shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


Осмотрев в прошлых частях вокзал и хурулы, центр и православный собор, погуляем теперь в микрорайонах на юго-восточной окраине Элисты, где находится Город Шахмат (одна из затей Илюмжинова) и мемориал "Исход и Возвращение", фрагмент которого на вводном кадре.

Как можно заметить в прошлых частях, в основном Элиста - город одноэтажный, а весьма внушительные для 100-тысячника (пусть даже и центра региона) микрорайоны сгруппированы в двух местах - на севере города (1-й, 3-й, 4-й, 5-й и 10-й) и на юго-востоке (2-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й). Судя по тому, как плохо местные ориентируются в названиях улиц, до недавнего времени тут и нумерация тут была исключительно по микрорайонам. От главного хурула, созвонившись с гостиницей, я поехал заселяться на 6-й микрорайон, у площади с часовней и торговым центром "Белый Лотос".

2.


Надо заметить, в плане гостиниц Элиста только подтверждает впечатление "в меру цивилизованного филиала Средней Азии". Тут есть одна большая гостиница "Элиста" близ главной площади с номерами по 1500 рублей - но в ней за две недели до поездки не было мест. У гостиница "Белый Лотос" сайт с ценами в у.е. явно не обновлялся много лет, а гостиница в Городе Шахмат мне была тупо не по карману. Лайфхакс оказался прост: в Элисте очень распространён знакомый по Казахстану и Киргизии тип мини-гостиниц из 3-5 номеров, приделанных к какому-нибудь кафе или торговому центру. В самом выигрышном положении среди них оказался "Шанс", имеющий собственный сайт, по телефону с которого я забронировал номер, и не пожалел - место оказалось очень уютным, могу рекомендовать всем, кто соберётся в Элисту. Но - даже такие гостиницы лучше бронировать заранее: с местами тут вечная напряжёнка....
.
3.


А окрестные микрорайоны здорово напомнили мне Казахстан, даже конкретно - схожий по размеру и устройству город Жезказган у сердца степи. Многоэтажки с орнаментами, конечно, встречаются и остальной России, и даже в Беларуси с Украиной, но всё же особенно характерны именно для Средней Азии.

4.


А со двора я увидел небольшой хурул с белоснежной Ступой Просветления:

5.


Стоящий на проспекте Остапа Бендера, разделяющем 7-й и 9-й микрорайоны:

6.


Третий за день хурул уже совсем не впечатляет, хотя пейзаж города, где буддийские храмы вместо церквей и мечетей очень непривычен, и я не знаю, есть ли у нас такие кроме Элисты - в Улан-Удэ буддийское почти не заметно. Ступа Просветления же построена в середине 1990-х, тогда ещё за городом, и я помню чьи-то путевые заметки 10-летней давности, автор которых поражался живущему при ступе тибетскому монаху, ни слова не знавшему по-русски...

7.


Деревья у хурула увешаны хий-моринами, а на той стороне виден здоровенный и кажется бутофорский валун - подойти и посмотреть, что это такое, я уже не успевал, о чём теперь жалею:

8.


Между тем, проспект Остапа Бендера ведёт... да он много куда может вести, от "вольного города Черноморска" до "квартиры, где деньги лежат", но в данной случае в конце проспекта стоят Нью-Васюки, они же Сити-Чесс, они же Город Шахмат:

9.


Руководившего Калмыкией в 1992-2010 годах Кирсана Илюмжинова и его многочисленные причуды от общения с инопланетянами (уже в должности главы республики) до инициатив, создавших уникальный облик Элисты, я поминал в прошлых постах не раз. Но Сити-Чесс в этом ряду - как раз-таки один из самых реалистических проектов: это всего лишь местная "олимпийская деревня", построенная к 33-й Международной Шахматной Олимпиаде 1998 года. Тут надо сказать, что Илюмжинов ещё и председатель FIDE - Международной шахматной федерации (абревеатура, кстати, французская и штаб-квартира в Париже) с 1995 года, что видимо и определило выбор Элисты как места провидения турнира. Кстати, и полинялый плакат из первой части это расшифровывает: надпись на нём "Все мы - одна семья" является девизом ФИДЕ. Как бы то ни было, для в общем-то захолустного степного города Шахматная Олимпиада была событием эпохальным.

10.


За забором - часовня Георгия Победоносца:

11.


План городка:

12.


Как в пыльном и в те годы беспросветном нищем городе Сити-Чесс смотрелся в конце 1990-х - можно только воображать. Ну а сейчас... Обыкновенный в общем-то квартал таунхаусов, такие нынче даже в райцентрах попадаются.

13.


Разве что шахматная тематика придаёт колорита, хотя без знания предыстории ккажется притянутой за уши:

14а.


14.


Ещё здесь есть консульство "старшего брата" - Монголии:

15.


В центре Шахматный дворец, чей атриум своими очертаниями символизирует кибитку (я бы не догадался):

16.


Там есть гостиница, конференц-зал, Музей шахматной славы (к моменту моего прихода уже закрытый), картины калмыцких художников и довольно симпатичное фойе, где охранник мне разрешил поснимать:

17.


На столах - два макета. Здесь - то, что было построено:

18.


А здесь - то, что осталось Нью-Васюками. Мне сразу напрашиваются параллели с Астаной, но вроде бы Сити-Чесс начал строиться даже чуть раньше. Это просто видимо в крови степных правителей - мечта построить Ханскую столицу.

19.


Чтоб был ясен масштаб - весь существующий Город Шахмат на заднем плане, а спереди буддийский монастырь тибетского масштаба (не удивлюсь, если Илюмжинов подумывал переселить сюда Далай-ламу, он ведь всё равно в изгнании):

20.


Каракорум, Сарай, Астана, Сити-Чесс... Сейчас показанные на макете места понемногу застраиваются обычными многоэтажками.

21.


Вот как это выглядит из подступающей степи - Нью-Элиста должна была расти направо:

22.


По проспекту Остапа Бендера я пошёл обратно, мимо хурула и Золотых Ворот с кадра №6. На большом перекрёстке с одной стороны собственно Великий Комбинатор:

23.


С другой - несколько памятников, в том числе чернобыльцам и жертвам репрессий, сама же улица носит имя Хрущёва - ещё такие есть в Магасе и Грозном. Ведь здесь Хрущёв - не тот, кто насаждал кукурузу, построил Новый Арбат и отдал Крым Украине, и даже не тот, при ком вышли в космос и взорвали Царь-бомбу, а тот, кто позволил людям вернуться из депортации. Именно эта улица в его честь названа не случайно - она ведёт к мемориалу "Исход и Возвращение":

24.


По дороге - калмык-строитель со шпателем, которого в другом городе я бы принял за памятник киргизскому гастрбайтеру. Тут - возможно, благодарность строителям этих микрорайонов:

25.


На спускающемся бульваре - очередной буддийский атрибут:

26.


А в конце бульвара - ещё одна Ступа Просветления:

27.


Город ползёт по степи:

28.


И на самом его краю - тот самый мемориал "Исход и Возвращение" (1996), разительно непохожий на цветастые хурулы и аляповатые украшения улиц:

29.


Собственно, мемориал состоит из двух частей. Вагон-теплушка - символ сталинских репрессий от Прибалтики до Казахстана, дерево рядом повязано ленточками, как и все чтимые калмыками места.

30.


В вагоне - музей "Репрессированный, но не сломленные", в 6 вечера оказавшийся ещё открытым. Как я понимаю, всё это вещи, привезённые вернувшимися калмыками из мест депортации. Мне запомнились буддийские статуэтки и иконки на столике слева - действительно, "исход и возврат".

31.


Кроме того, здесь обитает местный поэт Владимир Санджиев, практически заставивший меня послушать несколько его стихов и пытавшийся продать книжечку - хочет, де, чтобы вся Россия о нём знала. От публичных оценок его творчества воздержусь, каждый может сам оценить на Ютубе.

32.


В целом, площадь у мемориала - место людное, и без того мрачного почтения, которое я ожидал увидеть: резвятся дети, подростки играют в футбол, люди постарше сидят на лавочках, на фоне памятника трагедии - смех и счастливые лица, и я считаю - это хорошо.

33.


А на "кургане" почти безлюдно, подъём по пологой спирали занимает несколько минут. Жуткий чёрный монумент на самом верху - творение Эрнста Неизветсного, его эпилептический стиль не спутаешь ни с чем (надо сказать, памятник погибшим шахтёрам в Кемерове ещё страшнее, а уж Маска Скорби в Магадане... там я, впрочем, пока не был).

34.


О том, что депортация зашла здесь в каждый дом и нет такого калмыка, чьих предков она бы не коснулась, я уже писал в обще-калмыцком посте. Запомнился рассказ девушки-гида в краеведческом музее: "Когда депортировали, одним везло, другим нет - кому-то давали полчаса на сборы и не говорили, что увозят насовсем, они брали только самое необходимое, и скорее всего оказывались обречены. Кому-то давали время собраться, и те везли с собой тёплые вещи, лекарства, мясо. Например, у моих предков было так: пришёл чекист, увидел патефон, спросил - есть ли пластинки? А пластинок была целая стопка. Чекист сел и стал их слушать, слушал 4 часа, а прадед с прабабушкой успели за это время хорошенько собраться, скотину зарубить, и потому в теплушке не только сами выжили, но и другим помогали".

35.


Интересное мнение про депортацию мне написал в комментариях к тому же посту Роман Руденко: "В принципе большая часть [калмыков] относится к этому спокойно, хотя есть отдельные люди, обвиняющие русских, но не так уж и много таких. А есть такой парадоксальный подход, что калмыки, и не так уж это бывает и редко, даже благодарны, что их переселили в Сибирь. Мол она сделал из нас людей, т. к. до депортации абсолютное большинство жило примерно как северные кочевые народы. Современные же калмыки так жить не хотят." - и тут я сразу вспоминаю казахов, ведь унёсший половину жизней их народа голод 1930-х годов также сломал традиционный кочевой уклад, и возвращение к жизни шло уже в современном обществе.

36.


Или вот другой комментарий [livejournal.com profile] nof_nof: "неистерическое отношение. как к большой исторической беде и несчастью. при этом рассказывают о всех тех хороших русских, с которыми судьба свела в Сибири и которые помогали им выжить. даже для поколения детей, родившихся там или после возвращения, характерны русские имена - во многих случаях называли в честь сибирских друзей-подруг". Своё же впечатление я уже изглагал - чувствуется некая сломленность и "национальная инвалидность", столь знакомая по Украине и Прибалтике. С одной оговоркой: жизнь в составе России не дала сделать из великой трагедии очередной русофобский проект.

37.


С кургана виден Город Шахмат и малоэтажная застройка западной половины Элисты:

38.


Уютная, почти домашняя Калмыцкая степь совсем рядом:

39.


Но вот и солнце садится... Если поднимался на курган я по спиральной дорожке несколько минут,  то спустился напрямик за несколько секунд.

40.


Дальше я надеялся пообедать в ресторане "Кюр", который ещё до поездки мне рекомендовали как хорошее заведение нациоанальной кухни... но как уже говорилось, пролетел - подобные заведения все закрываются в 6 вечера, а 8 вечера в Элисте уже глубокая ночь. Национальная кухня для меня важный элемент культурной программы в любом регионе, тем более в бедной на достопримечательности Калмыкии, и этот облом был так досаден, что я даже подумывал задержаться в Элисте ещё на пол-дня и ехать в Ставрополь вечером, но в итоге уехал утром, как и предполагалось изначально. В целом, хочу сказать, своим блиц-визитом в Калмыкию я не доволен - всё же земля этого пусть маленького, но оставившего огромный след в России, Казахстане и Киргизии народа заслуживает большего... но я элементарно не придумал, куда бы съездить на денёк из Элисты.

А вот - все мои посты, где фигурировали буддийские храмы.
Дацан Ринпоче-Багша в Улан-Удэ - Иволгинский дацан в Бурятии - остатки буддийского храма в Суябе (Киргизия) - Вьетнамская пагода в Харькове - монастырь "Белый Лотос" в Черкассах - да ещё лежат невыложенные фотографии дацана в Петербурге и ступы в Киеве, а в 2012-м я был у буддийских петроглифов Тамгалы-Тас под Алма-Атой, но потерял те фотографии в долине, через которую пришли калмыки..

В следующих трёх частях - про Ставрополь.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь и музей.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.

Date: 2014-05-17 01:57 am (UTC)
From: [identity profile] mikka.livejournal.com
>в Элисте очень распространён знакомый по Казахстану и Киргизии тип мини-гостиниц из 3-5 номеров, приделанных к какому-нибудь кафе
А музыка в кафе спать не мешает? Помнится в Байкальске мы, забронировав заранее гостиницу, заглянули в неё минуты на 3, выяснили, что музыка, отлично проникающая сквозь стены, будет до 3 ночи, и ушли в лес палатку ставить.

>Многоэтажки с орнаментами, конечно, встречаются и остальной России, и даже в Беларуси с Украиной, но всё же особенно характерны именно для Средней Азии.
В Уфе их множество.

Date: 2014-05-17 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В этом кафе музыки не помню, но это была ночь со вторника на среду. В среднеазиатских поездках - аналогично. Кажется, тут в принципе люди раньше ложатся спать. А вот на Украине как-то вляпался в такую гостиницу с банкетом на первом этаже, при том что она была даже не мини :(

Date: 2014-05-17 04:00 am (UTC)
From: [identity profile] nnfs.livejournal.com
А мне идея раскручивать какой либо литературный образ кажется весьма здравой. Так что за проспект Остапа Бендера и Нью-Васюки - пять баллов. Жаль что пока не удаётся это сделать на 100%. Эх, как говорил Столыпин - дали бы несколько спокойных лет...

Я бы ещё стала раскручивать Урюпинск - как столицу единственного, но великого анекдота. Всё какие-никакие деньги в бюджет туристы бы принесли.

Date: 2014-05-17 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
меня тоже порадовал Остап и проспект имени его))

Date: 2014-05-17 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я думаю, что Элисту удалось раскрутить для туризма настолько, насколько это возможно: путешественники там бывают нередко, в ЖЖ пишут регулярно, я в этих трёх постах ничего нового не показал. Просто очень уж она неудобно расположена (вокруг ничего интересного массовому туристу в среднем на 300 километров).

В Урюпинск я даже когда-то хотел съездить, только не придумал, с чего его скомбинировать - он тоже довольно далеко от всего интересного, хотя и стоит в густонаселённой местности. Но анекдот про него, по-моему, не один :)
А вообще, фантазировать на эту тему можно много. В Бобруйске надо было раскручивать тему падонкафф, в Челябинске увековечить Суровых Мужиков и т.д.

Date: 2014-05-17 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
У меня знакомая в Урюпинске бывала. Памятник козе и даже магнитики, почему-то продающиеся в единственном на город секс-шопе. Но больше особенно ничего и нет.
Edited Date: 2014-05-17 07:13 am (UTC)

Date: 2014-05-17 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] nnfs.livejournal.com
Потому что чтобы было, надо вкладывать. Вот, насколько я знаю, Мышкин раскрутили же. В Урюпинске тоже есть что предложить туристам, пуховые козы не хуже оренбургских. Так что сувениры туристам обеспечить можно: шали, варежки там всякие. Ну и идеи нужны. Слоган "Вот бы нам сейчас в Урюпинск" уже есть.

Date: 2014-05-17 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Мышкин во-первых, стоит на Волге, по которой регулярно ходят туристские теплоходы, во-вторых, туда можно обернуться из Москвы за один день, в-третьих, по соседству масса действительно интересных мест.
У Урюписка ничего этого нет, и то они чего-то с козами раскручивают, у меня даже аватар есть такой, почти неиспользуемый, с козьего конкурса красоты :))

Date: 2014-05-17 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] all-rnd.livejournal.com
Элисту и Калмыкию можно было бы раскручивать как настоящую степь со степными монгольскими народами: ночь в юрте, джомба там всякая, поездки на верблюдах и прочая экзотика. Вроде бы что то делают калмыки (хотя бы тот же фестиваль тюльпанов или лотосы в июле), но очень уж как-то неторопливо... Степняки наверное, нет коммерческой жилки :)

Date: 2014-05-24 03:36 am (UTC)
From: [identity profile] Роман Руденко (from livejournal.com)
Да, это не кавказцы )))

Date: 2014-05-17 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] lipilin2010.livejournal.com
Не знал я что в дворце шахмат есть еще и музей. Хотя когда я был, думаю в 7 вечера он все равно уже не работал!

Date: 2014-05-17 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот и у меня по времени аналогично. Но мне охранник с порога сказал, что музей уже закрыт :)

Date: 2014-05-17 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] a-dedushkin.livejournal.com
Проспект Остапа Бендера - это прекрасно!:)

Date: 2014-05-17 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А в Астрахани есть улица Раскольникова. Правда, какого-то другого :)

Date: 2014-05-17 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А на КавМинВодах явно была бы не лишней улица Печорина, в Пятигорске или Кисловодске :)

Date: 2014-05-17 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Там даже улицы Ильфа и Петрова нет)) И улицы Хлебникова))
Зато есть Лермонтова, Есенина, Пушкинская, Льва Толстого (в Горячеводске), Маяковского (на окраине, под Бештау)

Date: 2014-05-17 09:03 pm (UTC)

Date: 2014-05-17 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Ты чего, кто не знает Федора Раскольникова, командующего Астрахано-Каспийской флотилией и Балтфлотом? Это один из самых одиозных "ливолюционеров" вообще-то. Хотел счастья и равенства для всех людей тут, но умер в Ницце.

Date: 2014-05-17 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Это был такой революционер из питерских интеллигентов - Фёдор Фёдорович Раскольников, муж небезызвестной Ларисы Рейснер. В 1919-1920 командовал Каспийской флотилией. Затем - помощник Троцкого и посол в Афганистане. Но интересен он даже не этим, а тем, что в 1938-м бежал во Францию и оттуда написал письмо, изобличающее Сталина во всех смертных грехах. Письмо это активно пиарили в перестроечное время, поэтому в его честь и назвали улицу, как раз в 1989-м году.

Date: 2014-05-17 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Революционер Ф.Раскольников - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87. У него был брат - шахматист Ильин-Женевский (тоже революционер)

Date: 2014-05-17 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
В Астрахани ещё есть улицы Лассаля, Дантона, Сен-Симона и прочих персонажей из учебника истории. А ещё там есть целая Орехово-Зуевская улица!

Date: 2014-05-17 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] a-dedushkin.livejournal.com
Богата Астрахань на топонимы!:)

Date: 2014-05-17 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо,рочла всю Элисту сразу, как ни странно, хотя понимаешь, что это не самый благополучный российский провинциальный город, получилась она очень интересной и самобытной. Люблю буддийский антураж, хотя ничего не понимаю в нем; для меня его дух ортогонален православному, но это уже личное.
Очень порадовало соседство в названиях улиц Бендера, Хрущева и Илюмжинова. Последнего хорошо помню по старым временам, сейчас про него мало что слышно, даже странно - очень незаурядный и еще нестарый человек.

Date: 2014-05-17 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Что за лунки на 39-й, сурчины?

Date: 2014-05-17 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Какие-то посадки.

Date: 2014-05-17 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Да, антураж у Элисты одновременно суровый и в то же время достаточно стёбный.

И ещё, насколько я помню, в Элисте до сих пор нет мечети - и это несмотря на близость к Северному Кавказу.

Date: 2014-05-17 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Калмыки, как мне показалось, с кавказцами вообще не очень-то уживаются. Как и казахи, кстати.

Date: 2014-05-24 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] Роман Руденко (from livejournal.com)
Не уживаются, факт. Поэтому если в Калмыкии и живут кавказцы, то в более-менее ощутимом количестве как раз в тех местах, где компактно проживают русские, типа Садового или Приютного. А в остальных местах они живут только на чабанских точках. Конфликты же с кавказцами были еще и в советское время, и сейчас бывают, просто не такие громкие и массовые, как в Яндыках. и тут уж русские с калмыками всегда заодно против кавказцев. А мечетей в республике нет вообще или, по крайней меер, не было до последнего времени. в двухтысячных начинали строить в Артезиане (недалеко от Дагестана) но там под поводом незаконного строительства сначала запретили ее постройку, а потом вообще разрушили

Date: 2014-05-17 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] stas-ya.livejournal.com
барельеф суперский

Date: 2014-05-17 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Стоящий на проспекте Остапа Бендера, разделяющем 7-й и 9-й микрорайоны:
сама же улица носит имя Хрущёва - ещё такие есть в Магасе и Грозном

Ааа! какой шарман!!! уже заранее обожаю Элисту!

Date: 2014-05-17 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Да, и что касается Города Шахмат - ты ещё толком не застал, в момент информраскрутки, но я хорошо помню в середине 90-х эту шумиху, насчёт него. Если почитать тогдашние статьи, то думалось, что это будет нечто грандиозное. А по фоткам - совершенно невыразительное и небольшое.

Date: 2014-05-17 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Думаю, заказчики шумихи подразумевали то, что на "большом" макете Ну и поправка на время: для глубинки в середине 1990-х это наверное правда было немало? А в целом, я в этом Городе Шахмат вспоминал Красную Горку в Златоусте (мы же там оба были с челябинскими френдами) - масштаб сопоставимый, только тут проект республиканского значения, а там - инициатива не самого большого завода.

Date: 2014-05-17 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Красную Горку помню, да. Однако там это просто заводская инициатива - и о ней никто в России не знает. А про этот ГШ шумиха была ещё какая - мне кажется, Илюмжинов просто покупал площади в газетах или журналюг.

Date: 2014-05-18 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com
А мне кажется, что Илюмжинов уловил настроение 90-х: Остап Бендер - герой эпохи. Очень хорошо помню эти статьи, выглядело все это нарочито, глупо и скользко.

Date: 2014-05-18 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Уловил, конечно. 90-е - жутко модно жульничество, и чем оно круче - тем круче и автор.

Date: 2014-05-17 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Ещё в городе Шахмат в 1996 году прошел матч на звание чемпиона мира Карпов- Камский.
А в конце 19 в. матч между Стейницем и Шифферсом прошел в Ростове-на-Дону (правда, Шифферс на корону и не претендовал)

Date: 2014-05-18 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com
На Черкесск чем-то похож: тоже средних размеров, небогатая, мало ухоженная столица национальной республики, в которой совершенно нечего делать.

Date: 2014-05-18 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] Илья Тихонов (from livejournal.com)
"поэт Владимир Санджиев, практически заставивший меня послушать". Посмеялся. Представил ситуацию..Рад,что живой остался.

Date: 2014-05-24 03:44 am (UTC)
From: [identity profile] Роман Руденко (from livejournal.com)
в 1998 г. в Элисте была шахматная Олимпиада, для этого и был построен Сити-чесс

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 1st, 2025 09:08 am
Powered by Dreamwidth Studios