] shimoff.livejournal.com
Из дальних поездов есть еще Рига-Минск.

Date: 2013-11-18 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] renatar.livejournal.com
О сталинской высотке у меня еще до Дарриуса был пост, причем есть несколько наших фотографий интерьеров: http://renatar.livejournal.com/369650.html

Date: 2013-11-18 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] renatar.livejournal.com
И еще: http://renatar.livejournal.com/128490.html

Date: 2013-11-19 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Да, этот пост я как-то упустил. Действительно, столько фотографий интерьера Высотки я нигде не видел. Внёс ссылку (с третьей попытки, ЖЖ опять глючит).

Date: 2013-11-18 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Как и всегда - огромное спасибо!
Что касается феномена Центрального рынка в стране победивших супермаркетов. О, видели бы вы, что творится в этих павильонах накануне Янова дня или Рождества! Мы с компанией тоже в студенческие годы предпочитали идти не в ближайшую "Рими" или "Максиму", а именно сюда. Почему. Сам не знаю. Вряд ли из финансовых соображений. Просто, традиция.

Что касается музея истории гетто. Выходит, в Риге два полноценных еврейских музея. Один в бывш. евр.театре на Сколас (архитектор - да, вы не ошиблись, Мандельштам! ;-) ), другой - в красных амбарах. Кстати, жаль что не свел вас виртуально с директором первого, это очень колоритный краевед и музыкант. И второй явно опережает первый по интерактивности. Непонятно только, почему он был создан на территории, в гетто никогда не входящую?!

Что касается символики на сталинках. Не знаю, как в Латвии, но в Эстонии действует закон, по которому любая "символика тоталитарных режимов" находится под охраной как часть исторического наследия, если она является частью изначального оформления здания. То есть, со шпиля ратуши красная звезда должна была бы быть однозначно удалена (идея приспособить ее туда родилась в 1952 году, но, по счастью, решили не устраивать комедию), а на шпиле единственной таллиннской "недосталинки" - бережно сохраняется.
Про Ригу слышал такую малоправдоподобную историю. Дескать, на академии наук на шпиле красовалась белая жестяная звезда. После 1991 года ее решили не убирать, а приварить еще две - понятно с отсылкой к каким трем звездам. Их чуть ли уже не начали монтировать, когда выяснилось - шпиль не выдержит увеличения нагрузки. Потому решили ничего не менять, а заодно - сняли и "советскую" звезду. (ИМХО, не помню никакой звезды там и в советское время, так что вся байка - скорее всего, фейк).

По поводу гостиного двора. Когда решили его сносить, радость была у изготовителей скрипок просто немереная. Они получили на халяву массу отборного хвойного дерева полуторавековой высушки, из которых были изготовлены стропила постройки

Date: 2013-11-18 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] nof-nof.livejournal.com
>> То есть, со шпиля ратуши красная звезда должна была бы быть однозначно удалена (идея приспособить ее туда родилась в 1952 году, но, по счастью, решили не устраивать комедию), а на шпиле единственной таллиннской "недосталинки" - бережно сохраняется.

Ах вот оно что! А то я всякий раз недоумеваю :)

Date: 2013-11-18 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] creator-lv.livejournal.com
=но в Эстонии действует закон, по которому любая "символика тоталитарных режимов" находится под охраной как часть исторического наследия, если она является частью изначального оформления здания=
Дело в том, что тут Варандей попытался "набросить на вентилятор", не понимая, что серп и молот - не есть коммунистическая символика. К символике государства относят государственный герб, государственный флаг, государственный Гимн. Можно говорить о символике тоталитарных репрессивных организаций и органов, но опять же, серп и молот таковыми не являются. Их изображения использовались даже не столько комми, сколько социал-демократами, хотя роза, зажатая в кулаке. потом вытеснила этот символ.
Там на фасаде были изображения орденов, которыми была награждена Академия наук в советское время. Вот их действительно сняли.

=ИМХО, не помню никакой звезды там и в советское время, так что вся байка - скорее всего, фейк=
Байка - фейк, но звезда в круговом венке была.

=Непонятно только, почему он был создан на территории, в гетто никогда не входящую?!=
Эйтан уже отвечал на этот вопрос.
Edited Date: 2013-11-18 10:54 pm (UTC)

Date: 2013-11-18 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
и в общем 1920-е годы были расцветом рижского еврейства, действовали несколько синагог и 20 молельных домов.

Возможно, для двадцатых (и тридцатых) годов ХХ века более наглядным свидетельством расцвета рижской еврейской общины было бы упоминание выхода дюжины газет-журналов на идише-иврите, нескольких театральных трупп (одна - профессиональная), еврейских студенческих корпораций, еврейских учебных заведений на идише, иврите, а также - немецком и русском, и даже наличие у еврейской мореходной школы собственного учебного трехмачтового парусника "Теодор Герцль" (вот только не понимаю, почему он был приписан к таллиннскому порту).
Понятно, почему "светская" сторона явления, скорее всего, оказалась вне вашего внимания: музей в красных амбарах создан под эгидой рижского раввина, а для него количество мест молитвы, естественно, имеет первостепенное значение.

Date: 2013-11-18 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] calendulae.livejournal.com
Ну а дальше уже Маскачка, о которой в следующей части, да простят меня коренные рижане!
Интересно будет посмотреть свежим взглядом. Извиняться не за что. Маскачка - "клоака", которую не очень и хотят ворошить. Закроешь притоны - обитатели куда-то расползутся, ищи потом новые "малины". А так, всё под присмотром, все "учтены", кварталы поделены. Здесь и "блошинный рынок, и цыгане, и нарики. Проблема и в частной собственности на землю и недвижимость- госудаство практически не может заставить владельца снести или отремонтировать развалину.

Date: 2013-11-18 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] valgarion.livejournal.com
А как в советское время с Маскачкой обстояло дело? Тоже самое было?

Date: 2013-11-18 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Cудя по мемуаристике Вайля - все то же самое, только алкоголь вместо наркотиков:

Приглушенно этот же мотив ("эта музыка") звучит у самого Иванова — в очерке "Московский Форштадт". Еще и на моей памяти многие так называли Москов­ский район Риги, куда в 68-м из коммуналки в центре переселилась, получив отдельную квар­тиру, наша семья. До того на Москачке я бывал редко — нечего там было делать, и тамошняя шпана считалась самой свирепой в городе. Одна из ярких картинок детства: мне лет восемь, мы едем в гости к сослуживцу отца на трамвае по Московской улице, ранний вечер, светло, и в мель­чайших подробностях виден бегущий по тротуа­ру человек в окровавленной белой рубахе. Он кри­чит так, что громко слышно даже сквозь запертые вагонные окна. За ним бежит другой, с ножом в руке. Я вижу нож, вижу кровь на нем и думаю: так не бывает, это снимается кино.

Date: 2013-11-19 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] calendulae.livejournal.com
Да, практически так же. Да и гетто в благополучном районе не устроили бы.
Как "буфер" с новыми районами работал институт инженеров гражданской авиации (ГВФ, РКИИГА). Один из ведущих в СССР по данному профилю. Иностранцев тоже много училось.

Date: 2013-11-18 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] creator-lv.livejournal.com
=А связано с этой церковью очень немало - здесь крестили Веру Мухину, по некоторым данным - Ирину Одоевцеву, а по ещё более непроверенным данным - здесь последняя обвенчалась с только-только эмигрировавшим Георгием Ивановым.=

Сзади здания церкви видно жёлтое кирпичное здание бывшего то ли проектного института, то ли чего-то подобного. Ничего интересного кроме того, что верхний этаж использовался гебухой под республиканскую станцию телефонного прослушивания и подслушивания, под "левой" вывеской, конечно. Помещения были заняты аппаратурой, контролировавшей телефонную связь в республике (шкафы с бесчисленными профессиональными кассетными деками и т.п.). В 1991-ом немало оттуда тонн "тёплого лампового" металлолома вылетело в чермет.

Date: 2013-11-19 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] friedlaender.livejournal.com
Ну, на рынке и продукты получше, и выбор повеселее, мы всегда из Риги тянем баулы сыра и рыбы. В этом плане советское "на рынке лучше" в Риге полностью оправдывается.

Православная епархия реально стрёмная, согласен, на всех уровнях - от еп.управления до тёток в лавке, в тебе сразу видят потенциального врага. Примеры не буду приводить, печально.

Date: 2013-11-19 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Особенно по контрасту с Казахстаном, где в церквях к тебе реально относятся как к брату. В Киргизии в общем тоже, но фотографов всё же не благословляют. Худшее впечатление православная иерархия у меня оставила в Латвии и в меньшей степени - Западной Украине (речь про Московский патриархат, само собой), но в последней 3 православных и 2 греко-католических конфессии, выбор есть, и видимо просто западенцы МП воспринимают как враждебный чужеродный элемент, поэтому идут туда не самые лучшие люди.

В России же самые неприятные впечатления от Екатернибургской епархии - в сребролюбии там преуспели.

Date: 2013-11-19 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] friedlaender.livejournal.com
Я, тогда уж, из адекватных отмечу Минск, Литву и Калининград, хотя в последнем ситуация стремительно ухудшается, видимо, квартирный вопрос испортил.

С Латвией же всё ещё печальнее, потому что в советские годы Рига была такой религиозной вольницей, не знаю, правда, как дело обстояло на самом деле, сужу по тому, что относительно много богословской литературы издавалось. Александр Мень, к примеру, печатался, правда, под псевдонимом и у католиков, но тем не менее. Латвийские католики, кстати, и сейчас приятно радуют.

Date: 2013-11-19 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] andi-proc.livejournal.com
А что же за "красными амбарами" до нового променада не добрались?! :)

Date: 2013-11-19 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] valgarion.livejournal.com
так променад открыли только 1 августа.

Date: 2013-11-19 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] alyona kustovska (from livejournal.com)
А по-моему, интерьер вокзала вполне хорош, судя по фото, он простой, но отнюдь не безликий. И расписание туда очень органично и наглядно встроено, в отличие от сталиансовских дворцов, где электронные табло и даже текстовые расписания выглядят довольно чужеродно.

Date: 2013-11-19 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Так в том-то и дело, что сейчас этого интерьера нет - это фото советских времён.

Date: 2013-11-19 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] alyona kustovska (from livejournal.com)
Вот же ж. (
Я щас погуглила и прочла, что они зачем-то объединили главный зал с пригородным, фоток вокзала после реконструкции не найти сходу не получается... А у тебя их есть? И что, этого прикольного табло там больше нету?

Date: 2013-11-19 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] nathaliespb.livejournal.com
Илья, спасибо ещё раз за очень интересный репортаж. Для меня это совсем неизведанный район Риги.

Прошу прощения, может быть что-то упустила из рассказа, но что это за полукруглое приземистое здание на кадре №8 (справа)? У нас бы это было похоже на вход в вестибюль метро.

Date: 2013-11-20 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] renatar.livejournal.com
:-) Входной вестибюль для крытого прохода на перроны.

Date: 2013-11-20 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
По этому району тоже ходил. Колоритен, нет слов, особенно ощущение "под высоткой". Но вот дальше, на Маскачку, уже не ходил.

Date: 2013-11-20 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] yanlev.livejournal.com
Все-таки две высотки за пределами Москвы, или три?

Или две с половиной?)

Я имею ввиду киевскую гостиницу "Украина", проект которой из-за борьбы с излишествами был реализован лишь частично.

Image

Date: 2013-11-20 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Спасибо, всегда казалось, странным, что в Киеве нет ни одной сталинской высотки. Оказывается - есть "недосторой" ;-)

Date: 2013-11-20 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] oladuh1.livejournal.com
Если считать бывшую гостиницу Москва в Киеве за полвысотки, то надо считать и здание областной администрации в Воронеже, и Челябинский политех, да и еще что то наверняка

Date: 2013-11-20 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] oladuh1.livejournal.com
= Вообще, зачем нужны рынки в переполненной супермакетами всех мастей и видов Латвии, для меня так и остаётся загадкой=
Для того, чтобы хотя бы относительно нормальные продукты купить.

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 27th, 2025 05:27 am
Powered by Dreamwidth Studios