shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


Продолжаю рассказ об Ижме - удивительном краю в глубине Республики Коми, где живёт самобытный народ коми-ижемцев и легко ощутить себя иностранцем. В прошлой части мы осмотрели село Ижма - настоящую столицу этого края, теперь же выйдем за её пределы.
...В селе Сизябск в 6 километрах от Ижмы несколько лет назад местная жительница Зинаида Павловна Вокуева организовала небольшой этнографический музей, самая известная "изюминка" которого - настоящий чум с живыми оленями. О хождении к ней через реку и две деревни и пойдёт речь.

С набережной Ижмы как на ладони четыре села за рекой - в этой "агломерации" живёт добрая половина население Ижемского края - а это всего лишь 19 тысяч человек. В самой Ижме - четыре тысячи жителей, в каждом из четырёх сёл в среднем по тысяче.
С лева направо (то есть с юга на север) - почти не заметный Гам, где есть обезглавленная деревянная Сретенская церковь (1905):



Мохча - самое внушительное из четырёх селений, родина великой лыжницы Раисы Сметаниной. Самая заметная его часть - высокая, типично северная щелья, то есть обрывистый берег. Еще тут есть церковь (о ней позже) и деревянная водонапорка на горе, издали похожая на острожную башню:



Бакур - ближайшее к Ижме село, справа просматривается обезглавленная и превращенная в клуб Спасская церковь (1867-75):



И цель предстоящего похода - Сизябск с Благовещенской церковью (1843-45). Дом Вокуевой не виден за ельником в левой части кадра:



Впрочем, глазами всё это не видно - кадры сняты 20-кратным зумом. Да и о том, где чум, я не знал - почему-то дозвониться Зинаиде Павловне я так и не смог, и по прибытии в Ижму ещё и долго колебался, надо ли идти на удачу. Но помогли обстоятельства: это тут, в Москве снег в апреле вызывает возмущение и мысли о распилах-и-откатах, там же в это время только-только кончается зима. В 8 утра, когда почти всё ещё закрыто, было порядка -15, и чтобы не мёрзнуть, я решил хоть куда-нибудь идти. Очень кстати подвернулась тропа на тот берег:



Из заречных сёл в Ижму ходили люди вполне цивильного облика, один раз мимо проехали сани (не снимал - у меня и так вид слишком дикий для этих мест). Прямая дорога по руслу ведёт в Мохчу, а тропа на Бакур и Сизябск ответвляется и уходит в кусты:



Хотя ширина речной долины - километра три, на реку приходится от силы процентов 20 - в основном же путь лежит через пойму. Не знаю, насколько она проходима летом - наверняка здесь протоки да болота, зимой же это кратчайший путь.



У меня была мысль отдельно зайти в Мохчу, но поленился. Может быть и зря - село судя по всему очень красивое. В облике Воскресенской церкви (1830-32) даже и без главок угадывается устюжское барокко, столь хорошо воспринятое коми.



Центр села с большой буквой "М" - видно, что тут живут патриоты своего населенного пункта. В случае с ижемцами это не кажется такой уж иронией.



Потом мне попалась асфальтовая дорога, идущая прямо через снега речной поймы - будто асфальт лежит на льду. Она ведёт к речному порту на двух берегах у северной окраины Ижмы, и движение по ней для такой глубинки весьма активное. Кстати, после Троицко-Печорска, Инты и Воркуты это был первый асфальт без снега, по которому я шёл.



Бакур - типичное ижемское село. Старые избы-керки здесь в основном обшиты досками и покрашены, дома стоят просторно, но по холмам. Попадаются избы-особняки - фирменная особенность Ижмы, где среди крестьян-оленеводов и купцов не редко попадались и миллионеры. Тут явно жил не миллионер, но успешный крестьянин:



Многие дома стерегут вот такие собаки, похожие на гибрид песца с белым медведем. Показательно, что НИ ОДНА из них на меня не гавкала... но впрочем, по глазам видно, что кобель своё дело знает. Не завидую тому, кто влезет в этот двор без спросу - такой не кусает, а откусывает.



Пока люди ждут автобуса на остановке, крестьянин перегоняет лошадей. Лошадь или снегоход - штуковина здесь не менее полезная, чем машина. Кстати, обратите внимание, как пристально в мою сторону смотрят - при том, что фотографирую я от пояса, большим зумом и по Солнцу (то есть мужику оно светит в глаза).



Центр села на холме. Именно здесь увидел сани с заглавного кадра - был большой соблазн снять наездника на фоне деревни, но побоялся, так как он меня стопроцентно заметит.



На холме - уже упомянутая церковь-ДК с воинским мемориалом у апсиды. Три неизменных атрибута российского села в одной постройке.



Школа удивляет своей опрятностью даже в контексте опрятной Ижмы. Обратите внимание на деревянную вертушку. Было бы желание - из дерева можно соорудить почти что любое благо цивилизации.



Надо заметить, что местные не сводили с меня глаз почти всё время, что я был в их поле зрения, что в сочетании с чужой речью вызывало явный дискомфорт. Особенно когда у церкви-ДК наткнулся на пятерых мужиков, которые криком что-то обсуждали, активно жестикулируя..
Но Бакур пройден - впереди Сизябск на живописном угоре:



Благовещенская церковь - угадывается провинциальный классицизм:



Пока шёл, была мысль спросить у кого-нибудь (например, мимо проходила интеллигентного вида женщина, похожая на учительницу), где тут чум - но постеснялся. И в общем начал уже нервничать - но обернувшись у входа в село, вдруг увидел искомое:



Современная избушка с чумом на заднем дворе. Да еще и труба дымит - значит, там точно кто-то есть!
Через несколько минут я подошёл к дверям, пару раз позвал, но подойти не решался: если людей с этого кадра здесь в тот момент было, до собака была и исправно гавкала.



В итоге, убедившись, что она привязана хорошо и до крыльца не добежит, я всё-таки позвонил в дверь. На крыльцо вышла невысокая, уже немолодая женщина, по виду - чистокровная коми. Это и оказалась сама Зинаида Павловна, и вскоре она поила меня чаем в музейной половине избы.



Оказалось, что "чум-музей" - формулировка от истины весьма далёкая. Официально проект Зинаиды Павловны называется "Войвыв сикт", что переводится как "Северная дервня", и чум там может и самая известная часть, но не главная. Сейчас Вокуевой принадлежат две избы - жилая, где находится чум и "общая" часть музея, и полностью музейная в глубине села. Помимо музея, это и гостевой дом, который может принять до 8 человек. В общем, очень похоже на дом Нины Николаевны в мезенском селе Кимжа, где я был этим летом. Но у Вокуевой, это видно, масштаб пока больший (как минимум потому, что её проект старше).



Музейная комната посвящена в основном раритетам советской эпохи, и выполняет роль гостиной. К чаю Зинаида Павловна угостила меня ижемскими шаньгами - очень вкусный "бутерброд с хлебом", то есть плоская лепёшка из слоёв чёрной и белой муки. Позже в Сыктывкаре я попробовал таких же шанег - но уже с картошкой или творогом вместо "белой" части. Есть у Зинаиды Павловны и другие традиционные северные блюда вроде строганины или оленьего мяса - но это уже только для тех, кто приехал надолго, так как одни надо готовить, а к другим туристу надо привыкать.
Сам же музейный зал, хотя и посвящен советской эпохе, поражает своим колоритом.



Зинаида Павловна успела мне рассказать очень многое. Например, о том, что олени у неё недавно умерли - и как она считае, умерли от сглаза, так как содержала она их хорошо и они были здоровы. Дело в том, что оленеводы - народ до крайности суеверный, и считается, что оленей не должны видеть и тем более фотографировать чужаки. Когда на Ижму хотели приехать журналисты для съёмок научно-популярного фильма, на контакт не пошла ни одна артель. Музей этот им - как заноза, и всё-таки радует, что магия на Севере в большем почёте, чем саботаж. Так преломилось тут православие - коми забыли языческих богов, но их мир всё равно пронизан потусторонними силами, которые так же реальны, как например животные.


Анбур - алфавит Коми. Усть-Вымь - не буква, а место, где всё начиналось.

В сенях - экспозиция охоты, рыболовства и оленеводства:



Приглядитесь к этим вещам - широкие лыжи, огромный старый рубанок, деревянные щипцы, используемые при дублении оленьих шкур... В избушке - птичий хвост и старый-старый обрез (или это пистолет? но тогда ему лет двести!). Что означают эти птичьи хвосты, мне никто объяснить не смог - хотя такой же я видел, например, в сыткывкарском музее. Может, просто русским это знать не положено? Например, у удмуртов крыло рябчика в чёрном коробе было главным элементом молельни..



Во дворе - вот такая вот очень добродушная собака, которая при виде гостя начинает скакать на задних лапах. К ней можно подойти - она обнимет и будет лизаться, да при том с такой радостью, что становится даже жалко уезжать.



А вот и собственно чум. Прогресс затронул и эти древние сооружения - современные чумы обшивают не шкурами, а шинельным сукном:



Простая и совершенная постройка - сложенные конусом длинные жерди, обтянутые прочной материей. Внутри уже давно не очаг, а печка-буржуйка:



На фотографии этого не видно, но помещение чума довольно крупное, а благодаря высоте еще и очень просторное. Здесь даже уютно. И что интересно - это не старинный чум с очагом и шкурами, а именно современный. В таких работают оленеводы в наши дни. Да и просто следы присутствия вроде стаканов - чум не выглядит музеем.



Больше всего впечатляет простота: разобранный чум легко можно увезти на легковой машине. Собственно, периодически Зинаида Павловна и возит его на выставки. Мир из двери чума выглядит иначе:



Примерно в середине моего пребывания в дом натурально вломилось человек 5 мужиков и одна женщина. Оказалось - ребята из деревни Гам отдыхать приехали, хотели у Зинаиды Павловны арендовать "ватрушку" (типа спасательного круга) и с горки покататься в своё удовольствие. Чум для них был такой же диковинкой, как и для меня - это опять о закрытости оленеводческой касты. Вообще же, сюда целесообразнее приезжать отдохнуть, а не посмотреть. Потенциал глухих уголков Русского Севера для "деревенского туризма" грандиозен - и хорошо, что такие как Зинаида Павловна или Нина Николаевна с Мезени понемногу начинают его осваивать.
На всякий случай дам здесь и телефон этого места, который почему-то не нашёл в интернете: 8-912-56-25-228 и 8-904-27-05-391.
Сфотографировать себя Зинаида Павловна не позволила, но как оказалось, это была не последняя встреча.

До автобуса обратно в Ижму (а пешком я шёл около двух часов, что повторять мне не хотелось) оставалось около получаса, и я успел немного погулять по Сизябску. Беспредельно огромные ижемские керки - даже на Мезени мне не случалось видеть трёхэтажных изб!



Главная улица. Администрация с флагом Коми без флага России:



Магазин "Надежда", от которого отходят маршрутки. Раз 6 в день они ходят в Ижму, еще раз шесть - в Гам, через все четыре села.



Церковь:



Школа или ДК:



Избы размером с многоквартирный барак и колодец:



Удивительный воинский мемориал с птицей:



И только оленей на Ижме мне увидеть не довелось - они уже ушли на летние пастбища вдоль Чёрной реки в Ненецком АО.

На остановке к приезду автобуса собрались люди. Говорили с ощутимым акцентом, и в целом было видно, что русский язык селянам даётся с некоторым напряжением. Мимо проехали две очень симпатичные девицы на снегоходе - очень хотелось их заснять, но не рискнул...
Да-да-да, я в курсе, что Вам "очень хотелось бы посмотреть на лица", а без лиц Вам ску-у-у-у-чно. Но не умею я фотографировать людей незаметно, да и не люблю, а как бы они себя повели, если бы заметили - я честно не знаю. Поэтому - только издалека:



На маршрутке я уехал назад в Ижму, которую мне ещё только предстояло осмотреть:



Есть в Ижемском краю и ещё несколько селений - Брыкаланск, Усть-Ижма, Щельяюр на Печоре... Во многих сохранились церкви, а как видно из этого поста, любое ижемское село богато артефактами. Ижемский край так мал и безлюден, что не так сложно осмотреть их все. Летом на Ижме проходит большой и красочный народный праздник Луд, а севернее лежит еще более заповедная старообрядческая Усть-Цильма, куда я может быть еще доберусь летом, по пути в Нарьян-Мар.

Но третья часть об Ижме будет не об этом - мы ненадолго вернёмся в Сыктывкар.

КОМИ-2011
"Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Общее.
Воркута. Частности.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.
.

Date: 2011-04-10 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] malinxi.livejournal.com
Аппликация со стефановской азбукой меня просто порвала.

Date: 2011-04-10 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А что с ней не так?

Date: 2011-04-10 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] malinxi.livejournal.com
Все вроде так, но сама идея...

Date: 2011-04-10 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Супер! Не знал, что чумы есть и у коми, хотя от индейцев с их вигвамами полмира практически.

Date: 2011-04-10 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Только у ижемцев, другие коми оленеводством не промышляли. Да и ижемцы его вели вахтовым методом - постоянный дом в селе, а в тундре бригады посменно. Я об этом писал в прошлой части.

Date: 2011-04-10 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
"избы размером с многоквартирный барак"... а сейчас там тоже по одной семье живет? Или всё-таки многоквартирный барак?

Date: 2011-04-10 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Скорее всего второе...
Но думаю, "многоквартирная изба" лучше обычного барака.
(deleted comment)

Date: 2011-04-11 03:48 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну, мало ли...
Честно говоря, мне идея людей фотографировать крупным планом и всем показывать в принципе не очень нравится.

Я, кстати, не уверен, есть ли у ижемцев с их методами оленеводства зимние чумы - ведь зимой олени не слишком далеко от дома.

Date: 2011-04-11 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] malianov.livejournal.com
Мне тоже всегда нелегко бывает фотографировать людей. Как думаешь, может стоит заранее спрашивать разрешение на съёмку, объяснив, что путешественник? Ведь даже съёмка от пояса будет настораживать, а учитывая веру коми в сглаз, могут и побить.

Date: 2011-04-10 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Памятник погибшим ВОВ с птицей конечно несет национальные мотивы. Хорошо, что он такой нестандартный.

А насчет чумов - надо тебе к степным бурятам съездить. И даже больше скажу - в Агинское от Читы. Я, например, там проникся идеей кочевого дома.

Date: 2011-04-11 03:49 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да я вообще кочевой культурой давно проникся. Просто возвращаться в Великую Степь пока ещё рано.

Date: 2011-04-10 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] gastrit-batyr.livejournal.com
хотелось бы больше фоток жителей, хочется посмотреть на их лица

Date: 2011-04-10 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
Спасибо за рассказы о коми. Давно меня этот народ интересует, а бытовой инфы о них, как в этом отчете, в инете не много.
Буду ждать твоей поездки к карелам)))

Честно говоря, не понимаю твоего страха перед местным населением и боязни их фотографировать.

Date: 2011-04-11 03:51 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вообще, так у нас со всеми народами - все они неповторимы, но при этом такой вот популярной информации обо всех их очень мало.
Насчёт Карелии не знаю - слишком уж она исхожена туристами. Там каждая сосна включена в маршрут хоть одной турфирмой :(

Ну, может дело в том, что один раз у меня из-за этого чуть не побили.
А вообще, говоря честно, я просто не портретист и не уверен, что выкладывать в инете чьи-то фотографии планом без разрешения этично.

Date: 2011-04-10 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] yozh-w-tumane.livejournal.com
Целый день не могу оторваться от чтения. Спасибо!

Date: 2011-04-11 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Все же от барокко (и не особо устюжского) в Мохче лишь отдельные элементы, а так - несколько архаизированный классицизм - члененные пилястрами фасады с портиками, фризы, капители: http://sobory.ru/photo/?photo=62782 . И несусветных размеров трапезная часть, вдобавок расширенная пристройками: http://sobory.ru/photo/?photo=62779 .

И "глубинкой" все же окрестности Ижмы я не стал бы называть. Абсолютно самодостаточный, энергично живущий современной жизнью регион, на зависть многим более близким к Европам. Может быть, самый оживленный и недепрессивный на всем Европейском Севере, из традиционных. Иногда возникало ощущение, что с точки зрения ижемцев глубинка - это все мы:))

"Вертушки" на Ижме - характерный элемент периметра общественных зданий. Как я понял - защита от коров.

Date: 2011-04-11 03:52 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А вот как считаешь, с чем связана эта недепрессивность?
Исключительно с менталитетом ижемцев, или какие-то объективные причины тоже есть?

Date: 2011-04-11 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Могу только строить гипотезы.
1. Да, менталитет. Плюс традиционно размеренный северный темперамент и доброжелательность. Там комфортно жить. Наверное, как в какой-нибудь финской глубинке поглубже. Несколько моих сокурсников по МГУ распределились в Коми - в разные города и поселки. Одна девушка-москвичка, геофизик, попала на работу в Ижму. Все ее жалели, типа глушь - а она сразу адаптировалась и так и осталась и счастлива и чувствует себя местной. Остальные-то все давно вернулись, или зависли, но в разной степени озлобленными.
2. Ижемцы традиционно были сильны самосознанием, образованностью и приближаемы к власти (и вообще управлению в широком смысле) в национальной республике. Такой отпор сопровождающейся неизбежной русификацией индустриализации. Отсюда и большое количество ижемской интеллигенции - как в районе, так и по всей Коми и по всей стране. Во власти в Коми тоже много ижемцев. У всех родственники в районе, связи и общение очень тесное.
3. Коми - сильный этнос, наряду с русскими - настоящие колонизаторы Севера. С ватагами устюжан они доходили до Тихого океана (зырянские анклавы есть на Алтае, в Прибайкалье, даже на Колыме есть пгт Зырянка). На севере коми потеснили ненцев, за Уралом - хантов и манси, на Кольском п-ове - саамов. Когда начался парад суверенитетов, ижемцы быстро осознали себя лидерами национального процесса, а Ижму - такой маленькой Финляндией.

Как-то так. Я бы назвал национальный фактор одним из определяющих. Скажем, на Лешуконье тоже сильны традиции, и сельские праздники, и быт сохранился. Но без подпитки этнически окрашенной риторикой с Руссого Севера (не декоративного вологодско-каргопольского, а исконного, глубинного) эта аура потихоньку выдыхается, а на Ижме вот - жива. И скажем, Луд - действительно праздник, не показной, событие общенародного масштаба, к которому начинают готовиться задолго и в т.ч. в землячествах далеко за пределами района. На Русском Севере таких аналогов Луду нет. Просто потому, что землячества более дробные. Ну сколько там съедется на праздник верхнелальцев, веркольцев или лахомцев - а тут съезжается вся Великая Ижма!

Date: 2011-04-11 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
Я этот комментарий даже в следующей части процитирую.

Date: 2011-04-11 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] va-kul.livejournal.com
Мне кажется, изьватас (ижемцы) собрали в 16-17 вв. пассионарность с остальных коми, которые не пошли осваивать более северные места))) Плюс переход на оленеводство - совсем новая хозяйственная система. Действительно, ижемцы покорили просторы Севера от Кольского полуострова до ЯНАО и ХМАО. И сейчас на Луд съезжаются от Ловозера до Саранпауля изьватас. Даже депрессивное состояние самого Ижемского района (глубинка, плохо с транспортом) не мешает ижемцам быть энергичными. Этакие северные пассионарии... Правда, и уровень суицидов на Ижме больше, чем в других районах Коми, а Коми в целом находится в лидирующей группе по России (как и финно-угорская Удмуртия). Жизнь или смерть...
Кстати, ненцы тоже весьма пассионарный этнос. Они ведь сложились не так давно, где-то с 14 века захватили огромные пространства Севера - аж на три округа! Воевали с русскими еще в 19 веке. А в 20-м, например, часть ненцев умудрилась скрыться от всевластия советского режима (уже в 1990-е они вышли из тундрового "подполья", сейчас это община "Ямб то"): люди жили без паспортов, образования, медицины... И выжили!
Сейчас у ненцев много детей в семьях, есть прогнозы, что они скоро утратят статус КМНС (планка в 50 тысяч человек).

Date: 2011-04-11 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Оговорюсь, меньше всего я бы хотел затевать рассуждения о "Великой Ижме" и поощрять угро-финский шовинизм (как и любой другой). Как можно "собрать пассионарность"? Пассионарность по Гумилеву (если она вообще существует) - категория генетическая, и передаваться может исключительно половым путем. Хотя Ваш тройной смайлик подсказывает мне, что это лишь аллегория. Ижемцы действительно мигрировали в основном на север, жили достаточно обособленно и смогли сохранить идентичность. Южные коми, вливаясь в новгородские дружины, рассеяли генофонд по просторам Сибири, оставив следы своей активности по-большей части в топонимах.

"Встречь солнцу", за Камень и дальше на восток шли с устюжанами и вологодцами не столько ижемцы, сколько "регулярные", лесные коми-зыряне. Но у всех колонизаторов-коми, и зырян и ижемцев - в отличие от прочих кочевых и оседлых соседей, был мощный фактор, обеспечивающий поддержку новгородских, а впоследствии центральных московских властей - Православие. По-сути, со времен Первокрестителя Стефана зыряне стали главными союзниками Новгорода и Москвы в колонизации Сибири и Крайнего Севера. Ижемцы, у которых был свой уклад и свои интересы - действительно покорили огромные просторы, найдя свою нишу. Не просто пассивно "распространились", а именно вытесняя соседние кочевые народы. Многочисленные (?) конфликты были по всему периметру ижемской экспансии, а в Ловозерах и Кейвах, похоже, существуют до сих пор.

А что Вам известно о нынешних межэтнических реалиях Крайнего Севера? Мне эта тема интересна.

Date: 2011-04-11 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] va-kul.livejournal.com
Пассионарность по Гумилеву (если она вообще существует) - категория генетическая, и передаваться может исключительно половым путем...

да, в том-то и дело, что все по Гумилеву)) Условно говоря, когда русские приходили, покоряли и ассимилировали коми низовьев Вычегды, Пинеги, притоков Вятки - слабые сдавались и ассимилировались, сильные (пассионарии) уходили в "Сопротивление";) Т.е., уходили на север, на восток. Так были заселены Удора, Ижма, верхняя Вычегда. Теми, у кого в генах сила и энергия. Получилось, что эти пассионарии и сконцентрировались на северной и восточной окраинах Коми му. Не зря, кстати, сейчас в Сыктывкаре сплошь ижемцы да устькуломцы в органах власти, науке и искусстве. Да и в бизнесе тоже.

----------------------
Южные коми, вливаясь в новгородские дружины, рассеяли генофонд по просторам Сибири, оставив следы своей активности по-большей части в топонимах...

Согласен. Это ж было еще в 16-17 веках. И сейчас есть в Красноярске Зыряновы, но уже - русские))
----------------------------
со времен Первокрестителя Стефана зыряне стали главными союзниками Новгорода и Москвы в колонизации Сибири и Крайнего Севера...

Согласен. В отряде Ермака было аж 40 коми проводников за Камень. Да и потом много народу ушло осваивать Сибирь. Наши историки И.Жеребцов и др. очень подробно описали участие коми в освоении Сибири. Даже в знаменитой экспедиции Дежнева вокруг Чукотки были коми морты!
-----------------------------
Ижемцы, у которых был свой уклад и свои интересы - действительно покорили огромные просторы, найдя свою нишу...

Высокотоварное крупнотабунное оленеводство. плюс посредническая торговая роль. К тому же расселились уже с конца 19 века, поэтому не успели раствориться. Но вот сейчас в ХМАО в смешанных ижемско-хантыйских и мансийских семьях детей записывают не коми (а раньше коми ассимилировали ханты и манси на их земле!), а ханты и манси. Потому как аборигены ХМАО имеют кучу привилегий. В результате только с 1989 по 2002 г. численность ханты и манси возросла на 50%! ))) Причины понятны.
--------------------------
Многочисленные (?) конфликты были по всему периметру ижемской экспансии...

Конечно. Кому понравится, когда приходят гости, да вскоре оказываются хозяевами?)))
------------------------------
что Вам известно о нынешних межэтнических реалиях Крайнего Севера?

Ну, я не эксперт. Кое-что знаю. Но не все. Север велик, много народов, регионов, конкретных ситуаций.

Date: 2011-04-11 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] gudea.livejournal.com
Великолепно!!!

Date: 2011-04-30 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] baerrin.livejournal.com
в нашей семье птичьим хвостом смазывали противни, когда пекли пироги

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 17th, 2025 12:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios