shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


Долгий рассказ о соседней стране я начинаю постом о её обитателях. Во-первых, чтоб было понятно, кто ходит по улицам тех городов и селений, которые я покажу далее, а во-вторых потому что действительно, любая страна - это в первую очередь люди. В России о Казахстане знают неестественно мало, в том числе и о том, кто его населяет.

Но сначала - небольшой дисклеймер, который я настоятельно прошу перечитать 10 раз подряд, и желательно проговаривая вслух. Так вот, в своих путешествия я давно убедился, что любой "менталитет" минимум на 50% определяется моим собственным поведением, в особенности такие категории как "дружелюбие", "отзывчивость", "агрессивность", "разгильдяйство" и т.д. Если я отдельно опишу, какими я увидел казахов в своих трёх поездках - можно будет решить, что речь о трёх разных народах. Другой человек, тем более живущий там, может увидеть всё совсем иначе. Поэтому рассказываю здесь о том, как увидел всё это лично я, и не более того.


Для начала, в целях развенчания штампов, несколько фотографий городской молодёжи. Например, вот эту девушку я сфотографировал в Каркаралинске на празднике Первомая. Каркаралинск - город с 5 тысячами населения, так что возможно, она живёт или учится в Караганде, но может быть и местная:

2.


Эту девочку сфотографировал на карагандинском автовокзале, перед посадкой в автобус:

3.


По-видимому, студентки педагогического университета в Аркалыке - полузаброшенном рудничном городе:

4.


5.


Ребята с национальным музыкальным инструментом кюй на главной площади города Сатпаев - опять же рудничного, но вполне зажиточного:

6.


Весёлая компания в Жезказгане:

7.


И в целом, казахстанская молодёжь (и казахи, и русские) оставляет приятное впечатление. Девушки в основном красивые и одеты со вкусом. Часто ловлю себя на мысли, что многие казахстанские типажи в Москве я бы принимал за японских туристов или китайских студентов. Но при этом в Казахстане почти полностью отсутствуют неформалы, по крайней мере заметные на улице. Вплоть до прибытия в Алма-Ату мне казалось, что я единственный мужчина с хаером на всей территории Республики. Хотя, вру - один раз видел из окна автобуса металлиста в Щучинске ("ворота" курорта Боровое).

8.


Но при этом и идеализировать казахстанскую молодёжь тоже не стоит - гопников по городам (особенно крупным) бродит довольно много, и своим поведением они не слишком отличаются от наших. Правда, как мне показалось, в Казахстане, в отличие от России или Украины, в малых городах и аулах гопников гораздо меньше, чем в крупных. По статистике уровень преступности (в т.ч. убийств) в Казахстане чуть-чуть ниже, чем в России (но значительно выше, чем на Украине), и в отличие от славянских стран тут меньше развита бытовуха, а следовательно - больше развита именно уличная преступность.
Ну и да, ребят на фотографии ниже я скопом в гопники не записываю, а снята фотография была опять же на каркаралинском Первомае. Увы, настоящих гопников фотографировать гораздо сложнее, чем миловидных студенток с предыдущих кадров.

9.


Совсем иначе народ выглядит в аулах (а аулом здесь называют любой сельский населённый пункт). Вот например по дороге из Каркаралинска в Кентские горы - таксист Есей (повернут спиной), который некогда работал воспитателем в интернате, встретил на степной дороге своего бывшего воспитанника и спрашивает, как лучше ехать:

10.


А это уже непосредственно Кентских горах. Местный прикол - паренёк носит на ухе живую ящерицу как серьгу:

11.


Там же - семья из аула Кент на пикнике:

12.


13.


Другая категория - пожилые люди, хоть в аулах, хоть в городах.

14.


Казахстанские бабушки выглядят порой так же фольклорно, как наши - только это другой фольклор:

15.


На вокзале в Караганде:

16.


В каком-то селе в Алматинской области, по дороге из Жаркента в Сарыозек:

17.


18.


Аркалык:

19.


Ну и отдельная тема - дети, а вернее школьники. Обратите внимание, что в Казахстане в ходу школьная форма:

20.


21.


22.


Вообще же, хотя я слышал о казахах довольно много нелестных отзывов от других путешественников, позволю себе не согласиться. В первые поездки и начале этой мне и самому казахи показались недружелюбными... но углубляясь в их страну, я понял в какой-то момент, что просто у нас и у них несколько разное мышление, в которое я постепенно встроился - и уже день на пятый, наоборот, казахи стали казаться мне очень радушными и отзывчивыми. Это опять к вопросу о металитете.

23.


В целом же, казахи - народ не ближневосточный, у них нет того, что у нас называют "южный темперамент": казах сдержан, немногословен, нетороплив, даже слегка отрешён. Из народов, с которыми мне доводилось общаться, ближе всего к казахам по характеру, пожалуй, корейцы - правда, и тех я знаю только обрусевших (ибо в самой Корее не бывал). Но при этом ещё одно свойство казахов - это вполне себе восточная расслабленность на грани пофигизма. Как мне показалось, с казахами бесполезно что-то решать теоретически: если позвонить заранее и спросить, можно ли у вас сделать то-то и то-то, в ответ скорее всего услышишь какие-нибудь общие слова - предпочтительнее договаривать на месте: "мне нужно доехать туда-то или сфотографировать то-то, возможно ли это и сколько будет стоить?". Отметил у казахов и ещё одну особенность, которая поначалу очень сильно затрудняла мои перемещения, а именно: казах не задумываясь говорит "ДА", которое на поверку оказывается не более чем междометием, как у нас "ага, угу, понятно". Скажем так: если русский скорее сначала скажет "нет", а потом всё-таки поможет, то казах скорее сначала скажет "да", а потом выяснится, что речь-то шла совсем не о том, что мне надо. В совокупности всё это выглядит примерно так:
-Здравствуйте, скажите, по каким дня работает миграционный отдел и какие нужны документы для регистрации?
-Каждый день работает, приходи с удостоверением, за 10 минут регистрацию сделаем!
(на самом деле - закрыт по выходным, помимо паспорта нужна справка из гостиницы, а готовая регистрацию будет только через сутки).
Опять же, оговорюсь - это мои субъективные впечатления, на истину я не претендую. Но в целом хорошо и то, что в Казахстане почти всё можно решить на месте.

24.


Другой вопрос - языковый. Как известно, Казахстан - одна из немногих постсоветских стран, где государство пытается держать режим двуязычия. По крайней мере в тех краях, где в советское время жило много русских, русский язык в ходу и поныне. В больших городах на русском дублируются почти все вывески, особенно официальные. Казахи, не владеющий русским языком свободно, мне впервые встретились в аулах Алматинской области, а в северных областях и городах все казахи владеют двумя языками (по статистике, понимают русский 92% казахов, а читать и писать по-русски умеют 79%). Показательно и то, что русские в основном казахским языком почти не владеют (по статистике, понимают казахскую речь около 25% славян и немцев, а читать и писать по-казахски умеют и вовсе 6-8%), что при этом не слишком мешает им жить.

25.


Отдельная тема - государственные люди. Государство в Казахстане всепроникающее и довольно навязчивое, даже Россия по возвращении воспринимается куда как свободнее. Здесь ещё больше, чем у нас, любят проверять документы, необходимо регистрироваться в 5-дневный срок, ещё больше запретов на фотосъёмку и подозрений в терроризме. В прошлые приезд мне пару раз указывали, что я наверное "вяхябыт", причём главным признаком ваххабизма почему-то считали мою бородку (ещё смешнее то, что в этот раз я бородку перед поездкой сбрил, и никаких подозрений в ваххабизме более не было).
При этом казахские полицейские в основной массе выглядят довольно подтянутыми, общаются вежливо, обращаясь на "вы", и как минимум вызывают уважение. Да и униформа у них, прямо скажем, поэстетичнее, чем у наших. Но и идеализировать местных копов я бы тоже не стал: те ребята, которые под предлогом проверки вытащили у меня 8000 тенге (около 1,5 тыс. рублей) в Караганде в декабрьский приезд, со стороны тоже выглядели подтянуто и интеллигентно. Я бы сказал так: полиция в Казахстане в основном цивилизованная, но при этом очень въедливая - однако и здесь "в семье не без урода". Ещё показательный момент: даже в преимущественно русскоязычных городах встретить копа-славянина огромная редкость.

26.


Другая категория - военные. Не могу судить о боеспособности казахской армии, но и сами воинские части, и их обитатели со стороны выглядят достаточно внушительно. Этих военных мы встретили в Жаркенте 7 мая (а это в Казахстане как у нас 23 февраля). Один из офицеров заметил наши фотоаппараты, тут же спокойно, но настойчиво потребовал показать документы, и заметил, что есть такое понятие, как "информационная война", так что кто знает, в каком свете мы их фотографируем и как это представим... но однако на мои объяснения, что я пишу путеводитель и предъявленную визитку среагировал адекватно, и когда я затёр кадры - военные сами нам спозировали:

27.


...на фоне Первого президента. Про культ личности я писал ещё в декабре, и сейчас остался при том же мнении. Елбасы ("лидер нации") в Казахстане повсюду, а публично ругать его здесь даже не столько опасно, сколько попросту неприлично. Назарбаева в Казахстане действительно любят и уважают, и 90% процентов голосов на выборах отдают вполне искренне. При этом других чиновников в народе ругают и высмеивают не меньше, чем у нас... но Елбасы - неприкосновенен. Помимо Первого Президента, Казахстан впечатляет ещё и обилием развешанных на улицах лозунгов в типично советском стиле: "Казахстан-2030!", "Решение елбасы - в жизнь!", "Для модернизации республики необходим вклад каждого!" и т.д. - разве что пишутся не жёлтыми буквами на красном фоне, а белыми на синем.
А вот чиновники Каркаралинского района на Первомае:

28.


На самом деле тут всё достаточно сложно. Во-первых, многие реформы в Казахстане и России идут почти синхронно (скажем, на летнее время Казахстан перешёл на год раньше), но разница в том, что у нас любой законопроект будут подолгу обсуждать в Думе и прессе, где-то затягивать, где-то доводить до ума, а в Казахстане всё делается быстро и без вопросов. Например, пенсионный возраст здесь не так давно повысили на 3 года (63 и 58 лет соответственно). А ещё для меня было шоком узнать, что в Казахстане отсутствует бюджетное высшее образование - хотя достаточно развита система грантов (в т.ч. "болашак" - гранты на обучение за границей). В общем, хорошо это или плохо - возможность быстрого принятия решений и внедрения реформ - вопрос сложный.
Вот ещё одна довольно своеобразная категория казахов - оралманы:

29.


Так здесь официально называют репатриантов. При Советах казахи активно селились и в Средней Азии, и в Монголии, и в западных ССР. Назарбаев развернул очень мощную программу возвращения оралманов на родину, причём в особенности - в те города, которые покинули русские. Оралманам предоставляют жильё, работу и довольно приличную сумму на первое время. Особенно активно оралманы возвращаются из Узбекистана, Киргизии и Монголии. Например, женщины с кадра выше - это "узбекские казахи" в посёлке Сары-Шаган. Коренные казахи оралманов недолюбливают, как мне рассказывала встречная учительница в Сары-Шагане из числа местных, прожив два-три поколения в Узбекистане, они во-первых стали в большей степени узбеками, чем казахами, а во-вторых привыкли к узбекистанской нищете и безработице, от чего в более зажиточный и трудоустроенный Казахстан им интегрироваться непросто.
Вот ещё люди в Алма-Ате - уж не знаю, оралманы ли, но от алматинской столичной публики внешне отличаются:

30.


А вообще, Казахстан - страна многонациональная. Казахи здесь - 63% населения, ещё 23% - русские. В 1989 году казахов было около 40%, а русских около 30% - с распадом СССР из Казахстана разом уехало более 2 миллионов человек, то есть 1/8 часть населения, которое лишь сейчас достигло уровня 1989 года - 16 миллионов человек. Ещё здесь большие общины узбеков и уйгуров (из соседних стран), татар (которые ещё в 19 веке осваивали Казахстан вместе с русскими), чеченцев, немцев и корейцев (жертвы депортаций), украинцев (как переселенцы 19 века, так и депортанты). В эту поездку мне довелось поближе познакомиться с уйгурами (в Алматинской области) и казахскими чеченцами (в Жезказгане). Национальность многих неказахов тут сходу и не определишь:

31.


Но русские здесь - другие. На мой взгляд, "казахстанцы" - такой же обособленный субэтнос, как сибиряки или поморы. Даже те, кто вернулись в Россию, чем-то неуловимо отличаются от других соотечественников. В первую очередь дело в характере - мне казахстанские русские показались более резкими и жесткими, чем в России, и даже не побоюсь этого слова - более пассионарными. Мало того, что они когда-то уехали жить в Великую Степь - они ещё и стали там меньшинством, и потому по крайней мере на меня производят впечатление постоянной готовности к обороне.

32.


Другая особенность казахстанских русских - очень правильная речь, чем они и сами гордятся. Оторванные от корней, от деревни с её просторечиями, здесь русские действительно говорят на гораздо более литературном языке, чем в России. И матерятся, к слову, гораздо меньше и изящнее (более того, по мне так казахи русский мат тут употребляют чаще). Интересно и то, что большинство русских здесь белокурые и голубоглазые, и почти у всех от степного Солнца и пыльных ветров сужены зрачки.
Вот хорошие ребята - туристы из Караганды, которых я повстречал в горах Каркаралинска:

33.


А вот, на берегу Балхаша, отец Олег, батюшка из Приозёрска, ранее полковой священник, а теперь настоятель храма в центре города. Он случайно увидел нас у вокзала в Сары-Шагане, сам нас окликнул, не в Приозёрск ли нам надо, и бесплатно довёз, накормил при своей церкви, покатал по городу. Вообще, атмосфера казахстанских церквей меня поразила ещё зимой - это чувство, что со всех сторон чужая земля, заставляет людей относиться друг к другу иначе.

34.


Но в целом русско-казахские отношения складываются довольно мирно. Серьёзных конфликтов казахов с русскими не было за все 20 лет (зато бывали конфликты казахов с турками, курдами и уйгурами, а особенно - с чеченцами). Националисты тут, конечно, тоже попадаются, но в Алма-Ате мне это объяснили примерно так:
-Иногда тут можно в автобусе услышать и "Чемодан-вокзал-Россия!" и "Да без нас бы вы до сих пор в юртах жили!", но ни то, ни другое не находит поддержки у окружающих.
Что гораздо реальнее - так это закрытость многих жизненных сфер (политика, госуправление, безопасность и т.д.) для русских. Те, кто остались в Казахстане, приняли здешние правила игры. Но многие при этом мечтают уехать в Россию или сожалеют о том, что не уехали сразу. Есть понимание и того, что всё могло быть гораздо хуже, и русские в Казахстане благодарны Назарбаеву за то, что он не даёт развернуться националистам. Вообще, хорошо видно, что к моменту распада СССР русские в Казахстане привыкли считать эту землю своей, и многие не уезжают просто потому, что Казахстан для них - Родина. И это опять же вопрос без ответа.

35.


Есть ещё такое явление, как шала-казахи, или "асфальтовые казахи" - обрусевшие казахские горожане, как правило с высшим образованием и космополитичными взглядами. Есть мнение, что именно им, а не "правильным" казахам и не русским, Казахстан обязан своим нынешнем благополучием в первую очередь. Другое местное словечко - мамбеты, синоним "быдла", как правило с националистическим уклоном.
Да и просто казахский народ очень разный. Различия между тремя жузами (Средний, Старшим и Младшим) видны невооружённым глазом, примерно как в России между Севером, Югом и Сибирью, а ведь каждый жуз делился на полтора-два десятка родов, и многие казахи помнят свою принадлежность к этим родам. В целом же три жуза живо напоминают мне США столетней давности: космополитичный промышленный Север (Средний жуз), патриархальный аграрный юг (Старший жуз) и Дикий Запад (Младший жуз). И так получилось, что лучше всего мне пока известен Средний жуз, который я за две поездки объехал где-то на 80%.

Напоследок ещё несколько кадров с Первомая в Каркаралинске:

36.


37.


38.


39.


40.


41.


Там же торговали пирожками, поэтому не лишним будет помянуть и казахскую кухню. А еда тут весьма специфическая.
Первое - почти вся немагазинная пища тут очень тяжёлая, и потому требует адаптации. Как шутят сами казахи, больше них мясо любят только волки, причём основное мясо здесь - баранина, на втором месте говядина, а вот более привычные россиянину свинина и курица довольно редки. В ходу как вполне известные у нас самса, плов, манты, шурпа и лагман, так и некоторые местные особенности. Казахский кумыс по вкусу сильно отличается от башкирского, и честно сказать, башкирский мне нравится больше. Зато здесь я открыл для себя шубат - кисломолочный напиток из верблюжьего молока, очень жирный (около 8%) и пенистый, но вкусный и явно целебный. Другая хорошая вещь - курт, очень сухой молодой сыр (т.е. ближе даже к засохшему творогу), которые продаётся маленькими шариками. При этом курт очень сытный, и был популярен у кочевников - бросил горсть в карман и питаешься ей весь день. Из той же области иримшак - сухой сладкий овечий сыр. Ещё ходовая вещь - баурсаки, маленькие пирожки без начинки, слегка напоминающие пончики. Из более серьёзных блюд ещё в декабре я запомнил куырдак - жареная баранина с бараньими же потрохами и луком. В общем, с национальной кухней там проблем нет, вот только общепит в основном отвратительный.
Зато магазинные продукты местного производства мне очень понравились, особенно соки и холодные чаи, и даже точнее - берёзовый сок в пластиковых бутылках. Еда в Казахстане, кстати, на удивление дешёвая, едва ли не дешевле, чем на Украине.

42.


Ну а напоследок - всё-таки воздадим дань стереотипам. Вот такие вот странные объявления развешаны по всей Алма-Ате. Как пояснил мне уже в комментах vedmed1969, сайгачьи рога активно продают в Китай, а "старые" - потому что охота на сайгаков запрещена, то есть без оговорки про "старые" эти объявления бы значили противозаконную деятельность.

43.


ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Северный Казахстан (Кустанайская и Акмолинская области).
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Аркалык.
Боровое (Бурабай)
Кокшетау.
Астана и Караганда. Возвращение.
Лирическое отступление №2. Казахский некрополь.
Астана. Осколки старых городов.
Караганда. Штрихи к портрету.
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Сары-Арка (Карагандинская область).
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>
(deleted comment)

Date: 2012-05-16 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да и не только на 21-й...

(no subject)

From: [identity profile] bolshoymike.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-17 04:37 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] polikliet.livejournal.com
Интересно написал, первые впечатления обманчивы, но в целом совпадают с моими. Знаю русских репатриантов из Казахстана и Киргизии, они говорят, что русские будут уезжать и дальше. С ролью шала в казахском обществе согласен - страна держится на них.

Date: 2012-05-16 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне показалось, что какой-то одной господствующей позиции нет ни у русских к Казахстану, ни у казахов к русским.

(no subject)

From: [identity profile] polikliet.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:35 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com
Э, уважаемый!:)). Про баурсаки, курт и шубат написали, а как же главное казахское блюдо? Неужели не угощали Вас? Ни за что не поверю:)
Если серьезно - спасибо. Под многим хочется написать традиционно-интернетское ППКС...

Date: 2012-05-16 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да может и угощали, просто я так привык, что забыл упомянуть. А что за блюдо?

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pycm.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shergi.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pycm.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Владислав Меденко - Date: 2012-10-28 07:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] nin-gen.livejournal.com
Живая ящерица как серьга? О_о

Date: 2012-05-16 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] zamorovo.livejournal.com
Вот и я отметил! Это просто шедевр и большая удача путешественника :)))

Date: 2012-05-16 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] vas-pop.livejournal.com
Много казахов живёт на Алтае, около монгольской границы и за границей.
Как правило, это образованные люди - большинство глав районных администраций там - казахи.
И зажиточные.
Алтайцы более раздолбаи. Любят воровать у туристов что ни попадя. Казах - это человек с самоуважением. Последний раз с настоящими казахами, не городскими встречались на альпийском пастбище в верховьях Бугузуна, заходили в юрту к пожилой семейной паре и их младшему сыну.
Сын только пришёл из армии, служил в Новосибирске. Попросил сала (привык в армии) - подарили кусок грудинки, а взамен получили сыр-курут.
Edited Date: 2012-05-16 07:56 am (UTC)

Date: 2012-05-16 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] bardsplav.livejournal.com
Я вас умоляю. Казахи тоже воруют. Да ещё как. Многие российские авторы XIX века указывали на грабежи и налёты в Степи как на бич. Хуже были только туркмены. Баранта - это вообще было явление которое разоряло целые роды, только в советское время с этим справились.
Если вам нужны персональные данные, то: из моих двух поездок в Синьцзян оба раза становился объектом воровских посягательств. В обоих случаях это были казахи.
Так что и в Горном Алтае всё не так гладко с ними, хотя скажу честно - барагоза за горно-алтайскими казахами не слышал.

(no subject)

From: [identity profile] vas-pop.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] darkiya-v.livejournal.com
Девушки у них красивые, это да. По-азиатски изящные, а в больших городах - к тому же и стильные.

Date: 2012-05-16 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Сильный репортаж. Казахи, как по мне, наиболее обрусевший из неславянских народов СНГ, сохранивших какую-то собственную идентичность. Что очень показательно, они в основной массе вообще не религиозны, здесь похожи будут разве что киргизы, но те уже совсем дикие разбойники.

Date: 2012-05-16 11:07 pm (UTC)
From: [identity profile] zamorovo.livejournal.com
Ой, не надо! :)))
И про русских казахов и про диких киргизов :)))

(no subject)

From: [identity profile] samoljot.livejournal.com - Date: 2013-03-11 12:50 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Кстати, в самом Казахстане ЖЖ заблокирован, вот скинул ссылку на твой репортаж товарищу из Алма-Аты, а он прочесть не может :(

Date: 2012-05-16 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, это проблема, но с ней ничего не сделать. Ты не первый, кто пытался вот так "поделиться".
Что касается неславянских народов СНГ, то я так понимаю, речь не идёт о коренных народах России? В целом, я бы сказал, что они даже не столько "обрусели", сколько "европеизировались" - не в том смысле, что стали большими европейцами, чем русские, а в том, что через русских заимствовали многие свойства "белого человека" в целом. Это путь, которым пошли в своё время турки, японцы и корейцы.

(no subject)

From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zamorovo.livejournal.com - Date: 2012-05-16 11:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] large-small.livejournal.com - Date: 2013-12-19 10:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mdmx.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pycm.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com
Посмотрел фото №43, забавно, у нас вся Самара точно такими же объявлениями недавно увешана была.

Date: 2012-05-16 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Забавно. Но мне тут ниже vedmed1969 уже объяснил, что это такое.

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:39 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] aspasia-roma.livejournal.com
о том, как увидел всё это лично я, и не более того.

Цитата

Верно Вы это заметили... Наше мнение зависит от много... То же самое событие назавтра выглядит иначе.
Хорошо, что специально акцентируете.

Фотки интересные.

ПС. Была в Казахстане, когда он еще не был "страной".

Date: 2012-05-16 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com
Закрытость госслужбы для русских (в том числе и в милиции) может быть связана с незнанием ими языка. Т.е. не думаю, что там все очень однозначно.
Интересно про ящерицу - она неально живая?

Date: 2012-05-16 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Говорят, в Петропавловске и других преимущественно русскоязычных городах казахов на госслужбу берут и без знания родного языка. Это пусть местные объяснят лучше.

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] samoljot.livejournal.com - Date: 2013-03-11 12:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bumer-kz.livejournal.com - Date: 2016-02-04 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com - Date: 2016-02-04 10:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] vandrauniczy.livejournal.com
На 32 фото, как показалось, наш светофор! Только вместо "Будзьце ўважлівымі" там, уверен, надпись по-казахски.

Интересно, что Лидера нации всерьёз поддерживают 90%. Как к нему относиться славянская часть Казахстана? Так же всецело любят? Но ведь тенденция к эмиграции есть...

Date: 2012-05-16 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В плане светофоров Казахстан впереди всего СНГ :) Они там даже в малых городах часто новенькие и звуковые.

Насчёт отношения к Назарбаеву - по понятным причинам, расспрашивать об этом достаточно сложно, так что репрезентативной выборки нет. Но в Казахстане специфика в том, что под боком не Прибалтика и Польша (как у вас), а Средняя Азия с её баями типа Каримова, Рахмонова или династии Туркменбаши, и славяне особенно хорошо понимают, насколько хуже всё могло быть в первую очередь для них. Скажем так: многое в его политики не приемлют, но прощают потому, что при нём в принципе можно жить.
Сказать, что у русских там настроения "пора валить", не могу - но уезжают понемногу и будут уезжать и дальше.

(no subject)

From: [identity profile] vandrauniczy.livejournal.com - Date: 2012-05-16 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] samoljot.livejournal.com - Date: 2013-03-11 12:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] samoljot.livejournal.com - Date: 2013-03-11 12:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bumer-kz.livejournal.com - Date: 2016-02-04 05:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
насчет рогов всё просто - их в Китай продают, а старые, потому что охота на сайгаков запрещена.

Date: 2012-05-16 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Будем знать, а то в самой Алмате многие не знают :)

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:45 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Местный прикол - паренёк носит на ухе живую ящерицу как серьгу:
Это как? Не совсем понял. Он что, рот ей связал?

Date: 2012-05-16 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
При мне он её как-то щёлкал по голове, от чего ящерица видимо минут на 20 впивается в первую попавшую часть тела и боится разжать челюсти. Потом всё равно отваливается.

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2012-05-16 08:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zamorovo.livejournal.com - Date: 2012-05-16 11:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kereku.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Владислав Меденко - Date: 2012-10-28 07:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] samoljot.livejournal.com - Date: 2013-03-11 12:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sonasucre.livejournal.com - Date: 2012-05-18 12:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алина Машкина - Date: 2014-09-04 05:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mikka.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:25 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] akvalang58.livejournal.com
Хей, Варандей!
Прекрасно увидено и написано.
Не зря мотался.
Спасибо.

Date: 2012-05-16 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] vinka-tinka.livejournal.com
Давно вас читаю, в жж недавно и могу вам теперь послать свою признательность и восхищение. Спасибо за ваш неравнодушный и всегда доброжелательный взгляд.

Date: 2012-05-16 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] mikka.livejournal.com
Насчёт 50% отношения к тебе. Иногда всё-таки от тебя почти ничего не зависит. Вот отрывок из заметок моего друга, с которым мы в 2006 году ездили в Рубцовск смотреть солнечное затмение о поездке от Новосибирска до Рубцовска на казахском поезде Новосибирск - Алма-Ата:
"Казакстан темір жолы sux
Никого не удивлю. Ну не молчать же, а?
Самое главное, что я понял — это откуда берутся фашисты. Достаточно три раза проехать в казахском поезде. Я два раза уже проехал.
Понимаю, что в плацкартных вагонах поезда сообщением Алма-Ата — Новосибирск ездит не лучшая часть казахского народа. Но срез весьма показательный. Они не не любят русских. Они нас просто не принимают на равных.
«А кто ты такой?»
«У тебя есть место, вот и сиди себе.»
«Как женщина себя ведёшь.»
Интересно, как бы я отреагировал, если бы эти слова были адресованы мне?
При этом конфликтов в поезде между казахами не возникало. Не возникало даже конфликтов между русскими. Линия фронта — именно между русскими и казахами, причём в своей стране российские граждане вынуждены обороняться, поскольку наступают именно казахи. И поделать с ними ничего нельзя: проводники тоже казахи, начальник поезда казах. Да даже вагоны казахские. Казакстан темір жолы, будь они неладны.
Вагоны с переменным трафаретом не помогают.
Сижу и ломаю голову, как объяснить коротко и ясно, что такое переменный трафарет. Придётся объяснять долго и непонятно.
Есть поезда, которые ходят на очень большие расстояния. Но купить билеты с промежуточных станций на них можно только за несколько часов и без указания мест — то есть места указывает проводник. Это очень нехорошо.
Например, в поезд сообщением Москва — Владивосток заранее можно купить билет только из Москвы. Но страна-то у нас большая, и до Владивостока ещё очень много городов, жители которых тоже хотят ехать к берегу Тихого океана.
Поэтому частично проблема решается переменными трафаретами — когда в определённый вагон нельзя купить билет из Москвы до Владивостока, а можно, например, только до Екатеринбурга. Потому что в Екатеринбурге этот вагон освободится, и в него сядут те, кто едет дальше на восток.
Так же дела обстоят и с поездом сообщением Алма-Ата — Новосибирск. В нём есть переменный трафарет по станции Рубцовск. То есть в Рубцовске этот вагон должен освободиться, и в него сядут люди, которые едут в Барнаул или Новосибирск.
Но реальность такова, что вагон этот удивительным образом не освобождается, а в нём остаются сливки казахского общества, не признающие переменных трафаретов и прочей железнодорожной терминологии. Почему-то эти люди предпочитают платить чёрный нал проводнику, а не идти в билетную кассу. Неужели это так дорого?
Вообще впечатление такое, что эти казахи относятся к поездам примерно так же, как к лошадям или верблюдам. Никаких формальностей, никаких правил. Только сила наглости и хамства. Неужели они все такие?"
http://afonin.me/trip/2006_solaris/

Помню, как на мою полку пыталось присесть три казаха, ехавших без билета, а чтоб мои ноги не мешали им сидеть - принялись щекотать пятки.

Date: 2012-05-16 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Сложно сказать... Я таких историй много читал, и реально боялся ездить по Казахстану плацкартными вагонами. В эту поездку в плацкарте ездил достаточно активно, и нигде ни с чем подобным не сталкивался, даже в аркалыкском поезде. На Алма-Ата - Новосибирск от Рубцовска я тоже ездил, и тоже в плацкарте, довольно мило общался с двумя бабушками, напуганными Жанаозеном (дело было в декабре).
У меня два варианта: то ли там за 6 лет навели с этим порядок, то ли мне просто сильно везло несколько раз подряд.

(no subject)

From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com - Date: 2012-05-16 09:55 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] vicheza.livejournal.com
я прожила почти 19 лет в казахстане, родилась и выросла там. И 23 года живу в москве.
Ваше видение казахов-это в первую очередь москвичОвое видение, оно весьма и весьма специфично.
Также как весьма и весьма специфичны (ленивы и инертны) москвичи.
Немосквич казахов увидел бы иначе.
Я могу согласиться только на 50% с изложенным.

Date: 2012-05-16 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вы бы лучше изложили, в чём конкретно не согласны, а то звучит как, извиняюсь, "да вы москвичи оборзели, на вас вся страна пашет!".

(no subject)

From: [identity profile] vicheza.livejournal.com - Date: 2012-05-16 10:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-16 10:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com - Date: 2012-05-16 11:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bardsplav.livejournal.com - Date: 2012-05-17 03:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nelublukepkin.livejournal.com - Date: 2013-06-17 12:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
Если не ошибаюсь, то это твой первый этнографический репортаж, поздравляю - очень удачный .
Очень интересный и девчонки красивые :)
с казахами общаться не приходилось , а вот с русскими узбеками доводилось, они действительно совсем другие, свойствен по*уизм в деньгах и отношениях

Date: 2012-05-16 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] alexbelikov.livejournal.com
Родился и жил до десяти лет в Казахстане.
Это было давно.
В 62м стали отпускать по домам.
Мои родители уехали.
До краха СССР, там продолжали жить мои дядя и тетя, с семьями.
В Караганде.
Буквально за два года, после конца СССР, их оттуда уехали.

Date: 2012-05-16 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
лаконично, но как много в этих строках : << В 62м стали отпускать по домам...>> ,<<... после конца СССР, их оттуда уехали.>>

(no subject)

From: [identity profile] alexbelikov.livejournal.com - Date: 2012-05-16 12:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-16 12:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexbelikov.livejournal.com - Date: 2012-05-16 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com - Date: 2012-05-16 12:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexbelikov.livejournal.com - Date: 2012-05-16 12:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] haydamak.livejournal.com
Отлично!

Да, казахстанские русские - отдельная категория. Именно потому, как мне показалось,что все кто хотел уехать - уже уехал, а те кто остался - оставались добровольно, в стране которую считают Родиной, отчетливо понимая, что они теперь национальное меньшинство.
В будущем эта обособленность казахстанских русских будет нарастать, вплоть до создания отдельного субэтноса

Date: 2012-05-16 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я тоже так думаю. А Алма-Ата, как мне кажется, станет столицей шала-казахов, космполитичным русскоязычным городом.

Придёшь на семинар в эти выходные?
(deleted comment)

Date: 2012-05-16 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Пару лет назад переписывался по аське с девушкой из города Балхаш. Она сама наполовину немка, наполовину казашка. Учится в обычной школе с довольно строгими порядками и советской школьной формой (зимой - чёрные платья с большими белыми воротниками + белые парадные и чёрные повседневные фартуки, в тёплое время года - синие платья с коротким рукавом, белый фартук и соломенная шляпка). Но главное не это - девочки до 9 класса в этой школе учатся отдельно от мальчиков. Парни там носят обычные костюмы или белую рубашку с галстуком летом. Был приятно этим удивлён.

Школа русскоязычная, если что. Она говорила, что в каждой школе своя форма.
Edited Date: 2012-05-16 09:12 pm (UTC)

Date: 2012-05-16 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Девушки у них довольно симпатичные. Русские, украинцы и немцы с поляками оттуда довольно массово уезжали в 90-е годы, прежде всего - приехавшие в годы освоения целины и позже.

Кстати, как там с наркотиками и с коррупцией? Отец в начале 90-х видел близ Усть-Каменногорска целые поля дикорастущей конопли. Но думаю, ситуация с тех пор изменилась.

Date: 2012-05-16 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] andrey (from livejournal.com)
Не мне судить, но по-моему русским (и украинцам) в Казахстане нужно создавать автономию(-ии), пока численность их довольно существенна. А то что автономии не были созданы говорит о слабости современных русских как этноса...

Date: 2012-05-16 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Русские автономии не были созданы ни в Эстонии, ни в Латвии, хотя там все задатки были. Про Казахстан и говорить нечего.

(no subject)

From: [identity profile] nnfs.livejournal.com - Date: 2012-05-16 11:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-17 04:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andrey - Date: 2012-05-17 09:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-17 04:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andrey - Date: 2012-05-17 09:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-05-17 10:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andrey - Date: 2012-05-17 10:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andrey - Date: 2012-05-17 10:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kereku.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andrey - Date: 2012-05-22 07:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kereku.livejournal.com - Date: 2012-05-22 07:22 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] pycm.livejournal.com
хорошо написали!

музыкальный инструмент не кюй - а домбра

иримшик еще.

ну и по поводу елбасы у вас стойкое давнее заблуждение ))

я 1 мая был в 80 км. от вас в Егиндыбулаке, это восточнее в сторону Семипалатинского ядерного полигона.

Date: 2012-05-16 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В Каркаралинск я добирался утром 30-го как раз на Егиндыбулакском автобусе, так что примерно представляю, где это. Насчёт полигона - завидую. Может, всё-таки посоветуете, к кому мне в следующий обращаться, чтобы там побывать? (если его ещё не закрыли для свободного доступа). Правда, это будет не раньше, чем через год.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 26th, 2025 10:16 am
Powered by Dreamwidth Studios