shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


Мне доводилось ночевать в разных местах - от пафосных гостиниц до заводских общаг, от миниотелей с евроусловиями до возкальных комнат отдыха. Многие из таких мест мне чем-то запомнились - как хорошим, так и плохим. О многих я рассказываю анекдоты, многие наоборот вспоминаю с удовольствием и жалею, что ночевал там мало.

Но первый раз место ночлега, причём  вполне официальное, заслуживает отдельного поста. Речь идёт о гостевом доме в Кимже - красивейшем из селений Мезени. Впрочем, для меня этот дом теперь просто "дом Нины Николаевны". Возможность пожить не просто в деревне, а в натуральном этнографическом музее.

Изба Нины Николаевны стоит на главной улице Кимжи, соседней дом с местным клубом в сторону Одигитриевской церкви. Классическая поморская изба, где всё под одной крышей, а конёк украшен деревянной конской головой. Этот "шестистенок", или "изба-связь" - под одной крышей не только хозяйственный двор, но и две жилые избы, "шов" между которыми хорошо виден.



Нина Николаевна Селиванова - не кимженка, а жительница Архангельска. В сфере туризма она работала всю жизнь, в том числе даже с обитателями Рублёвки, но в основном - на Русском Севере. Проекты, которыми она занималась - весьма нетривиальные: скажем, походы на Соловецкие острова под парусом. Дом в Кимже купила еще летом-2008, почти сразу после постройки дороги. И занялась обустройством его под гостиницу.

Дверь. Замка на ней обычно не висит, надо взять за кольцо и слегка его повернуть:



Телефон Нины Николаевны в Сети есть, да с ошибкой... На самом деле он отличается на одну цифру: 8(81848)59411. Тот телефон, что можно найти по Яндексу оканчивается на 441, и это телефон клуба. Там, конечно, Нину Николаевну знают, но во-первых туда очень трудно дозвониться (обычно никто трубку не берёт), а во-вторых зачем лишний раз людей беспокоить? Нина Николаевна в непосредственной близости от телефона почти всегда, но периодически уезжают в Архангельск.

Та же дверь изнутри:



Меня сразу расположил уже голос Нины Николаевны и её интонации: она прекрасно вжилась в роль хлебосольной селянки. Размещение в гостевом доме стоит 1000р. с питанием: горячее она готовит сама, всё остальное просто лежит на столе - так что перекусить можно в любой момент. Магазин в Кимже один и с вполне сельским ассортиментом - так что разница в цене того стоит (без питания 700р.). А обед будет готов к вашему приезду или приходу с прогулки. Постояльцы у Нины Николаевны бывают далеко не каждый день, а сама она очень интересный собеседник, слушает всегда с интересом, и сама может многое рассказать.

Коридор избы. Жилая часть - на втором этаже, у фасада (что характерно для Севера). В избах-связях жило обычно две семьи - отца и сына. Целая семья (а это бывало и 10-15 человек) обычно ютилась в одной комнате. В нынешних условиях в комнате у входа живёт хозяйка (там же кухня и стол), в другой - гости.



Так как кимжане, в отличие от нас, устали не от цивилизации, а от её отсутствия, они свои избы стараются обставить посовременее. А Нина Николаевна наоборот из избы сдеала что-то вроде мини-музея, куда собирала вещи со всего села:



В общем-то стандартный набор: крынки, сундуки, керосинки, самовары, зингеры и прочее:



Это всё не действующее - но жить среди таких вещей, вдыхать их запах (да и просто запах старого деревянного дома) - чудесно...
Комната Нины Николаевны - более тесная и эклектичная:



Здесь больше современных предметов, но больше и поморских древностей:


Над входом - полати, то есть спальные антресоли. Когда в такой комнате жило десять человек - была очень полезная вещь. В старые добрые времена там стелили сено, сейчас, как видите - нормальный матрас. А еще шторка. Нина Николаевна говорит, что самое уютное место в избе.



Толстенная балка под потолком из цельного бревна - матица. Под ней висит и поворачивается от потоков воздуха "птица счастья", вырезанная из щепы. Это вообще распространённое на Русском Севере украшение:



Про матицу Нина Николаевна рассказывала: "
-Приехал ко мне как-то глава района, сидит тут с сопровождающим, чаёк попивает, и говорит так важно: "А матрица у вас знатная!". Я его поправляю: "Не матрица, а матица". Он продолжает через некоторое время опять: "А на матрице этой..." - я его опять поправляю. Он меня живьём съесть готов был! Нет бы прислушаться, сделать вид, что просто оговорился, с каждым бывает...

А я подумал: главы районов - они такие. В своём районе всё называет так, как заблагорассудится. Тем более на Мезени глава района - это настоящий "начальник Чукотки".
Кстати, гость сидит в красном углу, под иконой:



Напротив - русская печь, а за печью кухня. Еда тут, кстати, не очень вкусная - но дело не в том, как приготовлено, а в том, что на Мезени почти мертво сельское хозяйство, и большинство продуктов завозные. Ну а в таких краях всё завозное - не первой свежести. Так что парного молока и прочей классики жанра не ждите.



А вообще комната похожа на музей. В Кимже есть и официальный этнографический музей "Политов дом", также соседний с клубом, но с другой стороны. Его я так и не застал открытым, а Нина Николаевна говорит, что у неё коллекция не хуже. Может и приукрашивает, но вряд ли  сильно.



На стенах много репродукций с пейзажами Соловков (почему-то), немного - с видами Кимжи и немного - утраченным соборным комплексом Мезени (города). А еще вы вероятно заметили дощечки с психоделическими картинками?



Это "мезенская роспись" по  дереву - довольно известный местный промысел. Удивительная графика - вероятно, следствие контактов с ненцами, которые зимой приезжают торговать даже и в Кимжу (Нина Николаевна рассказывала, как зимой купила у них лосятины, которой хватило до начала лета).



Вообще, насчёт "дома Политова" не знаю, а с краеведческим музеем в Мезени у Нины Николаевны коллекция вполне сопоставима:



Кстати, росписи на русской печке - новые, и оставили их постояльцы: как-то у неё квартировали студенты-художники из Петербурга, которых очень заинтересовали расписаные коробы и дощечки, и Нина Николаевна предложила им расписать печь. Получилось неплохо!

А это - комната постояльцев:



Здесь три кровати. Наверное, если народу больше - то и на полу постелить можно. Это уж как договориться. Но я был здесь один.
Кровать, на которой я спал - та, что около печки. Вид в обратную сторону, у шкафа мой рюкзак:



Здесь тепло, свежо и очень-очень тихо. Есть фумитокс и обогреватель. Удобства - не в самой комнате, но прямо за дверью. А еще у Нины Николаевны довольно хорошая библиотека краеведческой литературы о Мезени и открыток - сиди читай белой ночью или долгими зимними вечерами. Кстати, несмотря на отсутствие водопровода и отопления, с электричеством всё в порядке - и лампа есть, и розетка аккумуляторы зарядить. Но важно другое - в Кимже НЕ ЛОВИТ МОБИЛЬНИК. Вообще никакой и нигде!



Русская печь - тоже не такая простая вещь, как кажется. Вообще, много ли людей в мегаполисе знают принцип её работы? "Русская печь" - это ведь не национальная, а техническая характеристика: она устроена крайне просто, но при этом это чудо инженерной мысли Средних веков. Печь обогревает комнаты не огнём - огонь просто раскаляет камни, из которых она сложена, а из-за большого объёма печь обладает огромной теплоёмкостью. Как следует натопленная печь без огня будет остывать несколько дней, обогревая помещение мягким живым теплом. Одну ночь я спал при обогревателе, другую - при натопленной печи. Разница - примерно как между консервами и свежепойманной и приготовленной на костре рыбой.

Очень мягкая кровать, и тишина такая, что её можно слушать, как музыку... Пьяняще чистый воздух, всегда готовая еда. Уединение в сочетании с возможностью поговорить с интересным человеком. Кто-то мне тут в ЖЖ сказал, что за 1000р. в Европе была бы СКАЗКА. А это что, не сказка, что ли?



Нина Николаевна подняла эти комнаты из разрухи где-то за 2 месяца. Кимжане, сами в основном довольно ленивые, даже не верили, что такое возможно. Но у избы еще есть огромная хозяйственная часть, которую только предстоит обустроить. Планов у хозяйки очень много.



Оцените толщину матиц:





Стены комнат. Слева - хозяйкина, справа - моя (ну или Ваша, если приедете):



Блага цивилизации тоже имеются:



Единственная альтернатива этой избе на всей Мезени - гостиница в райцентре, где за 1400р. у вас будет номер без удобств, отопления, горячей воды, а утром Вас навестит пограничник и попросит вон из города, а то и оштрафует на 500р. (Мезень и всё, что ниже по течению, входит в погранзону, а Кимжа открыта для всех).



Вид из окна - в следующей части осмотрим саму Кимжу, даже без своей главной гордости Одигитриевской церкви это место фантастическое!



В Архангельск мы с Ниной Николаевной ехали вместе. Я на поезд, она по своим делам на выходные. Рассчитались по бартеру: я ей дал 800р. и оплатил за двоих проезд в маршрутке. Было очень странно наблюдать, как по мере приближения к цивилизации добрая селянка превращалась в энергичную деловую женщину из большого города. Моё пребывание здесь даже не окупило её поездку (2400р. в оба конца). Но хочется верить, всё впереди. Впрочем, массового туризма на Мезени не будет никогда, и не туризм разрушит её самобытность.

Подробнее и актуальнее (на 2015 год) о Кимже и Мезени - смотрите здесь.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
От Онеги до Пинеги
Няндома. Железная дорога и смерч.
Архангельск. То, что не увидел в сентябре-2009.
Архангельск - Белогорский.
Мезенский тракт..
Белогорский - Голубино.
Пинежский карст и пещера Голубинский провал.
Красная Горка.
Пинега.
Мезень.
Пинега - Мезень.
Кимжа. Дом Нины Николаевны.
Кимжа. По селу.
Дорогорское.
Мезень.

Date: 2010-07-10 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
однако, цены... там вообще, как я понял, недешево - потому что своего ничего нет?

Date: 2010-07-10 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это ведь официально считается Крайний Север. А там всё дороже. Во-первых, надо завозить всё, во-вторых намного больше расход топливо и энергии. Причём если здесь цены сопоставимы с нашими, то на Сибирском Севере разница, говорят, в несколько раз.
Взять скажем маршрутку.
До Пинеги официальная (с автовокзала) буханка стоит 400р. Умножаем на 2 (пропорционально расстоянию) - 800р. Еще 1000р. за всю маршрутку на паромы. Делим на число пассажиров (учитывая, что маршрутки не всегда полные) - выходит, реальная цена рублей 900, а еще 300р. накручивает перевозчик. Но официальных автобусов нет, а самолёт стоит около 3000р.

А с гостиницей - думаю, дело не только в регионе, но и в монополизме. У них же до недавнего времени не было конкурентов.

Ну а цена в гостевом доме - по-моему, всё-таки адекватная, по крайней мере для этойстраны.

Date: 2011-01-20 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] jeka-jk.livejournal.com
сколько стоят сутки.А то не понял из Вашего рассказа. Спасибо

Date: 2014-11-15 03:44 am (UTC)
From: [identity profile] Виктор Петров (from livejournal.com)
В крайний раз (год назад) автобус до Мезени стоил 2000 рублей. Шамолёт 3500. Это не в распуту. Там подороже и то, и другое. Про гостиницы не в курсе. А где найдёшь за 1000 рублей?
Про молоко. Надо было поискать.
(deleted comment)

Date: 2010-07-10 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне тоже так показалось. На самом деле здесь похожий климат и много общего в природе - например, болота почти не уступают югорским. Впрочем, в Югре и Тюменской области я бывал только зимой, так что могу ошибаться.
Вообще же, новгородская Югория начиналась как раз за Мезенью, включала Северную Коми, Ямал и Югру.

Date: 2014-11-15 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] Виктор Петров (from livejournal.com)
Дык а кто, как не новгородцы осваивали Сибирь с севера?! Наши предки до Америки дошли. А то и подале.

Date: 2010-07-10 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] whoiskto.livejournal.com
Очень замечательный дом!
Спасибо за рассказ!

Date: 2010-07-10 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] polikliet.livejournal.com
Интересно. Ещё раз отметил сходство с великопермскими сёлами и домами. Очень понравилась мезенская роспись, наверное даже купил бы себе что-нибудь из неё, если бы увидел.

Date: 2010-07-10 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Роспись да... А облик деревень по-моему тут всё-таки другой. Хотя, скоро в Пермь Великую еще раз еду, заодно и сравню свежим взглядом.

Date: 2010-07-10 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] polikliet.livejournal.com
Сходство в том, что живут в основном на втором этаже, а первый выполняет хозфункцию. А по размерам великопермские избы, конечно, меньше. Ну, и ещё в архангельских сёлах и деревнях нет традиционных кедров.

Date: 2014-11-15 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] Виктор Петров (from livejournal.com)
Что, роспись такая же? Где можно посмотреть?
Вот ещё домишкоImage
Это, кстати, тоже Кимжа.

Date: 2010-07-10 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] begemot-0007.livejournal.com
Звыняйте шо я свистнул все фотки...

Date: 2010-07-10 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Если со ссылкой - то я только за :)

Date: 2010-07-10 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] begemot-0007.livejournal.com
Я не для перепоста я себе на харде сделал папку
Фотки супер

Date: 2010-07-11 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2010-07-10 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Место супер!

Только боюсь, что Кимжу начнут раскручивать, как Соловки.

Date: 2010-07-11 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вряд ли. Всё-таки для массового туризма далековато.

Date: 2014-11-15 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] Виктор Петров (from livejournal.com)
А Соловки уже раскрутили? И какие последствия?

Date: 2014-11-15 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Просто туристов стало больше...

Date: 2010-07-10 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] whoiskto.livejournal.com
а где они работаюи все?
почему питаются из магазинов,у них нет своих хозяйств ?
про школу вы мне не ответили,у них есть школа,больница своя?

Date: 2010-07-11 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Школа есть, учится 4 человека :) Больница - видимо, в Дорогорском.
Насчёт работы - не знаю. Ну несколько человек в кочегарке, несколько в магазине, несколько в школе, несколько в клубе, кто-нибудь на лесозаготовках... В общем, учитывая, что в деревне живёт около 100 человек, из которых минимум 30-40 - старики, всем хватает.
Ну немного хозяйства там всё-таки есть - видел табун лошадей, стадо коз, трёх коров с быком. А еще рыбалка и собирательство.
Хозяйство тут в принципе возможно, но настолько тяжело в этом климате, что лучше уж в магазин ходить.

Date: 2010-07-11 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] whoiskto.livejournal.com
Спасибо за ответ.
:)

Date: 2014-11-15 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] Виктор Петров (from livejournal.com)
Школа есть в соседней деревне (Дорогорское). ФАП тоже там же (может и в Кимже есть, точно не помню). Больница в административном центре (Мезень).
Огороды есть у всех. Живность есть у некоторых.
С работой у нас трудно.
Плюс рыбалка - охота.

Date: 2010-07-11 12:07 am (UTC)
From: [identity profile] nemori-aka-nim.livejournal.com
Как интересно и красиво! Дом - настоящая сказка, русская и такая теплая, уютная (:

Date: 2010-07-11 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот-вот, сказка :)
Хотя само село еще сказочнее!

Date: 2014-11-15 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] Виктор Петров (from livejournal.com)
"Настоящие" дома скромнее. В плане убранства.

Date: 2010-07-11 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] mikat75.livejournal.com
Во время войны я жил в избах с русской печью и полатями. С другой стороны печи были еще лежанки. Печь использовалась не только для обогреву, но и для приготовления пищи. До сих пор в глазах картинки - чугунные котлы, огромные сковороды, ухваты, крынки с топленым молоком... Сначала томятся в печи, потом ставятся в холодный погреб. Вверху толлстенный слой сливок с красной пенкой. Но это я рассказываю про Ростов Великий и Ульяновскую обл. В печи получается такая вкусная еда - она же там томится. Еда там остается долго горячей. А когда приходит хозяин, все достается именно оттуда. Недаром говорят: "Что есть в печи, на стол мечи".
А на полатях всегда спали старики и дети. Там теплее, чем внизу, - снизу выдувает, а там дольше остается тепло. Но все же странно, почему не держат огород (можно ведь под пленкой) и живность. Траву-то для прокорма скотины можно, поди, заготовить. А приусадебные участки к народа есть?

Date: 2010-07-11 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, в избе на самом деле всё было продумано и совершенно. Для тех условий (и климатических, и хозяйственных, и семейных) ничего лучше создать было нельзя.

С сельским хозяйством там всё-таки очень туго. Хотя скот есть, немного - табун лошадей, стадо коз, пара коров с быком. Но в остальном - дело ведь даже не в холодах, а в том, что лето слишком короткое, а почвы слишком скудные. В старину у людей просто не было выбора, а сейчас в магазин ходить проще. Как бы, цивилизация даже в самом примитивном виде даёт то, что людям тут приходилось добывать тяжким трудом (свет, тепло, немного еды) и даже чуть больше. Потребность помора-селянина вполне в пределах "минималки" или пенсии.

Date: 2014-11-15 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] Виктор Петров (from livejournal.com)
Травы - море. Наши предки селились именно в таких местах. Заливные луга кругом. Кто сказал что живности нет? Кто сказал что нет огорода?

Date: 2010-07-11 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] shurikbarne.livejournal.com
Замечательные две подборки про поморские деревни, спасибо. А дальше? Все свободны, Вы вернулись в проклятую всеми М-ву, и ??? У Вас после этой поездки созрели какие-то мысли, что и как изменить вокруг себя?

Date: 2010-07-11 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Менять что-то надо в первую очередь внутри себя. Разруха на улице - прямое продолжение разрухи в головах.

Date: 2010-07-11 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] shurikbarne.livejournal.com
Согласен. Но это внутри неизбежно (надеюсь) отражается на вовне. В Вашем случае это как-то отразилось?

Date: 2010-07-11 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спокойнее на душе стало. Вообще, как-то миролюбия прибавилось. Кое-кого сумел простить.
Но подробнее рассказывать не буду - всё-таки личное :)

Date: 2010-07-11 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] york-shambles.livejournal.com
Илья, а сколько все же там стоят дома? Тот что у Нины Николаевны например?

Date: 2010-07-11 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну вот честно - не знаю. Забыл спросить! Но можно если что позвонить туда узнать, скажем по телефону клуба :)

Date: 2014-11-15 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] Виктор Петров (from livejournal.com)
Проще новый заказать. Дешевле выйдет. Это я тебе как местный говорю. Хотя если нестарый купишь, то тоже неплохо. Выбирай.

Date: 2014-05-16 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] elsa-alma.livejournal.com
А мы с сестрой в соседней комнате жили :)

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 29th, 2025 06:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios