shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar



Как уже говорилось в прошлой части, Каунас разительно непохож на Вильнюс - ничем: ни пейзажем, ни палитрой, ни геометрией, ни лицам, ни тем более атмосферой. Каунас мрачен - но в романтическом смысле слова, как песни Pink Floyd или абрис готического собора в ноябре. Его настроение - смутное иррациональное напряжение, зажатый крик, вечный экзистенциальный протест. Это, наверное, слегка похоже на петербургское безумие - но с иными оттенком, западным и в то же время языческим. Ещё Каунас  - это город в том самом "литовском стиле", о которых у меня был отдельный пост, и думается - обилие ярких имён литовской культуры в этих краях связано не только с бывшей столичностью. Наконец, ох не случайно самая известная в широких кругах достопримечательность Каунаса - это Музей чертей.

В этом посте расскажу о лицах Каунаса, его колоритных деталях и особенностях, покажу этот самый Чёртов музей и пешеходную Аллею Свободы (Лайсвис-аллее), пронзающую весь Новый город и являющую собой городскую витрину.

Как и Вильнюс или Львов, Каунас в ХХ веке пережил почти полную замену населения. Соотношение "литовцы-евреи-поляки-русские" сто лет назад тут было 6-35-22-26% (а также 4% немцы и 2% татары), то есть едва не многонациональнее Вильнюса; на момент образования Первой республики, столицей которой он стал - уже 16-31-42-2%, а к началу Второй Мировой - 60:31:10%, то есть именно литовской национальной столицей Каунас сделался в межвоенные годы. Самое наглядное свидетельство этой метаморфозы - на площади Независимости, расположенной в квартале от начала Лайсвис-аллее - над Новым городом доминирует бывший гарнизонный православный собор Ковенской крепости (1890-91), в независимой Литве переосвящённый в католический костёл:

2.


На площади в этот момент было какое-то веселье... впрочем, видимо в выходные во второй половине дня это нормально на обеих главных каунасских площадях. На обратной стороне площади - первый в Литве (1921) художественный музей в здании 1980-х годов и скульптура "Освобождение" (1987). Мне, когда я узнал её трактовку, сразу вспомнился "Наутилус":
Всех женщин мира не хватит, чтобы принять твои ласки.
Всем стрелам и пулям армий, ты подставишь себя без опаски.
Непокоренный пленник, не замечающий стражи,
Ты - Человек без имени, нагой человек без поклажи
. - ведь написано почти в те же годы.

3.


Лайсвес-аллея как бы обтекает Михайловский собор и уходит между вот этими домами:

4.


И её перспектива - пешеходная улица с велодорожкой и узким двойным рядом деревьев посредине - запоминается сразу. Как Николаевский проспект улица оформилась в 1849 году, а нынешнее название, с перерывом в 1940-61 году, носит с 1919 года. Традиционно она считается второй в СССР пешеходной зоной (1982) после Шяуляйского бульвара (1975), но я встречал упоминания и о более старых пешеходках - улица Ленина в Орле (1972), улица Суворова в Херсоне (была уже в 1970-е), так что возможно это и миф. Я не помню, сколько раз мы выходили на Лайсвис - два или три, но на этой улице представлено всё разнообразие и лиц, и архитектуры Каунаса:

5.


Вот например осколки губернского Ковно. Такими домами, по "образцовому" проекту, он застраивался первоначально, а с устройством крепости (1879) строить здания выше тут было запрещено. Надо заметить, губернских домов тут по сравнению со столичными мало, я бы оценил соотношение как 1:5, а конкретно для Лайсвис характерны такие вот пары с островерхими крышами торцами друг к другу.

6.


Колоритная подворотня непонятного возраста. Рядом кто-то очень качественно пел то ли рок, то ли блюз (сейчас уже забыл) под гитару через усилитель - но о неферских традициях Каунаса я ещё расскажу по ходу повествования:

7.


Кинотеатр "Ромува" - название потрясающее! Ведь до пришествия крестоносцев Ромувой называлось главное балтское святилище где-то в Пруссии, где рос священный дуб и находились идолы громовержца Перкунаса (с вечным огнём), Патримпаса (со свящееной змеёй) и Патоласа (черепа человека, лошади и коровы). Сейчас название "Ромува" носит литовское объединение неоязычников.

8.


Чёрное здание межвоенных лет - донельзя каунасское по духу:

9.


Один из главных перекрёстков - с частично пешеходной улицей Даукантаса:

10.


А напротив ещё один осколок губернского Ковно. Обратите внимание на вот этот фонтан - самое известное в Каунасе место встречь. "У фонтана" - по умолочанию имеется в виду этот фонтан:

11.


Не помню ни где именно вот этот поворот с башенкой реформатской церкви 1930-х годов в перспективе:

12.


Памятник Даниилу Дольскому - первой звезде литовской эстрады, последние два года жизни (1929-31) проведшему в Каунасе и ставшему настоящей достопримечательностью города. Прототип скульптуры Витаутас Карнягис потом также стал известным в Литве певцом и актёром.

13.


За описанием важнейших зданий отсылаю к Дарриуссу (как всегда!).
Дома и люди:

14.


15.


16.


А вот этот фасад со скульптурами, донельзя напомнивший мне архитектуру Харькова (это, кстати, интересный момент - в Каунасе много уголков, напоминающих другие города), как и Вильнюсе на проспекте Гедемина скрывает за собой огромный драмтеатр в глубине квартала. Зародился он ещё в 1920 году, изнально в здании Городского театра губернских времён, став первым собственно литовским театром.

17.


Через квартал расписная подворотня:

18.


Ведёт к стоящему во дворе небольшому театру кукол (1958, здание вероятного того же времени, хотя и нетипичное для СССР):

19.


Дом напротив фасада очень по-литовски украшен инсталляциями:

20.


А на другой стороне сквера Каунасский музыкальный театр, от которого все остальные собственно и отпочковались. Кроме того, это пожалуй самое красивое в городе здание губернской эпохи - построен в 1890-91 годах как Городской театр, правда достраивался и расширялся в 1922-25 и 1931 годах.

21.


Театр стоит как бы в глубине двора, а на Лайсвис перед ним выходит сквер с детской площадкой. Примерно здесь, на другой стороне сквера, 14 мая 1972 году совершил самосожжение 19-летний Ромас Каланта, похороны которого переросли в массовые беспорядки. В пантеоне борцов за независимость он в Литве самый любимый - в местном музее оккупации, например, ему посвященая целая стена. Прониклись и русские диссиденты, какое-то время называвшие между собой Каунас Калантаградом.

22.


За сквером одно из ярчайших "столичных" зданий - почтамт (1931). В нём ещё и отличный интерьер, но мы об этом как-то забыли:

23.


Опять губернский дом. Ковно с населением 70 тысяч человек, придавленный выстроенной вокруг крепостью, среди губернских городов явно был второстепенным - и тем сильнее контраст этих домов со столичным "литовским стилем".

24.


Один из символов Лайсвис-аллеи и пожалуй самый красивый памятник, что я видел в Литве - князю Витовту (1932), снесённый при советах и воссозданный в 1991 году, вероятно по оригинальным формам (или скульптура не уничтожалась, а только была убрана с глаз долой?). Более того, оригинал стоял за Неманом на территории военной академии, в центр же Витовт явился лишь при Второй республике, причём в 2009, судя по фотографиям Дарриусса, он стоял на центральной линии улицы, а сейчас зачем-то смещён к её северной стороне. Скульптор Винцас Грибас - его работы украшают многие другие города; как уже говорился, монументалистика мне кажется не самой сильной стороной литовского искусства, но Грибас тут резко выделяется. Что же до этого памятника - помнится, знаменитый памятник Богдану Хмельницкому в Киеве по изначальному проекту включал также польского пана и еврейского ростовщика, которых гетман свергал с постамента... здесь же под пятой у Витовта бородатый московит, бронированный крестоносец, поляк и крымский татарин. Папа, взглянув на это, сказал лишь коротко: "Всех победил!". В народе же одно прозвищ - "памятник похмелью", которое всех скрючило - и русского, и поляка, и татарина, немца.

25.


Вообще, поистине великих князей в средневековой Литве было немало - создатель государства Миндовг, объединитель и основатель городов Гедимин, поддерживавшие расцвет ВКЛ Кейстут и Ольгерд... однако наиболее любим тут именно Витовт - креститель, победитель крестоносцев и защитник литовской идентичности.

26.


В обратной перспективе Лайсвис-аллеи - белая громада Михайловского собора:

27.


Конец улицы Лайсвис выглядит так - она вливается в уходящий к самой окраине проспект Савонорию (Добровольцев), последний квартал по сути односторонняя. Увы, не знаю, что это за здание - но явно как-то связано с правлением Ковенской губернии.

28.


Ещё немного лиц и образов. Хотя [livejournal.com profile] glebo_lj мне говорил, что в Вильнюсе неформалов да художников в больше, в Каунасе они как-то гораздо заметнее - совсем как в Петербурге. Впрочем, как и у Петербурга, расцвет каунасского неферства давно позади, в ещё более отдалённом прошлом: 1960-70-е годы, благодаря полулегальным связям с американскими литовцами-эмигрантами, в Каунасе было много настоящих хиппи, которые и приняли основное участие в беспорядках памяти Каланты (который и сам входил в их число). Подборку их песен оставил мне в комментарии [livejournal.com profile] snukis, а некоторых ещё можно встретить на Лайсвис - живьём и с гитарой.

29.


30.


А одним из первых впечатлений от Каунаса стал едущий по проспекту Савонорио кэб, который вечером я видел близ одного из ресторанов:

31.


Граффити в Каунасе совсем не такие, как в Вильнюсе - их мало, но они осмысленные и часто очень красивые:

32.


33.


Каунас небогат - если Вильнюс, по моим впечатлением, уровнем жизни вплотную приближается к Петербургу, Каунас я бы соотнёс с нашими областными центрами среднего пошиба - как Рязань или Вологда. Отношение к этой ситуации здесь очень знакомое "Так все ж деньги в Вильнюсе!". Опять же по словам Глеба, среди виленцев Каунас имеет репутацию "опасного" города... причём в отличие от Вильнюса, где "хорошие" и "плохие" районы располагаются вперемешку даже в историческом центре, в Каунасе распределение всё же более привычное - чем дальше от центра, тем беднее, грязнее и недружелюбнее. О тёмной стороне Каунаса с гопниками (которых тут называют "форса" или "морозы"), оргпреступностью (авторитету Доктору недавно дали пожизненный0, наркотиками (Каунас, оказывается, амфетаминовая столица Восточной Европы) и прочей жестью большой комментари мне оставил [livejournal.com profile] glebo_lj.

34.


А борцы с системой в Каунасе - это не только Ромас Каланта (к его самосожжению можно относиться как угодно, но по крайней мере он действительно не пожалел жизни), но и например Бронюс Майгис, в 1985 году не придумавший ничего умнее, чем прийти в Эрмитаж и облить серной кислотой "Данаю" - один из шедевров Рембрандта, не имевший никакого отношения ни только к советской, но и к русской культуре; тем не менее, его некоторые тоже считают героем. Наконец, в Каунасе обитает один из самых толстых в ЖЖ тролль [livejournal.com profile] holl_a, или [livejournal.com profile] 1den_1fotka, которого я у себя забанил давным-давно. Диссиденты, хиппи, панки, вандалы, тролли, музыканты всяких редких направлений - у меня Каунас ассоциируется в первую очередь с такими типажами.

35.


Недостроенный отель украшают странные плакаты. На пешеходном мостике табличка о том, что в 1997 году под ним пролетел в 7-метровый проём лётчик Юргес Кайрис. В Вильнюсе он пролетел в 1999 год под десятью мостами. И хотя родился Кайрис в Красноярске, а где поселился в Литве - точно не знаю, всё же Каунас ассоциируется и с лётчиками - национальными героями Литвы в 1933 году стали Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас, совершавшие трансатлантический перелёт Нью-Йорк - Каунас и разбившиеся в 600 километрах от города. Здесь находится один из старейший аэродромов Европы, основанный ещё в 1915 году для Ковенской крепости.

36.


А вот ещё "литовский стиль" у местного Дома художников (на заднем плане):

37.


38.


Здесь, на улице Ожешки один напротив другого расположены два самых известных каунасских музея - снизу музей Чюрлёниса с крупнейшей коллекцией его подлинных работ, а сверху - Музей чертей, куда мы очень удачно попали аккурат в Ночь музеев - то есть бесплатно и с возможностью неограниченной фотосъёмки:

39.


Началось всё с того, что в 1906 году художнику Антанасу Жмудзинавичюсу подарили фигурку чертёнка, и она ему так понравилась, что он задался целью собрать 13 разных чертей. Ну а дальше и его самого увлекло, и среди местной интеллигенции он прослыл "собирателем нечисти" - к моменту своей смерти в 1929 году он уже насобирал коллекцию на хорошую выставку, которая и стала основой созданного в 1966 году музея. Дальше принцип известный - сюда стали слать и привозить чертей со всего мира - от произведений искусства до сувениров. С тех пор музей прошёл несколько реконструкций, и здесь даже не "тысяча чертей!", а "три тысячи чертей!", из которых на три этажа отобраны самые яркие. Чертовщина очень разнообразна - от забавной до готической, от фольклорной до политической, от этнической народов мира - до авангардной:

40.


41.


42.


43.


44.


Как говорил Достоевский, "Чёрт - это не фантазия; это очень серьёзная вещь!". Особый сюжет - Князь Мира Сего на унитазе. Таким он мне когда-то явилялся во сне....

45.


Есть на окраине Каунаса и своя Гора Крестов, причём возникла она здесь в досоветское время. По словам [livejournal.com profile] vyrud, при Советах её пытались искоренить, и даже водрузили танк Т-34, который с выводом войск военные прихватили с собой и скорее всего теперь он стоит где-то в России. Крестов тут не сотни тысяч, как под Шяуляем, а пара десятков - но образ знаком:

46.


А музей Чюрлёниса вплотную примыкает к Военному музею, перед которым на площади вечный огонь... само собой, не советский. Литовские кресты и герои - такой языческий сюжет:

47.


Что ещё сказать про Каунас? Ну например, что здесь как и в Вильнюсе, не прижился трамвай, хотя в 1896-1929 годах ходила конка, ныне же общественный транспорт представлен автобусами и троллейбусами, в том числе раритетными "Шкодами". Или что в "столичный" период он явно соперничал с Вильнюсом, и хотя не догнал "оккупированную столицу" по населению (157 тысяч против 209 тысяч в 1940 году), существенно превосходил её благоустройством; по аналогии с виленским Университетом Стефана Батория здесь в 1922 году был создан Университет Витовта Великого, расформированный в 1950 году (образовав политехнический и медицинский вузы) и возрождённый в 1989. Или что отсюда баскетбольная команда "Жальгирис" и легендарный игрок Арвидас Сабонис.Наконец, тот факт, что Каунас стоит на стыке важнейших исторических областей Литвы - на территории Аукштайтии, через Неман от Сувалкии и через Невежис - от Жемайтии. Как соседний Кедайняй в 17 веке был последним оплотом литовской нацональной идентичности, так и Каунас является таковым  в наши дни со времён Первой Мировой войны, а в восприятии кому что ближе: кому - интеллигенция, кому - хиппи и черти, кому - спортсмены, кому - ещё что-нибудь...

В следующих частях речь снова о достопримечательностях, и пойдём постепенно с запада на восток, от стрелки Немана и Няриса, где находятся Ковенский замок и Ратушная площадь.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Рамибес, вокзал, Верхний город..
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

Date: 2013-06-22 01:09 am (UTC)
From: [identity profile] nnfs.livejournal.com
Да, был у меня сувенирный чёртик из Каунаса. Привезенный мамой из турпоездки по Прибалтике в самом начале 70-х. К сожалению, не сохранился. Вообще о Литве у мамы были самые плохие впечатления, по сравнению с Эстонией и Латвией. И прежде всего из-за открытой русофобии. Помню, как она рассказывала, как они с подругой-еврейкой как ошпаренные выскочили из кафе, не дождавшись официантки, так как с соседних столиков отчетливо слышалось:"русские свиньи". И это про мою тоненькую супермодную интеллигентную маму очень североевропейской внешности.
В Эстонии и Латвии, видимо, всё-таки посдержанее было. В Латвии в конце 80-х я сама такого не почувствовала.
Edited Date: 2013-06-22 01:21 am (UTC)

Date: 2013-06-22 04:33 am (UTC)
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
Я в 70-е и 80-е некоторое время жил в Эстонии и много бывал и в Латвии, и в Литве, и ничего подобного не видел.
Edited Date: 2013-06-22 04:34 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] eggen.livejournal.com - Date: 2013-06-22 04:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nnfs.livejournal.com - Date: 2013-06-22 05:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eggen.livejournal.com - Date: 2013-06-22 05:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Антон Уманский - Date: 2013-06-22 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com - Date: 2013-06-24 07:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] creator-lv.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nnfs.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] creator-lv.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] creator-lv.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] creator-lv.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] creator-lv.livejournal.com - Date: 2013-06-22 11:06 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-22 01:24 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
20 - прелесть какая :)

25 - а нет у тебя крупно фотографий попранных князем супостатов? Я вот думаю, какой поднялся бы вой, если б у нас в Че поставили памятник основателю города, попирающему башкира и кыргыза. А тут вот ничего, нормально :)

Date: 2013-06-22 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Такие "прелести", как на фото №20 в Литве вообще сплошь и рядом. В Кедайняе получше образец есть :)

Тут можно сказать, что "это когда было?", но ведь и из памятника Хмельницкому попранных жида и ляха исключили из политкорректных соображений - в 19 веке.

(no subject)

From: [identity profile] renatar.livejournal.com - Date: 2013-07-03 10:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2013-07-04 12:23 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-22 01:37 am (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
В англоязычных путеводителях Каунас называют ещё прямолинейней -- анти-Вильнюсом. Это действительно литовский Питер со всей сопутствующей чернухой и достоевщиной. Особенно уныл он зимой, отчего так и хочется полезть в петлю головой. Самым страшным местом многие назовут подземный переход через проспект Миндаугаса в районе улицы Бирштоно, где, по легенде, был зверски убит 9-летний мальчик, у ещё живого были выколоты глаза. Пацанёнок состоял в банде малолеток и за какой-то косяк был наказан атаманом для устрашения и лояльности остальных. Когда произошло это зверское преступление, никто толком вспомнить не может, но точно могу сказать, что ещё 20 лет назад люди боялись спускаться в злополучный переход.

То, что вам тогда попались множество нефоров, причина тому, что "Ночь музеев" совместили с праздником уличных музыкантов (кстати, на Лайсвес-аллее народ бросает деньги намного щедрее, чем на Пилес в Вильнюсе). Основной же субкультурой в городе можно назвать гопоту, или как их тут называют "форсой" и "морозами". Банды малолетних отморозков в "Адидасах" многочисленны и дерзки, особенно славится ими бывшая еврейская Слободка. Как водится, главным их врагом является артистическая молодёжь, но местные нефоры тоже не дураки подраться и с переменным успехом сами не прочь погонять гопоту по району. Местные же скины-фашики вообще ходят по струночке и начинают борзеть только когда приезжает подкрепление из Вильнюса и Клайпеды, ведь у местных антифа штурмовиков на порядок больше.

Помимо развитого бакланства, силён в Каунасе и взрослый криминалитет, серьёзные накаченные парни в чёрной коже и с волынами за пазухой, специализирующийся, главным образом, на традиционном для этого сегмента крышевании проституции и наркотрафике. На всю страну известен мафиози Хенрикас Дактарас, недавно получивший пожизненный срок, "Докторята" хоть и обезглавлены, но по-прежнему считаются основной ОПГ в городе. Есть и множество вольных стрелков, за которыми никто не стоит, но регулярно заносят в общак, так как на тюрьме без грева неуютно.

Раз уж зашла речь о наркотиках, Каунас ещё называют "амфетаминовой столицей Восточной Европы", т.е. объёмы производства такие, что амф или "чюхас" давно стал статьёй экспорта. Правда, ковянские менты не менее суровы, чем бандюки, и отлавливают барыг достаточно эффективно, так что все подпольные фабрики переехали в соседнюю бедную Йонаву, где коррумпировать полицию намного проще.

Амфетамин серьёзно влияет и на каунасскую культуру, поскольку даёт злым аскетам источник демонического вдохновения и трудоспособности, так что не удивительно, что самая мощная сцена в городе -- minimal techno. Согласно ещё одной легенде, хиппи Ромас Каланта совершил свой безумный поступок на амфовых отходняках, во что охотно верится, посколько первитин, являющийся банальным метамфетамином, продавался в советских аптеках аккурат до начала 70-х. Вообще среди людей искусства тут очень много шизофреников и параноиков, в местном дурдоме им. Дарюса и Гиренаса ("Дольче & Габбана" с лёгкой руки граффитчика Лесика) побывал чуть ли не каждый первый, что в купе с амфетаминовой зависимостью, сформировало ковянский стиль как мрачный больной минимализм.

Date: 2013-06-22 02:07 am (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Стоит добавить, что драмтеатр, а особенно музыкальный театр -- главные рассадники гомосексуализма и именно там Бориса Моисеева добрые дяди научили долбиться в очко.

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-22 06:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-22 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fesma94.livejournal.com - Date: 2013-06-22 04:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 07:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] laiptas.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2013-06-25 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olster28.livejournal.com - Date: 2013-06-25 07:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-26 11:40 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-22 05:00 am (UTC)
From: [identity profile] k0dy.livejournal.com
ИНТЕРЕСНО

Date: 2013-06-22 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Замечательно.
А памятник Витаутасу известен и как "памятник тотальному похмелью": эвон, как всех, без различия национальностей, с него скрючило, а оно, горделиво, по-королевски, властвует над бедолагами...
:-)

Date: 2013-06-22 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] bu33er.livejournal.com
Надо же... Наша Свердловка пешеходной стала тоже в 1982 году. Синхронно :)

Date: 2013-06-22 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вообще какая-то малоизученная история. Сейчас (утро вечера мудренее!) засомневался - и оказалось, что например в Орле улица Ленина пешеходная с 1972 года, про улицу Суворова в Херсоне мне говорили, что она пешеходная была чуть ли не в 1960-х... Короче, видимо информация о "первенстве" неверная.

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-22 08:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com - Date: 2013-06-22 11:05 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-22 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] akvalang58.livejournal.com
Больше всего люблю такие фотографии, "оживлённые" людьми.
(deleted comment)

Date: 2013-06-22 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Особенно забавно это сравнение, если учесть, что в Кишинёве русских 13% населения, немногим больше, чем в Каунасе.

Имейте в виду, моя доброжелательность к вашей стране не даёт вам ни малейшего права оскорблять мою страну.

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 11:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 12:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 01:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 07:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 07:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 07:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 08:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-23 12:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-23 07:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] palivac.livejournal.com - Date: 2013-06-25 07:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-22 02:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 03:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] palivac.livejournal.com - Date: 2013-06-22 07:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andyflowers.livejournal.com - Date: 2022-10-12 03:12 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2013-06-22 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
То же самое можно сказать и про Петербург/Ленинград, где сейчас лишь жалкие остатки того потрясающего подъёма рок-культуры, который был в 1980-90-е. Собственно, я застал самый-самый краешек этой эпохи годах в 2006-09 - разные "чёрные" неферы (панки, готы и т.д.) в Питере перевелись чуть позже, чем в Москве. Ну и ещё, так как всё было несколько позже, русское неферство всё-таки больше тяготеет к панку, чем к хиппи. Так-то у русского рока было 4 центра: Ленинград ("Кино", "Аквариум", "Алиса", Башлачёв, ДДТ и т.д.), Москва ("Машина Времени", "Звуки Му"), Екатеринбург ("Наутилус Помпилиус", "Агата Кристи") и Западная Сибирь ("Гражданская оборона", Янка). Ну и во многих других местах что-то было, скажем "Сектор Газа" из Воронежа.

Спасибо за подборку! А приятная очень музыка. Внёс ссылку на коммент в пост.

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lance-oliver koistinen - Date: 2015-04-17 10:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-22 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
а по моему в принципе эпоха неферов кончилась.
"Рокенролл закинчився.
Хиба це не зрозумил,
вин требав двадцать пять рокив,
теперь його слип видминыти.
Секс пистолз закинчив рокенролл.
Они были и остане рокенрольной группой,
теперь усе закинчино.")))

Date: 2013-06-22 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Нойз -- рок-н-ролл 21-го века.

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2013-06-22 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 11:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2013-06-22 11:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-22 02:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2013-06-22 08:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:54 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-22 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] manul-a.livejournal.com
да все т.н. литовские князья были, как бы, и не совсем литовскими - говорили и писали по-русски, принимали православие и женились на русских (у Ягайла уже литовской крови то не было почти)

Date: 2013-06-22 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] vyrud.livejournal.com
Один из символов Лайсвис-аллеи и пожалуй самый красивый памятник, что я видел в Литве - князю Витовту (1932), снесённый при советах и воссозданный в 2002 году, вероятно по оригинальным формам (или скульптура не уничтожалась, а только была убрана с глаз долой?), причём в 2009, судя по фотографиям Дарриусса, он стоял на центральной линии улицы, а сейчас зачем-то смещён к её северной стороне.

Немножко поправлю: восстановлен в 1991 по старым чертежам. Оригинал кстати стоял на територии военной академий в пригороде Панемуне (недалеко от кладбища летчиков), ето был чисто военны монумент, на закрытой територий, сначала хотели тамже и восстановить, но тогда на етом месте ещё сов. армия стояла. И хорошо что там не восстановили, что ему там сейчас делать ... А с 1991 года стоит на том же месте.
Если скульптура понравилась, то ето работа Винцаса Грибаса. Его все работы очень характерные. Вот например пара:
скульптура "Жемаитис" в Расейняи : http://lt.wikipedia.org/wiki/Vaizdas:Raseiniu_savivaldybe_2009.jpg
памятник Кудирке в Кудиркос Наумиестис: http://lt.wikipedia.org/wiki/Vaizdas:Kudirkos_paminklas.jpg
памятник Даукантасу в Папиле: http://gallery.gricius.lt/v/cities/Papile/Papile_2006_04_15-Simonas_Daukantas_monument-1.JPG.html

Date: 2013-06-22 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Да, внёс в пост.
Мне каунасский Витовт напомнил кишинёвского Стефана Великого, поставленного, кстати, почти тогда же.

(no subject)

From: [identity profile] laiptas.livejournal.com - Date: 2013-06-22 06:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 11:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vyrud.livejournal.com - Date: 2013-06-22 11:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 04:18 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2013-06-22 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
holl-a, ты?

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-22 02:05 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-22 06:24 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 07:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-22 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] chepulis.livejournal.com
Каунас действителько сильнейший в Литве город граффити. Правда, на 23 вы сфоткали работу близнецов бразильцев Ос Гемеос

Image

Они очень любят приезжать в Каунас и рисовать.

Настоящее Каунасское Граффити можно найти везде, особенно на трёх легальных стенках. Вот, кстати, моё:

Image (http://www.flickr.com/photos/qwertyfog/3494629164/)

А старый город силён стикерами, которые вросли и обновили его имидж.

Image (http://www.flickr.com/photos/qwertyfog/3144374887/)

Image (http://www.flickr.com/photos/qwertyfog/3144293099/)

Кроме того, в Каунасе очень много молодёжи, так как много университетов.

Кстати, вы постоянно ошиваетесь вокруг моих мест. В Вильнюсе (в Жверинасе) вы были в тридцати метрах от моего дома, и я даже вас видел из окна. Тут вы стоите спиной к моей гимназии (23), справа от одного моего бывшего дома (15) и слева от другого (38).

Date: 2013-06-22 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
А я ковянских граффитчиков считаю за говно. Я был пионером трафарета в этом городе -- все мои работы зарисовали унылым ниггерским шлаком. Сообщество мою позицию знает: дайте мне этих гадов, я им балончики придумаю куда засунуть. Здесь абсолютно варварское отношение к чужому креативу. Граффити покрываются тройным слоем обновлений. Им стен мало?! Совести у них нет, презервативов этаких...

(no subject)

From: [identity profile] chepulis.livejournal.com - Date: 2013-06-22 08:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 09:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-22 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] d-20-veld.livejournal.com
Лайсве аллея...Никалаевский проспект в честь визита цесаревича.Строить дома разрешалось только по проектам и под инспекцией губернских инженеров.За фонтаном гостиница «Метрополь» возведена в 1899 году по проекту архитектора Николая Андреева.Музыкальный театр построен по приказу предводителя уездного дворянства...Столыпина.Опять таки русским по происхождению-Голиневичем.Вообще стиль "лайсвухи"-больше русский петербуржский,чем "литовский".
Почтамт...Эх,вы в банке не были...
Про Кайриса..что он выделывал под мостами-это надо было видеть.А аэродром,да,старейший...и опять-уникальный...ЖД ветка через него идёт:))Так что лётчикам бывает весело.
Есть версия,что в песне "22 июня,ровно в четыре часа,Киев бомбили..." речь идёт о Каунасе.
Кстати...Жмуйдзинавичюс умер в 1966 году.И да,поздравляю.вы теперь официальный чёрт.
Танк с с памятника,где кресты куплен одним из литовцев...Стоит на всякий случай с памятниками Ленину и другим...:)))


Date: 2013-06-22 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Эх,вы в банке не были...

Может, банк будет в разделе про "Новый город"?
Здание это замечательное. Оно отражает тот краткий период, когда правительства молодых прибалтийских государств, наверное, "по инерции" стремились застраивать столицы "под Петербург". Особенно очевидно это в тех городах, где в российский период "петербургских" зданий было маловато. В Каунасе это - да, банк, в Таллинне - военный госпиталь и дом Пола на улице Валли. (Кстати, последние два строил состоявшийся в Питере архитектор (полу)эмигрант А.Владовский.

(no subject)

From: [identity profile] d-20-veld.livejournal.com - Date: 2013-06-22 05:50 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2013-06-22 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я же просил не выкладывать кучу фото непосредственно, можно ссылками.
(deleted comment)
(deleted comment)
(deleted comment)
(deleted comment)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-23 11:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-23 11:31 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-23 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Да, совершенно точно подмечено стилевое противостояние двух литовских центров. Вильнюс - легкомысленный, барочный, с завитушками. Каунас - строгий, серьёзный, без шуточек. В Вильнюсе я быстро устаю в старом городе, напрягает. Хочется поскорей выбраться наружу. В Каунасе - хожу с удовольствием, мне там, как ни странно, душевно проще. И Лайсвес-аллея мне нравится, и все эти строгие межвоенные здания.

Date: 2013-06-23 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В Вильнюсе мне чужда именно эта атмосфера вальяжности и праздности, явно живущая со времён магнатской олигархии. Каунас гораздо более чужой по архитектуре и истории - но гораздо более "наш" по настроению.

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2013-06-23 11:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2013-06-25 12:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-25 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] vilnews.livejournal.com
В связи с памятником Витаутасу вспоминаю, как во время визита польского президента Квасьневского в Литву (я был тогда в журналистском пуле, и это был единственный раз, когда от Каунаса до Вильнюса мы доехали за полчаса :)) в программе было посещение горсовета (который как раз за памятником), Квасьневский выходит, ему объясняют - вот это wielki książę Witold, вот это порабощенные им народы, вот москали, вот polacy....... - "Polacy?????? - спрашивает президент. - Что-то не припомню такого".

Date: 2013-06-25 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] olster28.livejournal.com
Бронюс Майгис в общем-то везде упоминается исключительно как больной, какая там борьба с режимом. В случае с Калантой все несколько менее однозначно.

А криминальным городом мне казалось в Литве считается Шауляй. Вообще Каунас произвел очень сильное впечатление. Мне сложно его сравнить с Вологдой и Рязанью, но то, что на него выделили мы только полтора дня считаю ошибкой. Один музей Чюрлениса чего стоит.

Date: 2014-01-27 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] pavilnys.livejournal.com
Чюрлёниса несомненно. Но и в галерею Жилинскаса обязательно.
Одна из богатейший галерий. Вот несколько фамилий Мирового имени, которые там можно увидеть:
Peter Paul Rubens, Luca Giordano, Bertel Thorwaldsen, Francesco Rustici, Giulio Cesare Procaccini, Bartolomeo Schedoni, Simon Vouet, Michelangelo Merisi da Caravaggio, Joseph Beuys, August Querfurt, Francçois-Xavier Fabre, Francesco Fontebasso, Andrea Belvedere, Philips Augustijn Immenraet, Guido Cagnaccio, Giovannio Francesco Romanelli, Paul Weimar, Francesco Tironi, Giuseppe Cesari, Salvator Rosa, Pranas Domšaitis, Fernand Toussaint, Jurgis Mačiūnas (George Maciunas), Yoko Ono, Ay-O, George Brech, Nam June Paik, etc.

http://www.ciurlionis.lt/ekspozicijos (http://www.ciurlionis.lt/ekspozicijos)

Картинная галерея М. Жилинскаса расположена в городе Каунас, в Литве. Здесь находятся экспонаты древнего мира, западноевропейского искусства XVI-XIX века, а также образцы декоративно-прикладного искусства известных мастеров Литвы, и конечно М. Жилинскаса.

По своей значимости галерея ничем не уступает Национальному художественному музею Литвы, которому в 1970-х годах живописец и скульптор М. Жилинскас передал свою обширную коллекцию из 1600 экспонатов, уехав из Литвы.

В 1989 году было построено новое здание специально для галереи. Картинная галерея имени М. Жилинскаса представляет собой классический художественный музей. Кроме картин, здесь есть множество скульптур, предметов декора и прикладного искусства, вышивки и гобеленов, посуды и фарфора. Из наиболее ценных экспонатов: живопись фламандских, немецких, итальянских мастеров XVI-XIX веков.


живопись фламандских, немецких, итальянских мастеров XVI-XIX веков

Имеется ввиду из коллекций Огинских, Тышкевичей, Фон Ропп и других магнатов.

Image
Edited Date: 2014-01-27 10:48 am (UTC)

Date: 2014-01-27 10:06 am (UTC)

Date: 2014-01-27 10:07 am (UTC)

Date: 2014-01-27 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] pavilnys.livejournal.com
Сладкий но прикольный.

Мэр Каунаса очень одобрял.

Date: 2016-02-06 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] mikhail grishchenko (from livejournal.com)
Очень хороший материал, ведь только сейчас увязал с Каунасом протестные инциденты, о которых знал и ранее.
В Каунасе был 2 раза. Литовцы из Вильнюса советовали "город посмотреть, но не задерживаться", потому что город опасный.

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 03:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios