shagonar: (Default)
[personal profile] shagonar


В Бишкеке, столице Кыргызстана (900 тыс. жителей, а с пригородами все полтора миллиона) я уже бывал позапрошлой осенью, путешествуя по этой красивой и гостеприимной горной стране. И хотя Бишкек тогда запомнился мне самым неприятным местом Киргизии, всё же столица не может не быть интересной, так что написал я тогда о нём 6 постов: Вокзалы и базары. || Площадь Ала-Тоо || Бульвар Эркиндик || Чуйский проспект || Старый Пишпек || Чон-Арык и виды города. Сейчас более всего советую прочесть последний: с юга над Бишкеком нависает весьма внушительная сопка Чон-Арык, на которой находится кладбище с могилами киргизских вождей-манапов. В прошлый раз мы с [livejournal.com profile] darkiya_v приехали не тот её склон, с которого, впрочем, хорошо полюбовались городом на закате.

Ну а не далее как вчера, по дороге из Москвы в Алма-Ату меня вновь занесло в Бишкек, и я решил исправить ошибку. В Киргизии я провёл в этот раз не три недели (как в прошлый), а всего-то пол-дня, но материала успел набрать на два поста: в первом - о некрополях Байтик (с мавзолеями манапов) и Ата-Бейит (с мемориалами жертвам репрессий и революций), а во втором - о небольшом народном празднике, куда я совершенно случайно попал на остатка киргизской ВДНХ.

По дороге в Шереметьево, куда меня отвозил отец, я с удивлением узнал, что оказывается в некоторой степени являюсь эстонцем - в самом прямом, и при том весьма трагическом смысле: эстонцем, как оказалось, был мой сгинувший в 1943-м прадед, которого даже бабушка-то в сознательном возрасте не видела, правда в Эстонии ни разу не бывавшим - его предки уехали оттуда ещё при царе. Это, так сказать, последний реверанс к "итогам Западного пояса", которые я старательно выкладывал в ЖЖ накануне отъезда (оглавление есть в начале этого или в конце вот этого постов).

2.


Именно через Бишкек в Алма-Ату (а главная цель у меня сейчас и вовсе Узбекистан, куда отбываю послезавтра) я летел не случайно: до последней (а также и до Ташкента) цены выросли в добрых полтора раза, видимо будучи привязанными к какому-нибудь доллару или швейцарскому франку, а вот до Бишкека и Оша остались как были: 5 тыс. рублей аэрофлотом, а местной авиакомпанией и вовсе 2,5 тысячи. Я выбрал всё же "Аэрофлот", и вот проходим в Шереметьево границу - следующие несколько часов мне предстояло провести (де-юре) снаружи всех государств:

3.


В салоне больше половины народу были русские, причём в основном не кыргызстанцы, а давно уже россияне или даже эмигранты, навещающие родных в Средней Азии. Ещё в очереди взгляд сходу выцепил пару казахов - от киргизов их отличает гонор в позе и взгляде. Мы очень мягко взлетели и почти незаметно сели, но полёт прошёл тяжело - из 4 часов два часа нас сопровождала укачавшая меня турбулентность. И выходя в бишкекский аэропорт "Манас", я ещё не вполне осознавал, что УЖЕ достиг Туркестана. А вот люди в аэропорту ждут багаж, в который мне пришлось сдать рюкзак из-за вилки и ножика (хотя как кто-то мудро заметил в интернетах, человек, способный захватить самолёт при помощи таких инструментов, сможет это сделать и без них).

4.


Надо сказать, это мой аж 4-й визит в "Манас" - в прошлый приезд очень дёшевы были и местные авиалинии, я летал сюда из Алма-Аты и обратно, а также возвращался самолётом из Оша (дорога через тянь-шаньские перевалы, конечно, очень красива, но второй раз по ней ехать мы сочли нецелесообразным). Тогда достопримечательностью аэропорта были американские самолёты, снабжавшие кампанию в Афганистане, и на вопрос, стоят ли они ещё там, пассажирка с соседнего кресла (кстати, местная) ответила "Ушли эти гады!". Обо всём этом с прошлого приезда у меня был отдельный пост. А сейчас, отбившись от таксистов и поменяв денег (как оказалось - лишко) я заскочил в уже привычную маршрутку и проясняющейся предрассветной темноте поехал в город.

5.


По пути разговорился с пожилым киргизом, говорившим по-русски без акцента. Оказался интересный человек - по стране (ещё СССР) поездил не меньше меня (но в основном по делам), имеет двойное гражданство с пропиской в Петербурге, пенсию получает в рублях, но живёт не ей - то ремонтом компьютеров и софта занимался, то столярную мастерскую держал... В общем, идеей моей он проникся и решил проводить меня до нужной мне маршрутки. По дороге рассказал много интересного, мне запомнилась пара историй о том, как он боролся с коррупцией: "А они мне говорят - ну мы конечно сделаем, но ты нас вот на такую-то сумму отблагодари; а я им - это дело сложное, надо подумать, чтобы не переплатить, давайте я завтра вам позвоню, а пока что  посоветуюсь с (перечисляет человек 10). Те как-то сразу поскучнели и нехотя согласились без вознаграждения".

6.


Бишкек рано утром, обычно шумный и суетный, меня поразил, напротив, малолюдием и чистотой. Прошлый кадр снят на Чуйском проспекте, следующий - где-то южнее него, на переднем плане российское посольство, на заднем две строящиеся башни, видимо уже самые высокие здание Бишкека. Два года назад их ещё не было.

7.


А потом я вдруг увидел ГОРЫ... и каждый раз, прибывая в тянь-шаньские предгорья и видя эти пики над обыденными городскими улицами, я испытываю почти детский восторог:

8.


Прошлый кадр снят практически с искомой остановки на главной "вертикальной" оси Бишкека - за железнодорожным мостом проспекта Манаса переходит в проспект Мира (Тынычтык). На остановке сидела девушка, национальность которой я сразу даже не опознал - русские глаза и волосы, киргизские скулы и лоб. Мой проводник (имя его забыл спросить) поинтересовался у неё, чем тут ехать куда мне надо, и она назвала три маршрутки - 265, 266 и 295. Затем попрощались, и провожавший меня человек пошёл на свою маршрутку за углом. Девушка же оказалась русской и возвращалась в пригородное село с ночной службы перед Пасхой... вот так вот вышло: все в ту ночь в церковь, а я на самолёт, зато чуть ближе к небу. Собеседница моя оказалась очень приятной - скромной, чистой, но без демонстративной набожности; узнав, что я путешественник, посетовала, что далеко ездить у них нет возможности, но зато любят с друзьями кататься на велосипеде по окрестным горам. Я в ответ, как водится, посетовал, что у нас зато нет гор... Дальше подошла маршрутка, и минут 20 мы ехали по прямой, мимо того самого места, куда нас занесло в прошлый раз по ошибке (кадр тогдашний - вечер и осень):

9.


Вот едем по краю Чон-Арыка, впереди Киргизский Алатау, и близости гигантских гор обманчива - до них километров 20, высота же этих пиков хорошо за 4000м:

10.


Что такое "некрополь Байтика", в Бишкек почти никто не знает. Можно спрашивать дорогу на аил Байтик, а можно - на некрополь Ата-Бейит, но самый удобный вариант - просто Арка. Вот она, собственно, как раз у развилки - из трёх маршруток одна уходит налево (к Ата-Бейиту и дальше Аламединскому ущелью), две - прямо, к ущелью Ала-Арча.

11.


А строго справа видна и наша цель: Ханские могилки - говорят, это название известно коренным бишкекчанам, но мне таковые видимо не попадались. Историческое же название - Чон-Арыкское кладбище, но при упоминании в одном предложении слов Чон-Арык и кладбище, бишкекчанин представляет себе огромное современное Юго-Восточной кладбище на обращённом к городу склоне Чон-Арыка, куда собственно нас и послали в прошлый раз.

12.


Основные предместья Бишкека - западнее и восточнее города, вдоль трассы и железной дороги, и там почти сплошная агломерация от Кара-Балты до Токмака. Что-то тянется на север, к казахской границе, а вот на юге, перед горами, относительно просторно.

13.


Пассажирская авиация всё же творит чудеса - ещё несколько часов назад вокруг была московская обыденность, а теперь - белоснежные пики, кони и всадники на изумрудных лугах, совсем другие люди и совсем другая жизнь.

14.


Подхожу к кладбищу. Среднеазиатская традиция надо самыми обычными могилками строить мавзолеи, конечно, поражает. Причём со своим колоритом - если казахские кладбища обычно грубее, но капитальнее, то киргизские кладбища многообразнее и вычурнее.

15.


Но всё же подавляющее большинство мавзолеев у киргизов современные, не старше второй половины ХХ века, и это кладбище примечательна двумя старинными губезами, где покоятся манапы населявшего Чуйскую долину племени солто - Байтик и его сын (по другим данным - младший брат) Узбек. Обладая весьма нелинейной историей, киргизы сохранили богатейшую этнобытовую и нематериальную культуру, пожалуй народов со столь же развитым этнографическим наследием (см. ссылку "киргизские кладбища" над фото выше) я ещё не встречал... но вот капитальных зданий они почти не строили, как таковой старой киргизской архитектуры (в отличие от казахской) попросту нет (хотя иногда к её памятникам и пытаются причислить заоблачный Таш-Рабат), и эти мавзолеи интересны уже хотя бы тем, что они есть. А кому там рядом памятник, не спрашивайте - если уж в этих краях над могилами простых смертных ставят мавзолеи, что уж говорить о памятниках?

16.


Байтик-батыр родился в 1820 году, а в 1860-м возглавил восстание киргизов против владевшего их землями Коканда - самого молодого и агрессивного из узбекских ханств, во многом спровоцировавшего русское завоевание Туркестана. В 1862-м Байтик поддержал русских, его киргизы брали Пишпек (Бишкек) и Токмак, а в 1867-м он даже был приглашён в Москву и Петербург на годовщину коронации Александра II. И хотя русских поддержали далеко не все киргизы, и другие местные манапы сопротивлялись ещё несколько лет, Байтик в народе оставил добрую память и даже прозван был "батыром". Он умер в 1886-м, но мавзолей над могилой воздвигнут чуть позде, в начале ХХ века:

17.


И чем хороша среднеазиатская архитектура - это тем, насколько она ВНЕ ВРЕМЕНИ: такому мавзолею с равным успехом может быть хоть 100 лет, и 1000. И не выбиываясь из общей здешней традиции, всё же чем-то неуловимо он отличается от казахских и узбекских мавзолеев. За ним - старейшая часть кладбища, где даже не мавзолеи, а курганы:

18.


За курганами - мавзолей Узбека (1912):

19.


Ажурная конструкция, больше похожая на беседку - говорят, манап заказал его в Петербурге, во всяком случае где-то в России, хотя скажем прямо - вблизи он гораздо грубее, чем кажется на фото:

20.


За каменной стенкой - небольшой курган, насыпь над могилой манапа. Саму могилу я фотографировать не стал, а вот "своды" над ней:

21.


Стела у края. Тут тоже вид пусть не вводит в заблуждение - помню, в какой восторг давным-давно привели меня такие стелы на татарском кладбище под Оренбургом, а ведь на самом скорее всего лишь то же начало ХХ века...

22.


Гумбез Узбека явно был прототипом множества мавзолеев-"клеток", которые попадались мне на кладбищах по всей Киргизии:

23.


24.


25.


Да и в принципе даже по меркам Киргизии это кладбище поражает разнообразием форм:

26.


Довершил картину всадник, столь неизменный в Великой Степи:

27.


Спустившись в Ханских могилок, я вышел к остановке (она видна слева на кадре №11). Не знаю, известен ли Ата-Бейит бишкекчанам (хотя местные-то точно знают), так что в городе проще спросить "Как проехать на Воронцовку?" (официально Таш-Дебе, но, что обычно для Бишкека или Алма-Аты, все без искобчения местные её называют по старинке). В принципе, ходит туда 295-я маршрутка... но подвох в том, что делает она это раз в час, в один из трёх рейсов, в основном же конечная у них в центре Воронцовки, откуда до цели ещё 3 километра:

28.


У конечной - импровизированное деревенское антикафе: сельпо, в углу которого стоит столик со стопкой газет да пара диванчиков, пользующиеся большими спросом у местных. В магазин я зашёл за колой, а передо мной сельский паренёк покупал одну сигарету - штуку, а не пачку, и я конечно слышал о сигаретной торговле поштучно, но своими глазами увидел первый раз. В общем, в Средней Азии свой колорит даже у столичных предместий. Между тем, маршрутку до Ата-Беита я прождал минут 20, успел засомневаться в том, надо ли мне туда, и решил ехать на том, что пойдёт раньше - в Ата-Бейит или в город. В итоге всё же подошла маршрутка на Ата-Бейит. Вид Воронцовки:

29.


От поворота к Ата-Беиту идти ещё добрых полкилометра, что в гору строго по прямой не очень-то легко:

30


Зато отсюда как на ладони сам Чон-Арык. В прошлый приезд мы гуляли по той его стороне, за ним почти весь Бишкек:

31.


Хорошо видно и раскинувшиеся по склону Ханские могилки, а ультразумом можно выхватить даже гумбезы манапов:

32.


Мемориал Ата-Бейит ("Кладбище Отцов") в урочище Чон-Таш (Большой Камень) открылся в 2000 году у братской могилы жертв сталинских репрессий. С тех пор он успел прирости ещё двумя мемориалами, и первыми от входа встречают именно они. Внизу - монумент и захоронение жертв Апрельской революции 2010 года (вот удивительно же думать, что чуть более года назад та революция считалась самой кровавой в постсоветской истории!), вверху белый гумбез Чингиза Айтматова. Похоронено тут 16 человек, а всего в Бишкеке тогда полегло не меньше, чем в Киеве-2014, и памятники тем событиям встречаются в Кыргызстане не реже, чем памятники Великой Отечественной или афганцам:

33.


Но главный мемориал всё-таки выше, и его герои - 137 расстрелянных в 1938 году:

34.


Их братская могила - под каменных тюндюком (круглое окошко в потолке юрты для степных народов образ не менее святой, чем мусульманский полумесяц), а почтение видно хотя бы по этим розам, которые явно кто-то каждый день раскладывает вручную:

35.


В музее за тюндюком - фотографии и документы репрессированных и вещи из их братской могилы. Хотя обычно похороненных здесь называют "киргизской интеллигенцией", всё же оба слова не совсем точны - тут похоронены люди 13 национальностей (киргизов - чуть более половины, среди оставшихся поровну русских и уйгуров, а были и дунгане, и евреи, и украинцы), и в основном не столько интеллигенты, сколько высшие чиновники КирССР периода коренизации, например председатель республиканского совнаркома Юсуп Абдрахманов или Торекул Айтматов - отец Чингиза Айтматова. Тут, особенно после Западного пояса, очень бросаются в глаза расставленные акценты: первое - мемориал маленький, скромный, явно не служащий витриной идентичности; второе - многонациональность жертв сталинизма не только не отрицается, но и всячески подчёркивается; наконец, третье - их даже не представляют "борцами за вашу и нашу свободу": нет, честные большевики-идеалисты, поверившие сталинизму и им же уничтоженные. Но с каким пылом мне рассказывала об этом месте пожилая смотрительница!

36.


С одной стороны от могилы-тюндюка - арка с барельефами и почему-то красной звездой. Надпись в переводе с киргизского: "Правду можно задушить, но её нельзя уничтожить".

37.


С другой, на фоне Чон-Арыка - могила Айтматова, умершего в 2008 году. В нынешней киргизской идентичности он, пожалуй, второй после "Манаса", да и вопрос о его выдвижении на Нобелевскую премию поднимала Турция, назвав Чингиза Торекуловича "самым выдающимся тюркским писателем современности". Ну а места и народы айтматовских произведений самые разные, но везде с этим особым налётом "не совсем реальности".

38.


Как я понимаю, могила под белым тюндюком (виден на прошлом кадре), а это именно памятник:

39.


Осматривая мемориал, я раз за разом слышал, как рядом мужские голоса что-то скандируют на киргизском, и в сочетании с образом революции и репрессий от этого становилось не по себе. Наконец, я вышел за мемориал, а обнаружил, что к нему вплотную примыкает то ли воинская часть, то ли что-то в этом роде, образовавшаяся на основе той самой "дачи НКВД", и на плацу солдаты скандировали солдаты ни что иное, как слова присяги - но это была всего лишь репетиция. Военных, конечно, фотографировать нельзя, но я рискнул и остался незамеченным:

40.


С другой стороны плаца, чуть выше по склону, меня привлекла бетонная конструкция, которую местные называют почему-то Саркофаг:

41.


Это яма печи кирпичного завода, основанного в 1890 году купцом Никольским из Воронцовки и сгоревшего в Гражданскую войну. Яма, однако, осталась, и НКВДшники приметили её близ своей дачи (то есть на полностью контролируемой территории) для чёрных дел - именно сюда первоначально были сброшены тела расстрелянных, и лишь в 1990-х их перезахоронили на нынешнем месте. По известной легенде, об этом в 1990 году рассказала Бюбюра Кадыралиева, дочь шофёра, отвозившего трупы, который в свою очередь сознался ей в этом на смертном одре в 1970-е годы. На самом деле место захоронения было известно по документам, просто Кадыралиева активнее всех боролась за то, чтобы жертвы того расстрела не были забыты.

42.


Внизу юрта, в которой что-то делали две девочки школьных лет. В принципе, о сущности этой юрты я догадываюсь и в следующей части скорее всего покажу такую же "в действии":

43.


А вокруг красота и простор, шумный город не виден за сопками. Ата-Беит впечатляет - час от маршрутки до маршрутки пролетел незаметно. А след трагедий ХХ века в общем-то почти одинаков и страшен везде, что в Киргизии, что в Эстонии, лишь его влияние на современность - разное.

44.


Другие мои посты о Киргизии - здесь. Но как бы ни манили горы, в этот раз у меня другая дорога, так что пора было возвращаться в Бишкек.

45.

Date: 2015-04-13 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] olster28.livejournal.com
А эстонцем из каких краев? В свое время с интересом узнал о "эстонском следе" на тверской земле. Кое-что остается и поныне.

Date: 2015-04-13 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Точно не знаю, но чуть ли не оттуда. Фамилия у него была эстонская.

Date: 2015-04-13 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] liit-ina.livejournal.com
О, наши горы. На Иссык-Куль завернуть не планируете? в Узбекистан у меня выбраться не получается, а на иссык-Куле я буду регулярно, заглядывайте в гости, ежели случится.

Date: 2015-04-13 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Так я уже в Алма-Ате, в Киргизии я же был совсем недолго. Жалко, но вроде бы ещё вариант с попутчиками в Узбекистане есть.

Date: 2015-04-13 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] liit-ina.livejournal.com
Я к тому, что если на Иссык-Куль летом заглянете - свистните)

Date: 2015-04-13 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Да, виды гор рядом с городом мне, как человеку, выросшему и живущему на равнине, сносят крышу до сих пор, даже после того, как я уже неоднократно такое видел. Из села в Алтайском крае, где мои предки жили, тоже горы хорошо видно, но это опять таки обманчивая близость, — до них там 30 км.

Date: 2015-04-13 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Меня предгорные города цепляют даже сильнее, чем приморские :) А Москва далеко и от того, и от другого.

Date: 2015-04-13 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Причём настолько высоких гор, как в Киргизии я вообще не видел. Те горы, которые нависают над Дивногорском или, например, Миассом, — совсем невысокие.

Date: 2015-04-13 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] part7.livejournal.com
Илья, возможно, мы с Вами были в нескольких сотнях метров... Я почти весь день провёл на соседнем с Ата-Бейитом холме с парапланеристами. Если в следующий раз занесёт в Бишкек, дайте знать на предмет встречи с единомышленниками, включая профессиональных историков. Кстати, если есть конкретные вопросы по истории Средней Азии (прежде всего, древнейшего времени и Средневековья), задавайте, я передам специалистам.

А Ата-Бейит сейчас выглядит не совсем так, как ещё месяц назад. Я был там на Нооруз. Вот: https://www.facebook.com/part7/posts/869899043051474
И ещё немножко: https://www.facebook.com/part7/posts/869904329717612

---------------------
12. Ханские могилки - хорошо знакомое название для коренных бишкекчан, но таких осталось от силы одна четвёртая... Ата-Бейит многие действительно не знают. Школьников возят туда на экскурсии, местные знают, но специально мало кто туда ездит. Даже многие парапланеристы, несколько лет летающие над этими краями, на комплексе не были.

15. Подобные мавзолеи - именно среднеазиатская традиция, восходящая к доисламским временам. В исламе не принято каким-то образом отмечать могилы, тем более, делать их объектом поклонения. В Средней Азии же суфизм вобрал в себя местные культы и обряды, чем и был привлекателен для населения, постепенно и добровольно принимавшего ислам. Скажем, киргизы и казахи хоронят умерших на 3-й день, что для "чистых" мусульман недопустимо.

Date: 2015-04-13 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, исправил!
В принципе, я там был в 8-9 утра, так что возможно ещё до вас, потому что ничего похожего в поле зрения не летало. У меня была мысль с вами списаться, комментарии к прошлым постам запомнил... но первоначально я вообще думал, что из аэропорта сразу поеду на автовокзал и в Алма-Ату.

Date: 2015-04-13 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] part7.livejournal.com
Да, по теням видно, что рано. Мы там с 10:30 были.

И ещё комментарий для 7-го снимка. Сейчас в Бишкеке огромными темпами (правда, уже пошло на спад из-за кризиса) идёт точечная застройка, поэтому торчащие повсюду здания нередки. Вроде, на данный момент самым высоким зданием является 18-этажный бизнес-центр "Россия", вряд ли эти, хоть и недостроенные. К сожалению, беспорядочное строительство приводит к тому, что "фирменный" вид на горы из любой части города даже на центральных улицах оказывается испорчен новыми зданиями.

Date: 2015-04-13 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] bardsplav.livejournal.com
Бизнес-центр "Россия"? Неужели такие названия там возможны? Даже не верится. Как говорится, взрыв пуканов нарушил тишину украинской ночи.

Date: 2015-04-14 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вполне. Тут, конечно, был националистический угар в 1990-х, но схлынул быстро (по крайней мере местные русские об этом рассказывали), и нынешняя Киргизия очень лояльная к России страна, по мне так даже в большей степени, чем Беларусь и Казахстан, особенно после революций. Хотя русскую топонимику всё равно выводят...

Date: 2015-04-14 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] bardsplav.livejournal.com
1. Казахстан я бы вообще не назвал лояльной страной. По мне - так это вообще одна из самых русофобских стран ближнего зарубежья. Русофобия скрытая цветёт. Очень активно работает "третья сила". Недавно сайт один нашёл, называется "Изнанка казахской оппозиции". Автор вещает с проназарбаевской платформы, но он этого и не стыдится. Пишет подноготную про пятую колонну - я их называю "жёлтогандонники". Что поразило - эта публика моментально освоила украинский лексикон оскорблений. Слова "вата", или "шуточки" типа "шашлык по-одесски" - там уже норма. Если хотите дам ссылку.
2. В/ч которую вы сняли - сдаётся мне что это база киргизского спецназа. В альплагере Ала-Арча я застал их торжественное построение, посвящённое удачному восхождению на пик Комсомолец. Это название кстати ещё не стёрли. Одеты были в потрясающе красивую чёрную форму и краповые береты. Сдаётся мне что это они.

Date: 2015-04-14 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] part7.livejournal.com
Спецназ ВДВ там, поэтому выглядят по меркам киргизской армии прилично.

Date: 2015-04-14 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
"Ватника" придумал житель Новороссийска. В Киев он переселился совсем недавно.

Date: 2015-04-13 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Как-то вы неожиданно уехали: без прощального поста. А я вас много вспоминала и поминала: мы пересеклись маршрутами с разницей в два года почти точно день в день. Если будет возможность, загляните в мой блог (правда большинство постов еще не написано, но кое-что уже есть).
Не раз мониторила цены в Алма-Ату, и каждый раз они были невменяемыми. Совершенно не помню гор в Бишкеке: была там в 13 лет после месячного путешествия и мечтала скорее попасть домой. А теперь после этих фото и упоминаний цен, задумалась и про Бишкек. Правда при моем фиксированном отпуске (июль-август) и непереносимости жары, вряд ли что-то склеится. Но чем черт не шутит...

Date: 2015-04-13 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Не два, а всего-то год. Я туда ездил прошлой весной. Во френд-ленте посты уже видел, но пока посмотреть не успел. Извините, что не ответил на сообщение - закрутился со сборами. То же и с передъотъездным постом, тем более что настоящее путешествие-то начнётся только послезавтра.

До Алма-Аты билеты стоили адекватно (6-8 тыс.) до кризиса. Думаю, они привязаны к каким-то международным валютам, потому так и скакнули.

Date: 2015-04-13 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Да, я ошиблась на год, возможно, потому что не совпали некоторые впеячатления по Астрахани, решила, что возможно город изменился; но за год - вряд ли.
Ну, счастливого пути и благополучного возвращения!

Date: 2015-04-13 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Значит, и у Вас есть финно-угорские корни...

Date: 2015-04-13 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
У меня ещё и по материнской (пермской) линии явно коми-пермяцкая крвоь.

Date: 2015-04-13 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
У меня тоже, только удмуртская (а может ещё и коми-зюздинская). И кто-то из предков бабушки был из солдат наполеоновской армии - хранящийся в нашей семье бисерный крест оказался католическим. А может и участником одного из польских восстаний - Вятка многих сильных приняла.

Date: 2015-04-14 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] bardsplav.livejournal.com
Так у вас и фамилия много говорит о происхождении. Польская же фамилия?

Date: 2015-04-14 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Не совсем. Уманские с ударением на "у" - потомки запорожцев (фамилия часто встречается на Кубани. На юге меня часто спрашивают про ударение). А мы, Уманские (с ударением на "а") - местечковые.
А бабушкина родня - Кривошеины. Они все высокие, худощавые, темноволосые и смуглые. Притом, что в окрестных деревнях народ был невысокий, коренастый, светловолосый и светлоглазый.

Date: 2015-04-13 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] egor65g.livejournal.com
Спасибо за замечательные фотографии Родины:) С Вашего разрешения, утащил бы пару снимков к себе.

Date: 2015-04-14 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Если со ссылкой на меня - то без проблем :)

Date: 2015-04-14 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egor65g.livejournal.com
Благодарю:)

Date: 2015-04-13 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] an-poluhin.livejournal.com
Русские на 49 %, киргизы на 60 %, эстонцы на треть по мужской гаплогруппе R1a1. Ближайшая родня! Ощущается?

Date: 2015-04-13 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bardsplav.livejournal.com
Потрясающие места. Фото красивые. Был там только один раз в жизни, именно на этих дорогах, но сейчас ничего вообще не узнаётся. Выглядело как будто немного всё по другому, начало августа - мощное солнце, жара и свет.
Тогда маршрут был такой в велопоходе - вверх по Аламедину, там ночёвка, потом какими-то огородами на Ала-Арчу, спуск оттуда, от самого альплагеря в город. Расстояние 40 км. Что интересно, на его преодоление даже вниз ушло 2 часа. За это время не пришлось крутить педали вообще. Свободный спуск подпортил дождь, сквозь который пришлось проехать. Потом уже в городе мне бабульки рассказывали про могилу Байтык-батыра. Дождь был как в том месте. Хорошо хоть теперь знаю как она выглядит.

Date: 2015-04-14 03:20 am (UTC)
From: [identity profile] Роман Руденко (from livejournal.com)
Сигареты поштучно))). Как у нас в 90-е продавали
Илья, ну что, завернете к нам в Саракташ и Зилаир?

Date: 2015-04-14 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Пока не знаю, скажу скорее всего уже в начале мая, когда вернусь из Узбекистана.

Date: 2015-04-14 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] Роман Руденко (from livejournal.com)
Хорошо

Date: 2015-04-14 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] taira-koremochi.livejournal.com
Колоритные мавзолеи.

У нас сигареты тоже в киосках поштучно продают.

Date: 2015-04-14 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Да я в окрестностях Балт.вокзала в Таллинне знавал парочку мест, где еще лет семь назад поштучно сигареты продавали ;-)

Date: 2015-04-14 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com
> мне предстояло провести (де-юре) снаружи всех государств:

Распространенное заблуждение. Чистая зона аэропорта - это территория России, а пересечение границы происходит не на КПП, а в воздухе.

Date: 2015-04-14 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Ну что, хярра вэялиээстлане, поздравляю с обретением корней! ;-)

Счастливых тебе азиатских странствий.
Два вопроса по этому посту:

1) Вот ты пишешь, что абсолютно такой же мавзолей мог бы быть построен и сто, и триста лет тому назад. Я подумал: наверное, также для японца или индуса и неоготика или неорусский стиль - от подлинного средневековья фиг отличишь. Интересно, а есть ли признаки, по которым специалист по региону сразу может определить, "новодел" перед ним или "подлиник"?

2) "Ажурные" мавзолеи - может, это такое переосмысление каркаса земного жилища, юрты?!

Date: 2015-04-17 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] antipodean-wor.livejournal.com
Спасибо за еще одну чудесную экскурсию по "малой родине" :)

"Ханские могилки" - наверное, одно из самых древних "непрерывных" мест захоронений в Чуйской долине. На южных склонах Боз-Пельдека (так, собственно, называется "Чон-Арыкский холм") обитатели Чуйской долины погребали своих умерших задолго до прихода в эти места киргизов. В своих заметках Вы пишите: "За ним [Гумбезом Байтыка] - старейшая часть кладбища, где даже не мавзолеи, а курганы".

Это не совсем так... "курганы" в прямом смысле этого термина - захоронения кочевников, возрастом более 2 тыс. лет, - находятся на южном склоне Чон-Арыка, на севере за дорогой (если смотреть от гумбеза). Это могилы саков и усуней (5 - 3 века до нашей эры).

К слову, как пишет в своей работе "Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана" известный киргизской историк Владимир Мокрынин,

"А могут ли антропологи определить, как выглядели саки Тянь-Шаня, каков их внешний облик?

Еще в 50-х годах в республике проводились масштабные антропологические исследования под руководством крупнейшего ученого в этой области Г.Ф. Дебеца. Несмотря на то, что в его распоряжении была очень небольшая серия черепов саков Тянь-Шаня (притом плохой сохранности), ученый сделал вполне определенные выводы: «Древнейший из известных нам антропологических типов Киргизии - тип населения сакского времени - характеризуется преобладанием признаков европеоидной расы ... Монголоидная примесь у населения сакского времени в Киргизии была совершенно незначительной».

А вот как описывает историю возникновения села Чон-Арык киргизский краевед Владимир Петров (в статье "История околицы нашего города"):

"В Ленинском районе нашего города имеется Чон-Арыкский сельский совет и подчиненное ему внутригородское село Чон-Арык. Чистые асфальтированные улицы, аккуратные домики, утопающие в садах, ухоженные огороды...

Интересна история этого села.

В результате многолетних смут и дворцовых переворотов в Кокандском ханстве кыргызы - кыпчаки бежали из предгорий Ферганы и на пути к своим прежним кочевьям - долины Каркары и Текеса - в 1854 году были приглашены манапом Байтиком поселиться на землях племени солто.

Это гостеприимство имело меркантильные цели, так как заселением воинственным народом горных проходов рек Ала-Арча и Баш-Карасу устраивалась защита байтикских земель от кокандцев, пытавшихся удержаться в это время в Чуйской долине.

В доказательство своих бойцовых качеств кыпчаки выиграли у солто турнир Эр-Саиш: когда на поле столкнулись вооруженные пиками всадники, и победители получили разрешение на жительство. Свои кыштаки они устроили у подножья горы Байтик и там, где сейчас селятся застройщики Арча Бешика, раскинулись кыпчакские юрты, выпасался скот, а поля засевались ячменем, просом и люцерной. Здесь же было заложено и первое родовое кладбище.

Кокандцы были изгнаны из Чуйской долины войсками Российской империи и вскоре казачьий пост закрепился в алаарчинском проходе, теперь уже прикрывая уездный город Пишпек от нашествия горцев. И появились первые хаты русских поселенцев, поближе к казачьему посту. А ниже в первые мазанки вселились семьи кыпчаков-Кожоналы, Кулдая, Кыдыка, Сыдыка и других. Новое поселение получило название Кыпчак".

Date: 2015-05-06 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] mikka.livejournal.com
Смотрю, ты всё больше и больше проникаешься горами. А нет желания сходить в нормальный горный поход дней на 7-10 (имеется ввиду пешком без верёвок и снаряги, но уже реально по горам на автономке)?

Всё-таки вызывают у меня отторжения все эти кладбища, как наши, так и среднеазиатские. Сразу представляются могильные черви. Насколько чище сжигание, которое практикуют в индуистских странах - ведь тело это не человек.

>а передо мной сельский паренёк покупал одну сигарету - штуку, а не пачку
Такое и в Иркутске видел не раз, не говоря о глухих закутках БАМа.

43. Абсолютно согласен. Киргизы воспринимают это как грустный эпизод истории, не пытаясь создать из своего народа образ мученика, страдавшего от злобных русских.

Profile

shagonar: (Default)
shagonar

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 20th, 2025 06:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios