shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


О Пятигорске - пять постов. В прошлых частях мы прошли главную улицу, погуляли по центру "для своих" и курортному до самого Провала, поднялись на Машук... Напоследок расскажу про окраины и предместья - экзотическую Теплосереную улицу под горой, купание в Народных ваннах на склоне, крупнейший в России ПГТ Горячеводский (37 тыс. жителей), Новопятигорск с курганом, Скачки с ипподромом и связующие всё это узкоколейные трамваи.

Спустившись от Провала по тропке, повстречав усатого армянина из прошлой части (собирал он, кстати, не кервель, но что - даже местные уроженцы Антон Уманский и [livejournal.com profile] igor_alla однозначно определить не сумели), я вышел на улицу с чудным названием Теплосерная. На самом деле давшие ей это название Теплосерные ванны (ныне Нижняя Радоновая лечебница) я показывал ещё в первой части - улица почти прямая и очень длинная, тянется по берегу Подкумка, но от центра вроде и совсем близко, однако - надёжно отделена Горячей горой. В дальнем её конце - мясокомбинат, куда ходит одинокий трамвай №1 - на моих глазах он, стоявший в траве, тронулся и ушёл, и всё время, что я брёл вдоль линии - он так и не проехал обратно.

2.


Какое-то заведение под Машуком у конечной:

3.


Вперёд по трамвайным рельсам - узкая колея (1000мм) очень красиво петляет в высокой траве. Историю пятигорского трамвая (открыт в 1903 году) и его "собратьев" на постсоветском пространстве - см. в первой части, где я показывал депо.
Здесь же обратите внимание на обелиск, венчающий холм справа - это миниатюрное Коммунарское кладбище, где покоятся местные революционеры, включая Григория Аджиевского.

4.


Справа гора, слева шумная дорога ("улицей" это не назвать) и немногим менее шумный Подкумок:

5.


За мысом с кладбищем - скала Чёртовы ворота выше по горе, для лучшего вида на которую наверное стоило взойти на склон - видите, для масштаба, человечков на гребне:

6.


А дальше - местный "Белый Лебедь", то есть тюрьма, основанная в 1837-м, а на этом месте построенная в 1912-13 годах. Вернее, не тюрьма, а СИЗО - срок мотать в курортные города не посылают, а вот своих жуликов тут хватает. Прямо над тюрьмой - санатории, но надо заметить, это одно из красивейших острожных зданий в России.

7.


Вот мне интересно, почему название "Белый Лебедь" столь популярно? Я могу вспомнить пожизненную зону в Соликамске (не фотогенична), старую тюрьму Даугавпилса, острог в Астрахани и точно что-то ещё... Может, на блатном языке это слово что-то значит? Или на профессиональном жаргоне стражей порядка? Или что?
А тут - непонятная деталь, зачем эти печальные пакеты на водостоке?

7а.


За тюрьмой начинается застройка - небольшой район Кабардинка, зародившийся в 1830-е годы - здесь селились отставные солдаты знаменитого 80-го Кабардинского полка, без которого не обходилось ни одной войны на юге, от Турции до Туркестана. Ну а с годами Кабардинка стала обычным предместьем, и из-за своего расположения прекрасно сохранилась:

8.


Была, кстати, в Пятигорске и Карачаевка (ныне это название забыто) - на противоположном конце Старого города, у Верхнего рынка, её домики я показывал во второй части.. А вот Балкарки и Черкески, кажется, не было.

9.


По прямой отсюда всего 300 метров до Цветника - самого-самого центра... но через гору, а потому Кабардинка - район более окраинный, чем иные окраины.

10.


Вот как она выглядит сверху:

11.


Между тем, в одном месте трамвайный путь разветвляется и делается двухпутным, а трамваи начинают ходить один за другим - но именно туда. в сторону:

12.


Развилка - ещё и прекрасный ориентир: здесь надо зайти за дома и чуть-чуть подняться по склону, чтобы выйти к Народным ваннам. Как уже говорилось, Машук потрясающе богат непитьевыми минеральными водами - их сочится здесь столько, что даже не над каждым выходом построили в своё время галерею или купальню. Я знаю три Народных ванны - этой мы уже любовались сверху в первой части, две другие (у Товиевского источка в Эммануэлевском парке и под Провалом) я показывал в части №3. Но Провальские ванны были ещё сухие, Товиевские - мелкие и грязноватые, а вот Кабардинские - самое то: глубокие, чистый и при том относительно уединённые.

13.


Зная о Народных ваннах заранее, я даже прихватил с собой плавки, тем более ещё одно их название - Бесстыжие ванны: говорят, в старину не редкость, чтобы голые (и скорее всего не самые красивые, ибо нездоровые) мужчины и женщины лежали в них по соседству. Я переоделся под полотенцем, а подняв глаза, увидел женщину лет 40-50, которая пришла помочить здесь ноги - она оказалась местной уроженкой, но несколько лет назад переехала в Абхазию, а бывала и не единожды в Индии. Но главное - как обращаться с народными ваннами, она знала и советовала мне. Вода здесь тёплая (но не горячая - такой абсолютно комфортной температуры), с пузырьками, небыстро текущая, и в общем очень приятная. Женщина говорила, что это смесь радоновых и серодоводородных вод, и что принимать такую ванну можно около 15 минут, дальше уже может быть вредно. И в целом, как в Ессентуках "изюминкой" мне запомнились старинные тренажёры в Механотерапие Цандера, так и "изюминкой" Пятигорска для меня остались эти купальни, пожалуй единственная на КМВ возможность искупаться в минералке без "курса".
В общем, бесстыжая фотка в Бесстыжей ванне:

14.


А на заднем плане "бесстыжего" кадра - трамвайный мост через Подкумок, а за Подкумком - Горячеводский. Как нетрудно догадаться, зная КавМинВодский контекст, это бывшая станица Горячеводская, основанная Ермоловыми в 1825 году для охраны строящегося курорта - вообще, все старые города КМВ (кроме Железноводска) имели хоть одну станицу-спутник, как правило располагавшуюся за рекой - Ессентукская, Георгиевская и Незлобная, Горячеводская, Кисловодская... первые три остались станицами, последняя вошла в состав своего города, но а Горячеводская в 1966 году стала ПГТ и сменила род на -ский. О прошлом, тем не менее, напоминает казачья община, вот домик её управы (вывеску закрыло дерево):

15.


Ныне Горячеводский имеет сложный административный статус, вникнуть в который не легче, чем в догмат Господнего триединства - это одновременно и посёлок городского типа, и часть муниципалитета Пятигорска. Соответственно, и ведущая сюда трамвайная линия - одновременно и городская, и междугородняя (причём "междугородность" её меньше, чем у единственнного российского аналога - питерского трамвая №36, который ходит в Стрельну, ведь последняя часть субъекта федерации Санкт-Петербург, но не города Санкт-Петербург!). Однако именно горячеводская ветка в Пятигорске самая загруженная - из 8 маршрутов сюда ходят 5, в том числе самый активный №4, у всех у них конечная - "Улица Георгиевская" на дальнем конце посёлка, близ гигантских рынков, которые мы в прошлой части лицезрели с Машука.

16.


На пол-дороги, впрочем, ещё один рынок с донельзя колоритным названием и часовней Новомучеников Российских (рядом памятник герою войны Петру Козлову) - здесь я и оставил трамвай. Если "Людмила" и прочие - это рынки всего Кавказа, то Терский казачий - рынок "для своих", то есть - центр станицы.

17.


Рынок, впрочем, всё равно весьма велик, половину держат русские (пардон, казаки), половину - армяне, в станице их процент ещё больше (17%), чем в городе. У одного армянина я купил самый вонючий в мире (но при этом очень вкусный!) сыр и палочки из сушёной дыни, чем питался на следующий день в походе на Бештау.

18.


Прежде на месте рынка стоял деревянный Успенский храм, привезённый в 1825 году из волжской Дубовки - как уже говорилось в контексте Ессентуков (где тоже есть деревянная казачья церковь), на этот участок Азово-Моздокской линии ещё Екатерина II закинула "волгских казаков" - прирученных и остепенившихся "речных пиратов", давших России когда-то Ермака и Стеньку Разина. Но когда в 1734 году войско было учреждёно официально, это была бледная тень былого: кто-то из волгарей ушёл на вольные Терек и Яик, кто-то ещё раньше влился в Донское войско, кто-то - сложил буйную голову, да и просто казаки вдали от границы теряли смысл существования и в силу лихого норова превращались в бандитов. В общем, Волгское войско с центром в Дубовке просуществовало недолго, до 1777 года, а красивейший войсковый Успенский собор (1763-96) погиб уже при Советах. На Кавказ казаки вывезли, судя по всему, его деревянного "предшественника", первоначально установили в Георгиевске, и лишь в 1825 смонтировали здесь, причём под руководством Бернардацци - видимо, в новом обличии, но по старой памяти - обнесённая крепостной стеной с бойницами, по сути это была небольшая казачья крепость (видел такие на Южном Урале). Закрыли церковь в 1937 году, а снесли уже в 1970-е.

18а.


За рынком, на Советской улице - ещё и потрясающе красивое здание, ныне принадлежащее школе. Что тут могло быть? Может, станичный штаб или дом атамана?

19.


20.


А дальше, спросив у местных дорогу, я пошёл искать церковь... но почему-то не учёл очевидный момент, что в 40-тысячной станице да на набожном казачьем Юге храмов точно больше одного! По станичным улицам с характерными казаьчими хатами, обращёнными "в люди" глухой стеной, в которой уже в ХХ веке проковыряли окошки...

21.


Я вышел к первой церкви - Успенской. Собственно, это "реинкарнация" утраченного станичного храма, ещё один (уже второй на КМВ из увиденных, но не последний в этом посте) образец церкви советской эпохи (1943-47):

22.


Многолюдие же пусть не удивляет - это вечер перед Пасхой, и вся станица пошла святить куличи. Но дело в том, что эту церковь я при подготовки поездки упустил, в шпаргалку внёс другую, и видимо на почве усталости упёрся мысль её во что бы то ни стало найти. При этом, женщина, у которой я спросил дорогу, вообще никакой тут Покровской церкви не знала, а я в шпаргалке ещё раз ошибся, записав её как деревянную. "А, срубная! Так это Трёх Святителей! Я там рядом живу, пойдёмте, провожу вас!"... но следствие этой ошибки стала импровизированная экскурсия по крупнейшему российскому ПГТ да разговор с весьма колоритной его обитательницей - всё-таки казаков по происхождению (даже если официально они казаками не числятся) в разговоре узнаешь с первых минут! Казаки - они действительно лихие, интонации их резкие, но не кажущиеся хамоватыми (чем часто грешат южнорусы в целом), движения - быстрые, но верные, ход мысли - прямой и жесткий, да и держатся они с достоинством. Говорят, в 1990-х казаки даже русскими себя не считали, но страх как любили подраться, и по воспоминаниям [livejournal.com profile] igor_alla, особенно часто махались со своим самым что ни на есть историческим противником - ногайцами (которые тут живут в селе Канглы близ Минеральных Вод). И в общем, можно сколько угодно смеяться над "ряженными казачками", но казаки настоящие, по крови, у меня всегда вызывали уважение, тем более над "ряженными" громче всех смеются они.

23.


С проводницей моей разговор же был не об этом, а... ну о чём сейчас говорить незнакомым людям в русской провинции? Конечно же про Украину.

24.


В Горячеводске много вполне городских домов:

25.


Но больше всего мне запомнилась странная купель на улице Бассейной - вроде бы не минеральная, хотя точно не знаю. В любом случае, к "народным ваннам" она не относится. И, обратите внимание, тут везде на заднем плане Машук - из станицы он виден лучше, чем из города:

26.


Церковь Трёх Святителей, между тем, оказалась обычным новоделом (2009-10):

27.


В общем, дело было к закату, я понимал, что потерял с поисками церкви битый час, который мог бы посвятить чему-нибудь в центре (а что я успею заехать в Пятигорск ещё раз - был совсем не уверен), и в общем я  сел и стал ждать маршрутки на вокзал. Но тут рядом остановилось зачем-то такси, с которым я тут же за 150 рублей договорился заехать к Покровской церкви, подождать и отвезти меня на вокзал. Церковь эта стоит в действительно довольно глухом месте, на крутом склоне, но издалека была мне видна не раз:

28.


У неё очень интересная история: казаки тоже привезли её с Волги, но только не сюда, а в Александровскую крепость в 80км севернее. Последняя потеряла своё значение именно из-за подъёма Пятигорска, была упразднена в 1830 году, а в 1837-м и город Александровск понижен до станицы. Казаки и офицеры (тот же Уманов, в усадьбе которого Лермонтов квартировал) стали выезжать оттуда ещё раньше, и в 1825 году церковь вместе с четырьями сотнями казаков переехала в Кисловодскую станицу, где и простояла до рубежа веков. А там казаки решили строить новый храм, старый же в 1903 перевезли в тогдашнюю Нахаловку (то есть бедняцкий район самостроев, трущобы, по-современному говоря) да обложили кирпичом - поэтому провожавшая меня женщина конечно не могла знать, что храм по сути своей деревянный... Но в общем стоила ли она таких поисков - совсем не уверен.

29.


Между тем, я был в крупнейшем (ладно, втором по величине) селе России - станице Каневской (42 тыс. жителей, Краснодарский край), крупнейшей деревне Давыдово (10 тыс. жителей, Подмосковье), крупнейшем ПГТ (37 тыс.), самом маленьком городе бывшего СССР (250 жителей, Панемуне, Литва), а в крупнейшем городе как бы и живу. Впрочем, тут надо сказать, что и Горячеводск, и Орджоникидзевская (официально крупнейшая станица) - всё равно с чем-то срослись (а вот Каневская - обособлена). Если же говорить о крупнейшем обособленном ПГТ России - то как следует из этого списка, таковым можно считать или подмосковное Нахабино (36 тыс. жителей) или... соседнее Иноземцево!

30.


Покидаем станицу по другому мосту проспекта Калинина, где расположен автовокзал (1959). Образцов сталинского стиля в этом жанре немного (навскидку - Харьков, Бишкек), но пятигорский - пожалуй, самый яркий, что я видел.

31.


А на вокзале у меня было 15 минут до электрички, и я решил сбегать к собору Михаила Архангела (1884-98) за путями, едва ли не самому красивому храму Пятигорска. Упоминал я в прошлых постах и то, что с 1961 года храм находится в глубине хладокомбината, делающего знаменитое в этих краях "мягкое пятигорское мороженное", но при этом с 1991 года вновь действует и к нему устроен проход.

32.


Но это оказалось не так-то просто - от вокзала к собору нужно обойти завод практически по всему периметру, и я понял, что не успею:

33.


Хотя народ и здесь массово шёл святить куличи:

34.


Фасад хладокомбината, вдали видны соборные ворота... Ничего, как-нибудь в другой раз. Да уходящий дальше за железную дорогу район Гора-Пост, населённый в основном армянами (и в 1990-х славившийся армянскими гопниками), мне остаётся до следующего приезда.

35.


Напоследок - съездим на трамвае в западные предместья, со стороны Ессентуков: туда ходят 4 маршрута из 8 (два - до Колхозной площади, два - дальше по той же линии до Скачек). Тут, впрочем, надо оговориться - садиться лучше западнее проспекта 40-летия Октября, так как дальше по проспекту Кирова ходят все 4 маршрута, я же ждал у Лермонтовского сквера (и местные мне толком не сумели объяснять, в чём тут подвох), где ходят только трамваи №3 и 6 - на их линиях работает всего по 1 вагону, а потому интервалы их - около полутора часов! Но зато проехался на экзотическом шестом трамвае, где кондуктором был маленький немолодой человечек с кривым лицом, а я устроился у заднего окна и снимал вдоль путей на восток. У вокзала, где старое депо (см. первую часть) давно уже ни один маршрут не имеет конечной, а за вокзалом трамвай уходит в какие-то кусты:

36.


Затем идёт вдоль железной дороги (жаль, не подвернулась в кадр электричка!):

37.


И дальше по длинной-длинной Февральской улице, оставляя слева (то есть если смотреть назад - справа) Квартал - как мне показалось, нелюбимый пятигорчанами район 1970-х годов.

38.


Колхозная площадь с диспетчерским пунктом:

39.


А дальше начинается район Новопятигорск, образованный по решению городских властей в 1902 году. При этом на самом деле это Протопятигорск, так как здесь находилась основанная в 1780 году Константиногорская крепость, близ которой Ермолов в 1816-м велел строить курорт. Крепость упразднена в 1830-е годы, с появлением города, и от неё не осталось почти ничего - только памятный знак на улице Тольятти да нескольок топонимов - например, горы Пост и Пикет.

40.


И ещё - Новопятигорский курган близ станции Новопятигорск (о железной дороге см. здесь), его можно увидеть доли секунды когда поезд подходит к вокзалу. Курган это вполне настоящий и аж в три слоя: в 6-7 веках его насыпали скифы, в 11-12 в нём же хоронили своих людей аланы, и наконец в 18-19 здесь было кладбище крепости.

41.


На курган, тем не менее, можно подняться - лучше всего с него виден Бештау, а за деревьями вокзальчик Новопятигорска:

42.


Школа напротив кургана:

43.


И старые домики Новопятигорска - надо заметить, стоят они здесь далеко не сплошняком:

44.


45.


46.


А если по улице Янышевского (на углу которой тот мега-дом с кадра №40) пройти чуть-чуть от железной дороги, можно выйти к Никольской церкви - ещё одному храму советского времени, и два таких на город - это редчайший случай, я могу вспомнить ещё разве что Магнитогорск. Старый Новопятигорский храм закрыли в 1930-е годы, и в до неузнаваемости перестроенном виде он служит ныне школой глухонемых. Батюшка Николай (Добровольский) сгинул в лагерях, но в 1942 власти вернули прихожанам его дом, и прихожане обустроили там небольшую церковь. В 1957-м общине продали другой дом, покрупнее да саманный, где церковь и обитает - только в 1990 году надстроили второй этаж, звонницу и купол. Внутри хорошо видно, как отличаются изначальные и "новые" стены на разной высоте. Встретили же меня здесь очень по-доброму и напоследок (а это был день после Пасхи) одарили конфетами, крашенными яйцами и целым куличём. В общем, очень доброе место:

47.


Последний район Пятигорска, а вернее его основную достопримечательность, я заснял из окна электрички, у одноимённой станции Скачки напротив вокзала. Речь про основанный в 1885 году Пятигорский ипподром, чья проходная 1930-х годов больше напоминает старый терминал аэропорта, да огромное (830х450м) поле, не раз мелькавшее на видах с гор, похоже на уездный аэродром.

48.


Видел информацию, что окружающие Пятигорск регионы - крупнейший в России центр конезаводства (по крайней мере из 10 "племенных рассадников" СССР тут было два - в Нальчике и Кисловодске), и в 1931 году было создано два зоотехнических института коневодства и конезаводства в Москве и Пятигорске, а при них, соответственно, "ипподромы всесоюзного значения". Как ипподромы федерального значения они известны и ныне, а в 1991-99 Пятигорский ипподром был и вовсе центральным.

49.


Сейчас он, впрочем, выглядит так себе - облезлое главное здание да прошлогодняя афиша. Хотя может просто ещё не открылся сезон... В любом случае, впечатляющее место, даже если (как я) ничего не понимаешь в лошадях.

49а.


И в общем Пятигорск стал для меня главным открытием всей южнорусской поездки: в Астрахани я был не впервые, Элиста заезжана блоггерами и скорее разочаровала, Кисловодск я плохо осмотрел из-за дождя. Хотя можно ли рассматривать Пятигорск вне КМВ? Сами КавМинВоды - главное открытие поездки, а Пятигорск - лишь их ядро. И помимо пяти вершин Бештау, над ним нависает ещё и Машук - так что рано или поздно я сюда вернусь (ведь это ещё отличная база для поездок по Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии) и напишу шестую часть.

В следующих двух постах же - про Железноводск. Но, скорее всего - не раньше понедельника.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
Пятигорск. От вокзала на Цветник.
Пятигорск. Центр "для своих".
Пятигорск. Центр курортный.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Железноводск. Город.
Железноводск. Курортный парк.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.

Date: 2014-06-05 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Большое спасибо за рассказ о прогулке по родным для меня местам.
Позвольте внести небольшие уточнения.
1. Разворотное кольцо трамвая № 1 у Мясокомбината и сам Мясокомбинат находятся на улице Фабричной. Теплосерная заканчивается у тюрьмы.
Часть Горячеводска напротив Кабардинки зовется Васильевским островом - в честь мэра Васильева (руководил городом в 90-е, именно тогда и застраивалось).
2. Жертвы Сорокинских расстрелов (Крайний, Рубин и др.) лежат не на Коммунарском кладбище, а у Вечного огня.
3. Неужели разворотное кольцо у площади на Горячеводском рынке больше не действует? Раньше там была конечна трамвая № 3 и кажется, 5 (во второй половине 90-х).
4. Разворотное кольцо у вокзала было конечной в 1986-1990 для маршрута № 1 и в 1994-1995 для семерки (тогда маршрут только открылся и был в два раза короче).
5. Кадр 37 - справа угол Февральской и Нежнова (герой Советского Союза, пятигорчанин, погиб при освобождении Мозыря), бывшей Широкопрогонной. Раньше на ней располагался пивзавод (теперь он кажется закрыт, впрочем не уверен - открылись же заново кинотеатры "Родина" и "Другар") и одна из двух или трех городских автозаправок (раньше они были редкостью).
6. Кадр 38 - Южная граница Квартала в 1,5 м к северу от этого места. За железной дорогой - Слободка.
7. На Колхозной площади раньше был самый маленький городской рынок - собственно говоря, и рынком называть его было как-то неудобно - несколько бабушек продавало зелень. Но на картах он был обозначен.
Неподалеку от кургана был кинотеатр "Бештау" (он кажется, закрыт навсегда). Кинотеатр "Машук" (у перекрестка Кирова и 40 лет Октября) перестроен и зачем-то переименован в "Галерею Синема". Был ещё "Октябрь" (в центре Горячеводска, у рынка на месте храма), "Спутник" (на Горапосте) и "Пионер" (в поселке Свободы, бывш. Нахаловке, напротив кирпичного завода, на улице Водопадских Коммунаров) и когда-то давно "Эльбрус" (в центре, он вроде был летним). Последних трех я уже не застал -они закрылись то ли в конце 70-х, то ли в начале 80-х. В начале 90-х "Пионер" представлял собой руины - одни только стены, ни окон, ни дверей, ни крыши.
Главная достопримечательность Новопятигорска - все-таки Озеро
И отдельное спасибо за фото 36 - таким я видел пути в начале Февральской, когда возвращался из школы (мы с однокласнниками тоже любили занимать заднюю площадку). Выходил из вагона как раз на пол-пути между 37 и 38.
Жду рассказа про Железноводск и Кисловодск, а также про Таллинн - там, у ворот Виру, прошли детские годы моей мамы.
Edited Date: 2014-06-05 01:16 pm (UTC)

Date: 2014-06-05 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com
А еще в кинотеатре "Бештау" была небольшая библиотека. В 90-х она сгорела.

Date: 2014-06-05 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Печальная история. У некоторых сельских библиотек на Ставрополье она была еще трагичнее...

Date: 2014-06-05 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] seregaagaev.livejournal.com
Отличный репортаж, спасибо!
Кстати на 49 фото если не ошибаюсь, Бельведер.

Date: 2014-06-05 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] raders.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2014-06-05 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com
Главная функция кургана сейчас - зимняя горка. Конечно, когда есть снег.

В 80-х интерес к конному спорту был невелик, а на ипподроме собирались старые косматые и довольно вонючие деды. Был у них там такой клуб. Как-то я туда ходил со своим пятигорским прадедом, может раз или два. Потом был там уже в 2000-х, и все было очень живо и прилично.

Да и к тому, что казаки де себя не считали русскими: я с горячеводскими казаками дел не имел, может они такое и болтали в 90-х. Во-первых, от небольшого ума, а во-вторых, потому что в первые ельцинские годы им были положены всякие льготы, включая практически беспроцентные кредиты. Возможно, тогда они себя почувствовали каким-то особенными, не знаю. Могу только сказать, что среди ессентукских, т.е. исконных терских казаков никто на моей памяти не сомневался в своей русскости и всегда называли себя только русскими.
Edited Date: 2014-06-05 03:36 pm (UTC)

Date: 2014-06-05 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Терские казаки больше других цепляются за свою русскость.

Date: 2014-06-05 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
В тогдашних новостях по местному радио сообщалось о каком-то мероприятии в котором приняли участие представители русских, армян, кабардинцев, карачаевцев, греков, украинцев... и казаков. Меня это тогда повеселило. В 90-е на Кубани чуть было Казачью республику не создали - наряду с отдельной Черкесской, Карачаевской и Абазинской.

Date: 2014-06-05 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com
Да, в 90-х вообще всякая муть поднялась, теперь вспомнить стыдно. У казаков потенциально был задел на отдельный народ; в принципе ведь на Украине казачество, точнее миф о казачестве, стал стержнем национальной идеологии. Если бы тогда РФ совсем развалилась, то могла бы и какая-то Казакия всплыть...

Date: 2014-06-05 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Ещё порадовало наличие триангуляционных пунктов на вершинах (например, на вершине кургана)- в Калининградской области их почти все в 90-е на металлолом сдали.

Date: 2014-06-05 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Ещё в Кабардинке в свое время жил Лев Толстой!
В Горячеводске самое живописное место - в конце проспекта Советской Армии, на берегах Юцы (они довольно высокие).
Про возвращенный дом священника - в 1942 году (с августа) в городе были немцы. Может все-таки в 1943? Вроде бы тогда начали возвращать храмы...

Date: 2014-06-08 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Как раз немцы очень активно открывали храмы на оккупированной территории. Даже там, где фашисты были всего пару месяцев, типа Волоколамска или Солнечногорска.

Date: 2014-06-08 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Да, я знаю. Поэтому и переспросил про дату и обстоятельства.

Date: 2014-06-05 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Поправлю себя - сначала жертвы Сорокинского мятежа были похоронены на Коммунарском кладбище, а спустя много лет их перезахоронили у Вечного огня.

Date: 2014-06-05 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com
Да, и если соберетесь еще на Северный Кавказ, то я очень советую Владикавказ. Во-первых, он совершенно безопасный, а во-вторых, ужасно интересный именно как город.

Date: 2014-06-06 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] winograd333.livejournal.com
Здравствуйте. Украина - фашистская страна. Не сомневаюсь.

Но попробуем найти Уфимскую улицу в Москве
Кто-то так сказал: "Власти некоторых стран вспоминают добрым словом о племенных "этнических" меньшинствах только когда есть возможность умереть за империю. В остальных случаях - они - обуза.

Каких стран - не пишу, что-бы не было клеветы.

Я мало знаком с творчеством руководителей США, но слышал, что они восхвалили индейцев во вторую мировую войну. Восхваляли-ли в другое время - не знаю

Также 100% не могу сказать про политику России в этом вопросе, но могу сказать два любопытных факта:

1. Говорят, что "нерусские" были в ополчении Минина и Пожарского. И некоторые считают, что Минин - татарча, хотя большинство историков это опровергает. Также были тюрки в армии Кутузова.

2. Хорошо зная родную Москву могу сказать, что в Старой Москве (в черте Кольцевой дороги) очень хорошо надо поискать улицу, названную в честь "нерусского", не являющегося героем Отечественных войн, Гражданской войны, Милиции, или коммунистическим руководителем (Ибрагимов, Пик). Это показатель говорит о многом. Попробую вспомнить:

- Саломея Нерис - литовка, но литовцы - достаточно близки русским (хотя некоторые деятели это отрицают, но даже внешне похожи)

- Донелайтис - также

- Ян Райнис - также

- Твардовский - русский (ну или близкий поляк-белорус)

- Фабрициус - литовец. Хотя может Герой Войны. Проверять неохота

- Сергей Эйзенштейн - не то еврей, не то славянин. Но в любом случае первый яркий мощный коммунистический кинематографист

- Солженицин - русский фашист (Великий Городницкий http://www.vaadua.org/Hadashot%202010/hadashot%2004-2010/Had%2005-04-2010.html) был расстроен, почитав его 200 лет вместе http://www.lechaim.ru/ARHIV/152/bek.htm ). Кстати, в посткоммунистические времена единственный деятель культуры, в честь которого назвали улицу. Понятно, за заслуги в обличение советизма. Но то, что это фашист, никто не отменял.

- Хачатурян - о что то явно нерусское

- Лесков русский, скорее всего

- Конёнков - белорус

- Лебедев - русский

- Ломоносов - русский

- Мичурин - русский

- Королёв - русский

- Цандер - немец

- Кондратюк - немец

- Мухина не то русская не то латышка не то еврейка

- Власов (архитектор) - русский

- Пилюгин - русский

- Челомей - поляк

- Миллионщиков - русский, возможно, с примесью цыганской или чеченской

Продолжать вспоминать надоело. Умеющий думать додумает. Скажу только, что в Казани есть площадь Габдуллы Тукая, и станция метро в её честь. В Москве-же нет улицы в честь татарского деятеля культуры. Это при том, что татары - крупнейшее меньшинство в Москве, и даже 99,99999 самых отмороженных русских фашистов к татарам претензий не имеют (их творчество я читал и немало). Нашлось место для литовцев Донелайтиса,Нерис,Райниса, а для татарина не нашлось. А сколько в Москве литовцев и сколько татар? Последних много больше. Для иностранного Сальвадора Альенде нашлось место. А для Тукая нет. Для армянина Хачатуряна нашлось место, а для Тукая нет.

Это было ещё при РСФСР. Но факт настораживает.



Также нет улиц в честь городов с большим процентом тюрского населения. Идём по Волге вниз: Тверская,Ярославская,Костромская,Нижегородская, а вот Чебоксарской и Казанской нет, есть Красный Казанец, но это Железнодорожник Московско-Казанской дороги, а не житель Казани). Есть Волгоградский, Саратовская, Астраханской нет. Не нравится Волга - но мы не найдём на карте Москвы Уфимской, Махачкалинской улиц. Зато есть Пермская,Ростовская,Ставропольская. Почему города с большим процентом нерусского населения умышленно проигнорированы?

Не является-ли это вредительством с целью выполнение плана Далласа?

О том, как племенные сепаратисты http://aheku.org/news/incidents/5722#get-o_contid_37306;index.php;r=opinion&area=comments&objectid=37306&a=p&x=A08D2C1D относятся к Украине, читаем здесь http://aheku.org/news/society/5831#comments
Не люблю сепаратистов, но с их высказываниях есть и конструктивная критика, к сожалению
И ещё: Читайте Городницкого. Он хорошо выссказывается по племенным "этническим" вопросам

Date: 2014-06-06 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
И к чему здесь эта простыня?

Date: 2014-06-06 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] winograd333.livejournal.com
Ну вы-же типа этнограф. Вот вам занимательный факт - при наличии улиц Иловайской,Рочдельской,Братиславской,Череповецкой,Петрозаводской,Бакинской,Ферганской проигнорированы крупнейшие города с большим процентом нерусского населения.

Самое реально опущеное меньшинство в России - кабардинцы - восточные адыги. Что-бы вы знали, как этнограф. Потому-что был эпизод, что Вождь нации возложил цветы к гражданину, убитому в драке кабардинцем. Это при тысячах драк с таким исходом по всей России ежегодно. Молдаван убил девчонок под Истрой - вождь им цветочки не возложил. По могилам убитых украинцем чикатиллой россиян вождь не проехался. Мамаша в Долгопрудном выкинула детишек в окно 14 этажа - но там что-то вождя на похоронах видно не было. В Санкт-Петербурге не за что убиты двое инкассаторов и случайный прохожий грабителями-маньяками, вождь не поехал хоронить земляков. Из этого видим, что имеем дело с фашистским государственным режимом

Date: 2014-06-06 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Фабрициус - латыш. Герой Гражданской войны.

Date: 2014-06-06 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
По-моему, в Пятигорске был не институт, а техникум коневодства. Его преемником стал сельскохозяйственный техникум на ул. Коллективной, позднее - аграрный колледж (ныне - объединен с торговым колледжем). Здание по адресу Коллективная, 38 называли бывшими конюшнями техникума, причем утверждалось, что оно якобы дореволюционной постройки, и что на этой территории была какая-то усадьба. Здание радиошколы в начале улицы и в самом деле старое.
Edited Date: 2014-06-06 01:47 pm (UTC)

Date: 2014-06-06 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Нет, все-таки он был Институтом.
А вообще, про Пятигорск можно написать не 6, а 10 постов.

Date: 2014-06-06 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Трамваи первого маршрута, как правило, редко были полными. Забитыми под завязку видел их только один раз.

Date: 2014-06-07 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] fotovivo.livejournal.com
Интересная прогулка по окраинам.
Улица Теплосерная название какое поэтичное )

(Из друзей-друзей занесло случайным ветром,
привет! :)

Date: 2014-06-07 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] albinos76.livejournal.com
Зачетная серия фотопрогулок) спасибо.

Date: 2016-08-07 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ivan-maksimenko.livejournal.com
23 фото, бывший ДК и спорта.
24 фото, Вечный огонь и мемориал с землёй из городов героев (сейчас, наверное это уже не так).
25 фото, это госпиталь ВОВ а не многоэтажки. Дома расположены по соседству, а на против госпиталя была общественная баня.
26 фото, раньше (в 80-2000) в этом овраге били несколько родников и дно оврага было заболочено. Мы с пацанами там воду пили, ледяная была аж зубы ломило.
Все эти фото сделаны в одном месте которое местные называли (называют) ДК.

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 18th, 2025 07:15 pm
Powered by Dreamwidth Studios